Конспект интегрированного занятия по региональному компоненту на тему:
«Нерпа – чудо Байкала»

Цель – дать знания о многофункциональных связях нерпы со средой обитания (водой, воздушно-водной); знания о движении, питании, защите от врагов, росте и развитии. Дать знания о значении нерпы для человека. Дать знания о детенышах нерпы, способе вскармливания, месте обитания. Воспитывать негативное отношение к бездумному истреблению животных и их детенышей.

Материал – иллюстрации: нерпы, голомянки, байкальского бычка, человека, логово нерпы. Лимнологический институт. Пластилин, стеки, подставки для работ, клеенки.

 

Ход занятия

Воспитатель – Встали на дорожке, подравняли ножки! Ребята, давайте мы с вами поприветствуем друг друга и пожелаем всем хорошего дня и веселого настроения. Молодцы.

Воспитатель – Ребята, а мы с вами продолжаем наше удивительное путешествие по озеру Байкал. Но сначала, давайте вспомним: как называется наша страна? (Россия). Как называется наш город? (Усть-Илимск). Как называется наш край? (Сибирь). А как называется наша область? (Иркутская). А подскажите, с помощью чего мы можем узнать, где находиться Байкал? (Ответы). На чем можно добраться на озеро? (ответы). А я вам предлагаю отправиться в путешествие на самолете. Приготовились, полетели.

Физминутка: «Самолёт»

Руки ставим мы вразлёт: (Руки в стороны.)

Появился самолёт. («Полетели» как самолёты.)

Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)

Делай «раз», делай «два». (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)

Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)

Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)

Опустили руки вниз, (Опустили руки.)

И на место все садись! (Сели на места.)

Воспитатель - Ну вот, мы и на месте. Присаживайтесь на стульчики. Ой, ребята, посмотрите, кто это на нас смотрит из-за льдины? (нерпа). Конечно, это нерпа. И сегодня мы с вами познакомимся с еще одним чудом Байкала - нерпой. Ребята, а может, вы уже что-нибудь знаете о нерпе? (рассказы детей).

Воспитатель - Среда обитания нерпы ограничивается Байкалом, основное место – пелагиаль. Байкальская нерпа – эндемик озера Байкала. Иногда встречается в заливах. Средняя длина тела взрослой нерпы — 165 см (от конца носа до конца задних ластов). Вес от 50 до 130 кг, самки по массе больше самцов. Живут до 55 лет. Байкал замерзает полностью, покрываясь льдом. Нерпа в воде двигается очень быстро и уверенно, скорость движения под водой не превосходит 7−8 км/ч.По твёрдому льду нерпа передвигается достаточно медленно, перебирая ластами и хвостом. В случае опасности переходит к скачкам. Самый опасный враг нерпы – человек. Питанием нерпе служит непромысловая рыба (голомянка, байкальский бычок). Половозрелыми нерпы становятся в 3-4 года. Детёнышей нерпа рождает в специально подготовленном снежном логове. Большая часть нерп рождается в середине марта. Обычно нерпа рождает одного, редко двух детёнышей. Вес новорождённого до 4 кг. Шкурка детёнышей белого цвета. Около 4-6 недель детёныш проводит исключительно внутри логова, питаясь молоком матери. К тому времени, как логово разрушится он успевает практически полностью полинять. Мать проявляет заботу о малыше, отлучаясь лишь на время охоты. В присутствии матери температура внутри логова достигает +5 °C, в то время, как снаружи стоят морозы —15…—20 °C. Период кормления заканчивается через 2—2,5 месяца. С переходом на самостоятельное питание рыбой нерпята линяют, мех постепенно изменяет цвет на серебристо-серый у 2—3-месячных, а затем и на буро-коричневый — у более старших и взрослых особей. Зимует нерпа на льду в логовищах под снегом. Когда озеро сковано льдом, нерпа может дышать только через отдушины-продухи — запасные отверстия во льду. Продухи нерпа делает, разгребая снизу лёд когтями передних конечностей. До сих пор среди учёных нет единой точки зрения, как это животное попало в Байкал. Большинство исследователей придерживаются точки зрения И. Д. Черского о том, что нерпа проникла в Байкал из Ледовитого океана через систему рек Енисей-Ангара в ледниковую эпоху, одновременно с байкальским омулем. Другие учёные не исключают возможности её проникновения по Лене, в которую, как предполагают, был сток из Байкала. По учёту сотрудников Лимнологического института Сибирского отделения Академии Наук России, в настоящее время около 100 тыс. голов. Подсчёт ведут разными способами. Наиболее быстрый, но менее достоверный — визуально с самолёта, который совершает полёты по определённой сетке маршрутов. Учётчики смотрят в иллюминатор и отмечают каждое замеченное логовище или производят аэрофотоснимки маршрутов и по ним учитывают логовища. А затем уже ведут их пересчет с единицы площади на всю акваторию озера. Основу промысла байкальской нерпы составляет ценный мех. Жир, мясо и внутренние органы животных используются ограниченно местным населением. Рассматриваются варианты рационального использования байкальской нерпы в пищевой промышленности. Зверобойный промысел идёт по преимуществу на детёнышей после первой линьки. Воспитатель - Вы, наверное, устали предлагаю отдохнуть и поиграть в игру, которая называется «Охотники и нерпа». (Дети делятся на две команды. 2-3 ребенка домик, 2-3 нерпы, остальные охотники. По команде гуляем «нерпа» выходит на прогулку, по команде «охотники» нерпа прячется в домики, а охотники ловят нерпу. Игра проводится 2-3 раза.) Воспитатель – Отдохнули, молодцы. А сейчас я вас приглашаю за столы слепить из пластилина нерпу.

Итог занятия

Ребята, расскажите, как нерпа приспосабливается жить в воде, на суше зимой и весной?

Когда рождаются детеныши?

Чем питаются новорожденные нерпята? А взрослая нерпа?

Кто самый опасный враг у нерпы?

Как они защищаются от врагов?

Как надо беречь и защищать нерпу и ее детенышей?

Кто отслеживает подсчет нерпы?

Ребята, вы такие молодцы, все запомнили. Ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Занимаем свои места в самолете.

Руки ставим мы вразлёт:

Появился самолёт.

Мах крылом туда-сюда,

Делай «раз», делай «два».

Раз и два, раз и два!

Руки в стороны держите,

Друг на друга посмотрите.

Раз и два, раз и два!

Опустили руки вниз,

И на место все садись!

Воспитатель – Ну вот и мы вернулись, вам понравилось путешествие? (Да). Тогда покажите палец вверх. Всем спасибо!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект по трудовому воспитанию «Мы трудимся»

Проект по трудовому воспитанию «Мы трудимся» Актуальность проекта.Трудовое воспитание в ДОУ - важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к...

Методические рекомендации по проведению логопедического массажа

Методические рекомендации по проведению логопедического массажа Логопедический массаж – это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов...

Творческий проект «23 февраля - День защитника Отечества»

Творческий проект «23 февраля - День защитника Отечества»

Читайте также

НОД по аппликации (старшая группа) «Составление натюрмортов»

НОД по аппликации (старшая группа) «Составление натюрмортов» Задачи: 1. Закрепить умение детей работать с ножницами. 2. Совершенствовать умение детей вырезать симметричным и парным способом;...

Мастер-класс для педагогов. Квест-игра «Путешествие в школу волшебства»

Мастер-класс для педагогов. Квест-игра «Путешествие в школу волшебства» Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных форм и методов в работе с...

Конспект занятия «Круговорот воды в природе» в подготовительной к школе…

Конспект занятия «Круговорот воды в природе» в подготовительной к школе группе