Конспект занятия
«Хохломская роспись»

Цель: Познакомить детей с основами хохломской росписи

Задачи:

1. Научить выделять элементы хохломской росписи.

2. Раскрыть красоту «Золотой хохломы» через эстетическое восприятие предметов быта.

3. Отработать простейшие приемы кистевой росписи в выполнении травки.

4. Развивать чувство ритма, творческие способности детей.

5. Воспитывать эстетический вкус, интерес к народным художественным промыслам.

Оборудование и материалы: деревянный бочонок, короб с хохломской посудой, наглядность, иллюстрации с изображением хохломской посуды, сарафан, кокошник, гуашь, альбомные листы, магнитофон.

 

В группу входит Девчушка - веселушка в расписном сарафоне, кокошнике.

- Добрый день, честной народ. Я девчушка-веселушка, шла, шла, да на вас набрела. Иду из края не близкого и не далекого. Из Нижегородской области, из села Хохлома, что стоит на великой реке Волге.

- Наши края не простые, а чудесные. Чего не коснется рука мастеров, чаши ли, ковша ли, тарелки — всё заблестит ярким пламенем, горит ярче солнца красного. Вот что я с собой принесла вас удивить, да порадовать. (Показывает короб с хохломской посудой).

- Посмотрите, как украшена эта посуда. Что вы видите на ней? Чем она расписана? (травкой, ягодами, листочками, цветами, птицами).

- Да, много на посуде чудных украшений, но славится Хохлома прежде всего за необыкновенное золото, т.е золой цвет посуды.

- Золотистой посуда становится не сразу. Все её приключения начинаются с выдалбливания из хорошей просушенной древесины, которая называется заготовка или бельё.

- Затем заготовку грунтуют, покрывают тонким слоем глины. После просушки посуда покрывается олифой и втирается в неё алюминиевый порошок.

- А раньше, наши предки применяли оловянный порошок, но на этом путешествие посуды не заканчивается. Её расписывают умелые мастера и покрывают специальным лаком. Ставят на обжиг в большую печь, где под воздействием высокой температуры алюминиевая поверхность становится золотистой.

- Вот такой секрет хохломского золота.

- А теперь скажите мне какие же пути проходит хохломская посуда до того, как попадает к нам?

- Какие цвета используют наши мастера? (черный, красный, желтый зелёный).

- Вы, наверное, уже заметили, что на разной посуде разный фон, и в зависимости от фона подобраны различные приемы росписи. Существует 2 приема росписи: «верховая» — рисунок идет по серебристому фону, а после обжига становится золотистым. И «фоновая» — рисунок идет по цветному фону красному или черному. Покажите мне посуду, где используется «верховая» (фоновая) роспись. Какой здесь фон?

- И мы сегодня с вами научимся выполнять главный элемент росписи — «травку», по желтому фону. У нас будет «верховая» роспись.

- А сейчас возьмите маленькие кисточки, мы потренируемся рисовать элементы травки. Начнем с ресничек: кисточку держим тремя пальцами, кончиком кисти ведем вниз, нажимаем середину, и заканчиваем тоже кончиком кисти без нажатия.

- Теперь нарисуем травинки, они очень похожи на реснички, только нажим используется сильнее.

- Дальше рисуем усики. Кончиком кисточки начинаем, заворачиваем и заканчиваем кончиком кисти.

- А теперь выполняем пару капелек. Начинаем кончиком кисти и промакиваем. Молодцы. Отложите свои работы и кисточки.

- Возьмите белую полоску. Сейчас попробуем изобразить хохломскую травку. Начинаем рисовать криули. Располагаем их посередине, чтобы с краев осталось место. В полоску должно войти три криуля. Криули располагать так, чтобы образовалась волнистая линия. Затем украсим все кустиками, которые идут от углов. Кустик состоит из травинок. Одна травинка идет по линии одного криуля, другая по направлению следующего криуля. Элементы не должны соединяться. Кустик можно закончить капелькой. Остальное украсим травинками с ресничками.

- Молодцы. Теперь положите кисточки и сядьте прямо.

- Ну вот мы стали настоящими мастерами. И должны все вместе украсить вот этот деревянный бочонок.

- Узор будет еще лучше если добавить ягод. Их мы расположим внутри криулей.

- Мастера, скорей за дело!

- Украшай бочонок смело.

- Составляй хохломской узор,

- Чтобы радовал он взор!!!

Кисть хохломская, большое спасибо, сказывай сказки для радостей жизни. Ты, как душа человека красива, ты, как и люди, служишь отчизне!

«Хохлома»

Птицы и перья, круженья, разводы,

Листья и стебли, колосья и злаки,

Редкие, мудрые формы природы,

Сердца влюбленного тайные знаки.

 

Это придумали русские люди,

Те, что молились пенькам и березкам,

На деревянном языческом блюде

Травы, цветы, легендарные розы.

 

Как я люблю хохломское искусство!

Ложки и те у меня хохломские,

К ним у меня постоянное чувство,

С детства они мне родные, родные!

 

Я разложу их и гости довольны,

И никаких замечаний, и жалоб.

Слышно одно в разговоре застольном:

Щец бы горячих, борща не мешало б!

 

Кисть хохломская, большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни.

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь отчизне!

Виктор Боков

Как итог, создание альбома «Хохломская роспись».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД в старшей группе по рисованию «Заяц в лесу»

Конспект НОД в старшей группе по рисованию «Заяц в лесу» Цель: закрепить знания детей о зиме, учить рисовать зайца, создавать сюжетные...

В умелых руках рождается платье

В умелых руках рождается платье Одной из широко распространённых форм работы дошкольного образовательного учреждения и родителей в нашем БДОУ г.Омска «Детский...

Картотека дыхательной гимнастики

Картотека дыхательной гимнастики Дыхательная гимнастика - важный этап логопедического занятия. Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики: • Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или...

Читайте также

Итоговое занятие во второй младшей группе «Поиски Колобка»

Итоговое занятие во второй младшей группе «Поиски Колобка» Цель: Закрепление пройденного материала за год. Задачи: - закрепить умение различать и называть геометрические фигуры; - закрепить...

Долгосрочный проект во второй группе раннего возраста «Мы за здоровый…

Долгосрочный проект во второй группе раннего возраста «Мы за здоровый образ жизни»

Мастер-класс по составлению интеллект-карты на тему: «Достопримечательности Москвы» с детьми…

Мастер-класс по составлению интеллект-карты на тему: «Достопримечательности Москвы» с детьми подготовительной к школе группы Цель: закрепить названия культурных, исторических объектов и достопримечательностей...