Конспект занятия в старшей группе по экологии
«Клуб знатоков природы»

Задачи:

  • Учить устанавливать взаимосвязь между обитателями леса-растениями и животными, об их пищевой зависимости друг от друга.
  • Закреплять знания детей о планетах солнечной системы.
  • Углублять и конкретизировать представления об условиях жизни растений и животных; о том, что человек - часть природы.
  • Расширять знания о лекарственных растениях.
  • Обобщать и систематизировать представления о временах года, их явлениях.
  • Развивать экологическое мышление в процессе проведения экспериментальных опытов.
  • Воспитывать положительное отношение к окружающему миру, к живой и неживой природе.

 

Ход занятия

Воспитатель: Начинаем очередное заседание клуба «Знатоков». В наш клуб

поступает очень много вопросов от необычных радиослушателей. Лучшие знатоки, которые ответят на все вопросы, будут награждены призами.

К нам в клуб поступил вопрос от нашего знакомого Звездочета. Он очень

интересуется, любите ли вы смотреть на небо вечером?

А что можно увидеть на небе?

(Звёзды, луну.)

Ребята, а сколько на небе звезд?

(Их очень много.)

В безоблачный вечер небо над нашей головой усыпано множеством звёзд. Они кажутся маленькими, сверкающими точками. Потому, что очень далеко от нас находятся. А на самом деле они очень большие.

Ребята, а кто знает, какая самая большая звезда?

(Это Солнце.)

Некоторые звёзды соединяются в созвездия, которые имеют свои названия. Скажите, кто знает такие созвездия?

(Близнецы, рак, козерог и так далее.)

А какие ещё планеты есть в нашей солнечной системе?

Луна, марс, юпитер, Сатурн и так далее Ребята, а как называется наша планета?

(Земля.)

Как Солнце влияет на нашу Землю?

Без солнца не было бы жизни на земле.

Происходит смена дня и ночи.

Смена времен года.

Вот опять сменилось время года. Посмотрите внимательно, о каком времени года, мы будем с вами говорить. Модель: «Весна».

(Дети отвечают на вопрос, объясняя каждый рисунок.)

Воспитатель: Правильно, вы узнали точно время года. Послушайте отрывок стихотворения о весне.

Разбегайтесь, ручьи

Растекайтесь, лужи

Вылезайте муравьи

После зимней стужи

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник

Стали птицы песни петь

И расцвёл подснежник.

Воспитатель: А теперь вопрос от одного лесного жителя, догадайтесь, от кого?

(От лисы.)

Лиса приглашает нас в лесную столовую с просьбой правильно накормить всех лесных обитателей.

Дидактическая игра «Цепи питания»

Как можно назвать насекомых и животных, которые питаются растениями?

(Травоядные.)

Есть животные, которые питаются насекомыми и мелкими животными. Как называются эти животные?

(Хищники.)

Подумайте, а можно ли включить в эту цепочку человека?

(Ответы)

- Почему?

(Человек - самый сильный, он может попасть в любую часть «цепочки».)

Но человек не только самый сильный, но и самый умный, он никогда не будет просто так нарушать жизнь растений и животных. Но в тоже время человеку приходится нарушать окружающую среду, потому что человеку нужно питаться, строить жильё, одеваться. Для жизни человеку иногда приходится рубить деревья. Вот мы сейчас и поиграем в такую игру «Хорошо - плохо». Давайте с вами подумаем, что хорошего в том, что человек рубит деревья? (ТРИЗ)

(Ответы.)

А что плохого?

(Ответы.)

Мы с вами выяснили, что человеку необходимо рубить деревья. Но что нужно делать для того, чтобы лесные богатства не иссякали?

(Сажать деревья, кустарники, разводить лесопарки.) Ребята, вот об этом и говорит нам народная мудрость.

Много леса - не губи,

Мало леса - береги,

Нет леса - посади.

Ребята, давайте покажем Капитошке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую пользу приносят.

Дидактическая игра «Вода в детском саду»

(Дети идут по группе, делают остановки.)

(В батарее, в лейке, в вазе, в кране, в аквариуме.)

Дети приклеивают капельку и объясняют.

Воспитатель: Вот, Капитошка, сколько в нашей группе твоих сестричек-капелек живёт, Которые приносят нам большую пользу.

(Открываю кран.)

Воспитатель: Капелька, что случилось? Почему ты загрустила?

Капелька: Я слышу, что где-то журчит вода.

Воспитатель: Ребята, а вы слышите?

Воспитатель: А как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы у Капитошки поднялось настроение?

(Закрыть кран.)

Ребята, а почему вы так думаете?

(Воду нужно беречь.)

Воспитатель: Капитошка, у нас для тебя есть сюрприз. Мы не только знаем, где живёт вода, мы ещё нарисовали для тебя «Портрет воды».

Ребята, давайте вспомним, что же мы с вами рисовали? Мы нарисовали портрет воды, в каком состоянии бывает вода и в виде чего бывает вода.

(Снег, иней, сосулька, море, роса, пар.)

Капелька: Какие вы молодцы, но я хочу чтобы вы для меня показали ещё опыты связанные с водой.

Воспитатель: Вчера, мы поставили воду в холодильник, а сегодня посмотрите, что с ней случилось?

(Вода превратилась в лёд.)

Лёд - это тоже вода.

Давайте лёд положим на ладошку. Какой лёд?

