Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на примере ознакомления с былинами
Тема: «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Образовательные области: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Возраст детей: старшая группа.

Программные задачи:

- сообщить элементарные исторические сведения об эпохи Древней Руси;

- продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества через былины, игры, пословицы и поговорки;

- воспитывать у детей уважение и любовь к истокам своей Родины, чувство гордости за русский народ.

- воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе.

Предварительная работа: чтение былин, рассматривание иллюстраций, разучивание пословиц и поговорок о Родине, смелости и чести.

Материал: репродукция В.Васнецова «Три богатыря»; иллюстрации и фотографии Древней Руси, атрибуты русской избы; военные атрибуты (кольчуга, шлемы, булава, меч, лук, стрелы); звукозапись А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».

 

Ход занятия:

Приглашаю детей в группу, здороваемся с гостями по русскому обычаю (дети низко кланяться со словами «Слава Вышнему! Слава навеки! Доброго здоровица вашему дому!).

Воспитатель (В): Дорогие гости, вы обратили внимание как ребята с вами поздоровались? То, что это не случайно, вы убедитесь совершив с нами небольшое путешествие в прошлое истории нашего народа.

В: Ребята, скажите, как называется наша страна, в которой мы с вами живем и по обычаю которой мы поздоровались с нашими гостями?

Дети (Д): Россия.

В: Россия – это наша с вами Родина. Что вы подразумеваете под словом Родина?

Д: Это место, где мы родились. Это мама с папой, это вся моя семья, это наш город, это наш детский сад. Родина – значит родная.

В: А как называлась наша страна давным-давно?

Д: Русь.

В: Давайте вспомним, как жили древние русичи и какой была Древняя Русь.

(С использованием иллюстраций дети дают свои ответы.)

Д: Её называли деревянной, т.к. дома строились из бревен и многие предметы делались из дерева.

Д: Белокаменная Русь, т.к. в городах строились храмы, церкви и крепости.

В: В далекие времена нашу Русь окружали многочисленные враги. Завидовали они, что на Руси среди обширных земель стояли богатые города и красивые православные церкви и храмы. Но русский народ свою землю в обиду не давал. Кто же защищал землю русскую?

Д: Богатыри.

В: Как мы с вами узнали о том, что на Руси было много богатырей?

Д: Из былин.

В: Молодцы! А что же такое былины? От какого слова она происходти?
Д: Было, быль.

В: Верно. Былина – это и сказка и быль одновременно. И если в сказке все герои выдуманные, то в былине встречаются герои, которые жили на самом деле. А кто создал эти удивительные истории?

Д: Русский народ.

В: Правильно. Былины называют устным творчеством. Устным потому, что в то время, когда они создавались, придумывались, письменности еще не было и люди не могли записать то, что видели и слышали. Поэтому былинные рассказы заучивались наизусть и передавались из поколения в поколение. С какими былинными героями вы знакомы?

Д: Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец, Никита Кожемяка.

В: Посмотрите, как русский художник В.Васнецов изобразил их на своей картине «Богатыри».

В: Продолжение какой былины я вам сегодня расскажу, вы должны отгадать сами. Пройдите в нашу музейный уголок. Какие предметы старины вам знакомы? В какой былине о них говорилось?

Д: Деревянный ковш. В былине «Илья Муромец».

В: Молодцы. Чем закончилась первая былина об Илье Муромце.

Д: Илья Муромец попрощался с родителями и ускакал в стольный Киев-град.

В: Присаживайтесь и послушайте, что происходило дальше.

(Рассказ воспитателя былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».)

В: Ребята, вам понравилась былина?

Давайте представим, что мы с вами сильные, храбрые и отважные богатыри.

Дружно встанем – раз, два, три –

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим

Ноги крепкие расставим.

Поварачиваясь вправо – оглянемся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце руки в боки.

Наклонились влево, вправо –

Получается на славу!

В: Молодцы! А как вы думаете, что необходимо богатырю для защиты земли русской.

Д: Военные доспехи, оружие.

В: Верно, давайте соберем богатыря в дорогу.

(Дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу».)

В: Как можно охарактеризовать богатыря? Какой он?

Д: Смелый, храбрый, мужественный, сильный.

В: А какие мы с вами знаем пословицы и поговорки русского народа о силе, храбрости, смелости?

Д: Кто смел, тот и цел.

Сражайся смело, а правое дело.

Волков бояться, в лес не ходить.

В: Ребята, а как вы думаете, люди, которые так героически защищали Русь, совершали подвиги, как относились к своей родине?

Д: Любили.

В: Давайте вспомним пословицы о любви к родной земле, Родине.

Д: Для Родины своей ни сил, ни времени не жалей.

Для Родной отчизны, не жаль и жизни.

Родина мать, умей за нее постоять.

В: Молодцы! А сейчас предлагаю вам настоящую богатырскую игру. Называется она «Петушиные бои» (подвижная игра).

В: Богатыри, когда уходили на службу, на защиту родной земли, то всегда с собой брали, либо им дарили жены, матери – оберег. Они верили в то, что он их хранит и оберегает от нечистой силы, от злых врагов. Давайте с вами тоже сделаем оберег на счастье для наших гостей.

Продуктивная деятельность.

(Я использовала соленое тесто при изготовлении подков.)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Детские конкурсы как инструмент личностного развития дошкольников

Детские конкурсы как инструмент личностного развития дошкольников Создание условий для развития способностей всех детей является одной из основных задач общенациональной системы...

Конспект организации экспериментирования с использованием нетрадиционного рисования «Такая разная земля»

Конспект организации экспериментирования с использованием нетрадиционного рисования «Такая разная земля» (В старшей группе) Программное содержание:  Систематизировать знания детей о составе земли: камни, песок...

Игровой тренинг по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста…

Игровой тренинг по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну радости» Цель: расширение представлений детей об эмоции «радость»; формирование представление о...

Читайте также

Музыкальное развлечение в средней группе: «Осень в гостях у ребят»

Музыкальное развлечение в средней группе: «Осень в гостях у ребят» Цель: создать радостное, приподнятое настроение у детей, вызвать положительный эмоциональный отклик.Задачи:- закреплять и расширять у детей...

Развлечение по финансовой грамотности «Тайна сейфа»

Развлечение по финансовой грамотности «Тайна сейфа» (старшая группа) Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: закрепить...

Процесс познания ребёнка дошкольного возраста, исследовательской деятельностью

Процесс познания ребёнка дошкольного возраста, исследовательской деятельностью В концепции модернизации российского образования говориться, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые...