Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности на видовой точке экологической тропы
«Уголок леса»
для детей старшей группы
Интеграция с областями: «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Художественная литература».
Цель: Познакомить детей с хвойными деревьями (с туей и сосной).
Задачи:
1. Закрепить и углубить знания детей о сосне и туе, как представителях хвойных деревьев.
2. Формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия.
3. Упражнять детей в составлении связных рассказов, образовании множественного числа имен существительных и согласования их со словом «много».
4. Развивать творчество, связную речь, мелкую моторику.
5. Воспитывать экологическое мировоззрение: вызвать негативное отношение к тем, кто наносит вред природе, вырубая ели и сосны. Учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева.
Оборудование: Картинки с изображением сосны и туи, сосновые шишки, аудиозапись.
Ход деятельности.
Ребята, посмотрите внимательно, к каким красивым деревьям мы подошли. Кто знает, как называются эти деревья? А как назвать их одним словом? (хвойные деревья). А где у нас ещё растёт большое количество хвойных деревьев? (в лесу, в питомнике)
Сосна и туя похожи друг на друга. Чем? (Ответы детей). У них есть иголки, и они круглый год зеленые. А чтобы никогда не путать эти два дерева, запомните:
у сосны иголочки длинные, а туи хвоя в виде чешуек, плотно прижатых к стеблю.
Ребята, послушайте легенду о том, как эти деревья стали вечно зелеными.
Легенда о "живой воде"
Собрались птицы на опушке леса и выбрали гонца за живой водой. Этим гонцом оказалась ласточка. Когда она набрала в Лукоморье живой воды и летела обратно, захотела она оповестить окружающих о своем прилете, приоткрыла клювик и выронила несколько капель живой воды. Попали эти капли на три дерева: сосну, пихту, ель. Стали эти растения "вечнозелеными". Зеленая одежда украшает хвойные деревья во все времена года. Периодически деревья сбрасывают хвою, но не всю сразу, поэтому человек не замечает листопада.
У сосны корни очень сильные и длинные. Они могут расти и среди скал, и на песке, ветры им не страшны. А вот чего она боится, так это отсутствие солнца. Сосны очень любят солнечный свет и растут там, где светло. Но несмотря на это, туя и сосна растут медленно. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Вот плод туи (показываем детям), а это- шишка сосны. Весной из семечки появляется росток длинной с мышиный хвостик, а на его вершине несколько нежных иголочек. Пройдет много лет, пока этот росток превратится в большое дерево. Ведь говорят недаром: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить». Как вы понимаете эту поговорку? (Ответы детей). А шишки будем срывать с дерева? Вы то, конечно, не станете срывать шишки с дерева. А почему? Кому очень нужны шишки? (Ответы детей). Шишками, почками и хвоей, питаются многие птицы, а еще белки. Вот взгляните на эту сосновую шишку (показ). Птицы полакомились семенами этой шишки. Для лося лучшей зимней едой являются молодые сосновые побеги и кора взрослых деревьев. И что же, ничего не останется на нашей сосне с туей? (Ответы детей). Вместо листьев у сосны и туи иголки. Но правильнее называть не иголки, а хвоинки. Хвоинки – это такие листья у хвойных деревьев. И хотя мы знаем, что хвойные деревья «зимой и летом одним цветом», хвоинки держатся на дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не все сразу. Кто из вас бывал в хвойном лесу, мог заметить под деревьями ковер из опавших хвоинок.
Ребята, а давайте с вами отдохнем.
Физ. минутка «Сосна»
Дети берутся за руки, образуя круг, в середине которого становится ведущий – сосна.
Мы посадим сосну – Все ходят по кругу вокруг «сосны».
Вот, вот! Присесть.
Пускай наша сосна Медленно встать.
Растет, растет!
Вырастай ты, сосна, Поднять руки вверх.
Вот такой вышины;
Вырастай ты, сосна, Развести руки в стороны.
Вот такой ширины.
Вырастай ты, сосна, Делают «пружинку».
В добрый час!
Потанцуй, Сережа (имя водящего), Хлопают в ладоши.
Покружись для нас! Ведущий танцует, кружится.
А мы с этой сосны
Шишки срывать будем. Приближаются к ведущему.
От нашего Сережи Стараются дотронуться до ведущего.
Убегать будем! Дети убегают, ведущий их ловит.
Польза
Туя и сосна – верные помощницы человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства.
Целебные свойства сосны просто чудесны! У сосны обладают лечебными свойствами и семена, и хвоя, и молодые шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни.
Мы имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать свежим воздухом, пропитанным ароматами хвои, можем шишки собрать для поделок.
Недаром говорят: «Для города каждое дерево дорого». Но дерево дорого и для нашего садика. Давайте подумаем, почему? Чистый ли в городе воздух? Чем он загрязняется? А как деревья очищают воздух? (Ответы детей). Туя и сосна очень хорошо очищают воздух.
Люди пользуются щедростью этих деревьев. С давних времен использовали люди сосновую древесину. Как вы понимаете слово «древесина»? (Ответы детей). Древесиной называют спиленное дерево. Из сосновой древесины делают мебель, музыкальные инструменты, поделки. В давние времена из древесины сосны делали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду. А еще корабли. И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат сосны. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.
Игра «Один - много»
К предложенным словам дети добавляют слово «много» и называют заданное слово во множественном числе. Передаем по кругу сосновую шишку.
Ель – много елей.
Сосна – много сосен.
Хвоя – много хвои.
Шишка – много шишек.
Древесина – много древесины.
Ветка – много веток.
Дерево – много деревьев.
Корень – много корней.
Рефлексия
Игра «Угадай дерево»
У каждого ребенка в руках плоды хвойных деревьев, которые они должны назвать и выбрать соответствующее дерево перед ними.
Источники заимствованных материалов:
Бондаренко Т. М . «Экологическое воспитание детей 5-6 лет» В; 2012 год
Читайте также |
---|
Конспект НОД по физическому развитию для детей первой младшей группы…
Конспект НОД по физическому развитию для детей первой младшей группы «Радуга» «Прогулка зайцев в зимнем лесу» Интеграция образовательных областей: физическое развитие; речевое развитие; познавательное развитие. Задачи: Упражнять детей в прыжках...
Как сохранить планету Земля, почему экологический образ жизни сегодня так…
Как сохранить планету Земля, почему экологический образ жизни сегодня так важен Мое поколение, это поколение 70-х. В 70-е годы ХХ века происходит...
Хрестоматия «Куклы-обереги»
Хрестоматия «Куклы-обереги» Введение: Одним из интереснейших направлений народного творчества, безусловно, является тряпичная кукла. Народные куклы зародились еще в глубокой древности. Они являлись символами...