Конспект НОД по обучению грамоте «Лесное путешествие»

Программные задачи:

  • научить к правильной артикуляции звука [C];
  • учить обозначать звуки буквами;
  • развивать фонематическое восприятие, представление;
  • развивать психические процессы: память, внимание, мышление;
  • формировать интонационную выразительность речи;
  • продолжать совершенствовать диалогическую речь;
  • закрепить у детей знания признаков зимы, сезонных изменений в природе, связанных с зимним периодом;
  • обобщить знания детей о строении птиц, приспособлении их к зиме;
  • учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (стало холодно, птицам нет корма, они улетели в теплые края);
  • воспитывать любовь к живой природе, культуру общения с природой, бережное заботливое отношение к ней, привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.

Предварительная работа:

Беседы, наблюдения во время прогулок, рассматривание иллюстраций, кормление птиц.

Материал: Иллюстрации зимующих птиц, разрезные картинки дидактическая игра, кормушка, корм для птиц.

 

Звучит фонограмма детской песни «Морозный денек».

Вводная часть.

Воспитатель.  

С добрым утром!

Вам всем рада!

Утром рано мы проснулись, потянулись!

А сейчас мы улыбнулись.

Посмотрели все ли здесь?

Все здесь!!!

Посмотрели все в окно?

Не замерзло ли оно? нет

Настроение на пять?

Будем вместе отдыхать? Да!

 

Развод рук от груди в стороны

Потягушки, потягивания

Улыбаются друг другу

Выполнение под слова

Левая рука вперед, большой палец вверх

Рука прислоняется ко лбу

Поднятие плеч, развод руками в стороны

 

Воспитатель. Ребята, а какой зимний месяц на дворе? (Январь)

Январь, какой месяц по счету? (второй), а какой был первым, перед январем? (декабрь), а какой будет третий? (февраль)

- Сегодня 26 января. Подскажите, какой сегодня день недели? (четверг).

- Ребята, какие недавно были праздники? ( Новогодние праздники).

- Праздники прошли, а вот посмотрите подарок.

Но он не подписан. Давайте, догадаемся для кого он!

Воспитатель показывает красивую праздничную коробку. В ней мешочки.

- Дети, кто сможет на ощупь отгадать, что в коробке?

Дети отгадывают по одному. Если кто-то не может отгадать, пробует другой.

1 мешочек - семечки.

2 мешочек - сушёные ягоды

3 мешочек - кусочки сала.

4 мешочек - зерно.

- Что в мешочках? Скажите одним словом?    (корм).

- Для кого он? (Для птиц). Зачем птицам нужен корм?     (птицам зимой корм добывать трудно, корма мало)

- Легко ли птицам живется зимой в лесу? (трудно, им холодно, голодно)

- Легко ли им найти корм там, где много снега?

(В снегу корм найти трудно, снега выпадает очень много).

- Птицы зимой гибнут не от мороза, а от голода. В морозы труднее всего найти еду.

А давайте отправимся с вами в лес и навестим там зимующих птиц.

Сначала натянем "умную шапку". (Указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз или имитирует завязывание узелка под подбородком.)

Теперь позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными пальцами на середину щек.)

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится

Теперь откройте глаза, я превращу вас в снежинки:

Ну-ка, детки, покружитесь

И в снежинки превратитесь

(Звучит «Если снежинка не растает», дети кружатся по группе.)

Подул сильный ветер и снежинки прилетели на лесную поляну

(Дети садятся на стулья.)

1. Воспитатель: А вот дуб в котором живет….

днем слепа, ночью зряча. Мышей ловит, а не кот. (сова)

Давайте ее позовем.

СО-ВА.

2. Ребята скажите, сколько слогов в слове?

3. Какой первый слог?

4. Какой второй?

5. А с какой первый звук мы слышим в слове сова?

И у совы на доме – дупле висит буква «эС»!

Ребята, а давайте вспомним, что такое буква? А что такое звук?

Молодцы!

«С» - песенка насоса. Давайте ее споем. Губы в улыбке, зубы видны. Кончик языка спрятан за зубы. Какая струйка воздуха выходит изо рта - теплая или холодная? А если приложить тыльную сторону ладони к горлу и произнести звук, то горло не дрожит. Горло – домик голоса. Звук произносится глухо. И называется глухим. И называется глухим согласным звуком.

Может произнестись твердо Сова (повторение с детьми) и мягко сено.

Игра «Кто внимательный»

Хлопните если услышите звук с, с: лиса, лось, тишина, лист, синица, шарик, снег, шум, шоссе, аист…

А давайте покажем "умную сову". Может тогда сова и появится.

(Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы.)

Зовем, зовем сову, а ее наверное нет дома.

Тогда давайте разгадаем загадки?

(во время отгадывания, воспитатель выставляет картинки отгадки)

1. Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей.)

 

2. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

 

3. Черный жилет,

Красный берет,

Хвост как упор,

Нос как топор. (Дятел)

 

4. Белые щечки -

Синяя птичка,

Остренький клювик -

Собой невеличка.

Желтая грудка -

Это …(Синичка)

 

5. Ходит важно,

Вперевалку.

И воркует, и клюет. (Голубь.)

 

6. Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит,

Голосом речистым, чистым

Клее-кле-кле кричит со свистом. (Клест)

 

7. Трещала, с самого утра:

Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что – пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит… (Сорока)

Как одним словом назовем всех этих птиц? (зимующие). Почему их назвали зимующие?

Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)

Чем они отличаются друг от друга? (Размеры, окраска, оперенье)

Давайте соберем модель, на которой представлены общие части тела всех птиц. (Дети собирают предложенную модель из деталей, лежащих у каждого на подносе, работа в парах.)