(Холодный.)

Что происходит со льдом?

(Он тает.)

А теперь опустим лёд в стакан свой. Что произойдёт со льдом, смотрите внимательно, лёд тонет в воде или нет?

(Нет.)

Почему?

Воспитатель: Правильно, лёд легче, чем вода.

Теперь подумайте, что же случится с водой, если её сильно, сильно нагреть?

(Она закипит. )

Сейчас мы с вами и посмотрим, как она будет испаряться.

В термос налила кипяток. Чтобы увидеть пар, нам нужно над термосом поместить зеркало. Посмотрите, на зеркале выступили капельки - это тоже вода. Вода испаряется, охлаждается и превращается в капельки. Ну что Капитошка, много ребята знают о воде?

Ну, а сейчас будет блиц-опрос для всей команды знатоков. Отвечать нужно быстро и чётко.

1. Сколько лап у паука?

(Восемь.)

2. Какая самая большая птица на Земле?

(Страус.)

3. Почему крапива жжётся?

(В волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота).

4. Почему яркую божью коровку птицы не клюют?

(Она выделяет едкую жидкость. Раз попробовав, птица запоминает яркого жучка.)

5. Какой зверь самый чистоплотный?

(Барсук.)

б. Какая птица умело подражает голосам многих других птиц?

(Скворец.)

7. Какая ягода заменяет лимон?

(Клюква)

8. Какая охота разрешается в лесу в любое время?

(Фотоохота.)

Молодцы!

(Внезапно зазвонил телефон.)

Воспитатель: В наш клуб срочный звонок. Это нам звонит фитотерапевт Лечебник. Он очень просит детей собрать растения для витаминного чая. Вы же знаете, как необходим детскому и взрослому организму постоянный приём витаминов.

Ребята, давайте подойдём к столу. Посмотрите внимательно и выберите те растения, которые нужны для витаминного чая.

(Дети выбирают.)

(Шиповник, душица, мята, лист малины, чабрец, липа и др.)

А почему вы не собрали эти растения?

Правильно, эти растения ядовитые, их в пищу употреблять нельзя. Ребята, а вообще они кому-нибудь нужны?

Правильно, ими лечатся животные и птицы. А теперь давайте вернёмся в наш клуб.

(Стук в дверь. В группу входит «Капелька».)

Воспитатель: Ты кто?

Капелька: Я капелька.

Воспитатель: А как тебя зовут?

Капелька: Меня зовут Капитошка.

Воспитатель: А зачем ты к нам пришла?

Капелька: Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.

Капитошка прощается и уходит.

Ребята, в наш клуб пришло письмо. Давайте посмотрим, что же там есть в этом конверте?

Ребята, да здесь задание для вас. Вы должны определить сейчас, что можно и чего нельзя делать в природе? Посмотрите внимательно на схемы и отметьте, что можно делать в природе-зелёным карандашом, а чего нельзя - красным.

Молодцы!

Выполнили задание. Теперь я вижу, что к природе вы будете относиться бережно. Вы правильно ответили на все вопросы, которые поступали в наш клуб, но мне хочется тоже задать вам свой вопрос.

Давайте с вами вспомним, какая у нас была зима? Назовите зимние месяцы. Ведь мы с вами вели всю зиму календарь, отмечали в нём состояние погоды. По окончании зимы мы с вами провели анализ состояния погоды по календарю и уже знаем, какая была зима. Посмотрите на календарь и вспомните.

Молодцы!

Вы и на мой вопрос ответили правильно.

Вы такие умные и много отвечали, много знаете, вас по праву, можно назвать знатоками природы. А есть у вас такие вопросы, на которые бы вы хотели получить ответ? Что вас интересует? Давайте зададим вопросы знатокам подготовительной группы. Я ваши вопросы запомнила, передам их ребятам, и потом они прейдут в наш клуб и ответят на ваши вопросы.

(Угощение от Лечебника.)

Это наш фитотерапевт Лечебник прислал угощение - витаминный чай. Давайте мы сами попьём и предложим нашим гостям.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Детско-родительская гостиная «За все на свете мы в ответе»

Детско-родительская гостиная «За все на свете мы в ответе» Цель: расширять сотрудничество с родителями в результате формы взаимодействия –родительской гостиной. Задачи: - развивать...

Математический коврик «Цветная мозаика»

Математический коврик «Цветная мозаика» Математический коврик используется как для индивидуальной работы, так и для коллективной работы. Яркие фигуры из фетра крепятся...

Конспект непосредственной образовательной деятельности (ОО «Познавательное») «Хлеб – всему голова»…

Конспект непосредственной образовательной деятельности (ОО «Познавательное») «Хлеб – всему голова» для детей старшего дошкольного возраста, 5-6 лет Пояснительная записка. Детское экспериментирование — это основа поисково-исследовательской...

Читайте также

Дидактическая игра «Шахматные домики» для детей 4-6 лет

Дидактическая игра «Шахматные домики» для детей 4-6 лет Аннотация: Игра «Шахматные домики» предназначена для детей от 4 до 6 лет и может...

«Волшебный домик». Конспект бинарного показа организованной образовательной деятельности в рамках…

«Волшебный домик». Конспект бинарного показа организованной образовательной деятельности в рамках образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» для детей...

Роль развлечений в развитии эмоций

Роль развлечений в развитии эмоций С приходом в детский сад ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни. Возникают...