Дидактическое упражнение «Для чего?»

(Дети отвечают на вопросы воспитателя)

Для чего птице клюв?

Для чего птице крылья?

Для чего птице лапки (перышки, хвост)?

А что еще объединяет всех этих птиц? Сорока, снегирь, сова, синица… правильно звук С.

Игра «Какая птица улетела?»

Дети внимательно смотрят на картинки с изображенными птицами, запоминают. Затем закрывают глаза, воспитатель убирает картинку, дети отгадывают, какой птицы не стало.

Физкультминутка «СОВА»

Дети выбирают водящего — «сову», которая садится на стул.

Совушка-сова,
Большая голова,
На суку сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг — как полетит!

Дети ходят по групповой комнате, остановившись, изображают спящих птиц. Сова показывает, какая у нее большая голова. Вертит головой, смотрит по сторонам.

(После последних слов выбранная «Сова», догоняет ребят.)

А под дубом живет собака… и вот что с ней приключилось…

Чтение сказки Г. Юдина «Свинья и сова»

Задание: Запомните как можно больше слов со звуком [с, с`], которые встретятся вам в сказке.

Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла в саду стол, красивую скатерть постелила, салфетки разложила, соль в солонке, сирень в стакане и даже свечи в подсвечниках.

Еды всякой приготовила: тут и сыр, и свекла в сахаре, и смородина в сметане, со сливовый, а себе – сосисок нажарила с салом.

Пришла свинья, даже «здравствуйте» не сказала, взлезла в сапогах на стол, все сожрала, ничего собаке не оставила, даже солью посолила и съела ее вместе с сиренью.

Потом улеглась на скатерть и говорит:

- скучно у тебя, собака! Ты бы стихи почитала или сказку какую – нибудь…

- совести у тебя нет, - рассердилась собака, - свинья ты и есть свинья! Сейчас же убирайся отсюда! И с тех пор собака на свинью сердита.

1. свободное высказывание детей по содержанию сказки.

Называют слова со звуком [с, с`]

Какие вы молодцы! Назвали все слова со звуком С. А на что же похожа буква С?

Высказывание детей.

Чтение с показом картинок «На что похожа буква С»

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

        В. Степанов

 

Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

        Г. Виеру

 

Шел конь,

Подковал зверя.

Как буква С

Следы коня.

         Е. Тарлапан

Место буквы в алфавите.

Чтение букв, слогов и слов

С       сс      са      со     су      сы    си

Коса косы роса росы          стол стул

Отыщи букву в рисунке салфетки.

 

К А С В Ч А С Ч С Ф Р С Ж У О С Ъ О Ю С Я У

 

Напечатай букву С в воздухе и на листе.

Воспитатель открывает ткань и достаёт кормушку.

Вы знаете, что это за странный домик? (кормушка).

Откуда она? (кто-то сделал). А зачем нужна кормушка?

- Синички больше всего любят сало, но оно должно быть несолёное.

А что любит снегирь? Любимое лакомство снегиря ягоды рябины, калины, шиповника, семена. Выставляется опорная схема.

- Воробьи любят разный корм, но особенно семечки. Но прежде чем угощать птиц, семечки нужно немного расплющить. Например, покатать по ним стеклянную бутылку. Выставляется опорная схема.

- А что же любит сорока? Сорока больше всего любит зерно.

А сейчас будем наших друзей угощать.

- Кому ты подаришь кусочки сала? (Я даю кусочки сала синице).

- Кого ты угостишь семечками? (Я угощу семечками воробья).

- Кому ты отдашь ягоды? (Я отдам ягоды снегирю).

- А чем можно угостить сороку? (Сороку можно угостить зерном).

- Какие птицы собрались у нас на кормушке? Как их можно назвать одним словом? (зимующие птицы)

Практическая деятельность.

- А вы хотели бы, чтобы у каждого из вас появился портрет зимующей птички? Сегодня мы будем обводить птичек по трафарету. Чтобы птичка получилась красивая и ровная необходимо крепко левой рукой придерживать трафарет, чтобы он не сбивался. А правой рукой обводить птичку. Затем её дорисовать (глаз, лапки, крыло).

Итог.

Вам понравилось наше путешествие в лес? А чем тебе понравилось, Саша? А тебе? (высказывание ребят). С каким настроением мы вернулись с прогулки? (Дети выбирают себе смайлики.)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД в старшей группе «Моя Родина - Северск»

Конспект НОД в старшей группе «Моя Родина - Северск» Цель: формирование представления у детей старшего возраста о малой Родине - городе Северске. Задачи: -...

Технологическая карта описания режимного момента «Прогулка с элементами двигательной…

Технологическая карта описания режимного момента «Прогулка с элементами двигательной активности и наблюдения на улице»

Использование песочных технологий в психолого-педагогическом сопровождении детей дошкольного возраста

Использование песочных технологий в психолого-педагогическом сопровождении детей дошкольного возраста «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» К.Д. Ушинский. Психолого-педагогическое сопровождение с...

Читайте также

Конспект игры по «Геокешингу» в старшей группе

Конспект игры по «Геокешингу» в старшей группе Цель: Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности...

Новогодний утренник «Кай и Герда спасают Деда Мороза» для старшего…

Новогодний утренник «Кай и Герда спасают Деда Мороза» для старшего дошкольного возраста Дети под музыку «Пока часы 12 бьют» входят в...

Формирование нравственно-патриотических чувств через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста

Формирование нравственно-патриотических чувств через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста Формирование у детей эстетического вкуса и потребности духовной культуры является одной...