Конспект занятия «Как подружились художница и музыкант»
по курсу «Синтез искусств»
в рамках программы «Школа – 2100»
(с применением технологии деятельностного метода)

 

Тема: Совместная деятельность детей и педагога по синтезу музыки и живописи с применением технологий деятельностного метода.

Задачи:

- Предоставить детям возможность найти в действии варианты взаимодействия музыки и живописи.

- Способствовать развитию фантазии и воображения.

- Закрепить полученные знания о музыке и живописи.

- Закрепить навыки восприятия произведений искусства.

- Упражнять детей в определении настроения музыкальных произведений и произведений живописи.

- Доставить детям эстетическое удовольствие.

Материалы и оборудование:

Атрибуты музыканта и художника, репродукции картин, металлофоны, муз. уголки, аудиозаписи мажорной и минорной музыки.

 

Ход занятия

1. Введение в игровую ситуацию

(Дети и воспитатель стоят перед входом в студию искусства, в-ль предлагает детям):

Воспитатель: Дети, хотите сходить в гости к тем, кто занимается искусством?

Дети: Да, хотим, а к кому мы пойдём?

Воспитатель: А это пока секрет, заходите и сами всё поймёте.

(Все проходят в студию, видят разбросанные и смешанные на столе, на полу атрибуты для музыканта и художника: кисти, скрипку, палитру, металлофон, рамку для картины, дудочку и т. д.)

Воспитатель: Ой, ой, что это значит, что за беспорядок? Как думаете, что случилось?

Дети: Наверное, кто-то ссорился.

Воспитатель: Да, ссорились те, к кому мы пришли в гости. Догадайтесь, чьи это предметы.

Дети: (рассмотрев предметы) – Художника и музыканта.

Воспитатель: Почему вы так решили? (ответы детей о назначении и принадлежности предметов).

(Входят, ссорясь, музыкант Нотка и художница Акварелька – дети в костюмах)

Нотка: А я важнее, у меня музыка чудесная!

Акварелька: А мои картины лучше музыки!

(И отвернулись друг от друга, задрав носы. Воспитатель и дети здороваются с ними, они отвечают и представляются гостям.)

 

2. Актуализация и затруднение в игровой деятельности:

Воспитатель: Вот так пришли в гости… Что делать? (Из вариантов ответов детей в-ль выбирает «помирить хозяев» и побуждает детей предложить это художнице и музыканту, что они и делают.)

Дети: Ну помиритесь, подружитесь! Мы с детьми любим и прекрасную музыку и красивые картины (хозяева не реагируют). А мы ваши вещи пока приведём в порядок.

(Игра на классификацию предметов музыканта и художника.)

Воспитатель: Ну что, подружились?

Нотка: А как с художницей дружить? Музыка – вот это да! Её надо внимательно, с удовольствием слушать, а причём здесь живопись?

Акварелька: А мне как с ним дружить? Вот живопись – это да! На неё надо смотреть, любоваться, а причём здесь музыка?

Воспитатель: Что будем делать? Художница и музыкант не знают, как дружить.

Дети: Давайте их научим, покажем, как дружат музыка и живопись.

 

3. Открытие детьми нового знания (игровая деятельность)

и

4. Введение нового знания в систему знаний

(Звучит минорная музыка, дети ходят по «залу музея», рассматривают картины, затем звучит мажорная музыка, часть детей берёт муз. инструменты со стола Нотки, играет, а остальные дети у стола Акварельки рисуют произвольные линии, узоры.)

Воспитатель: Дети, так как могут дружить музыка и живопись?

Дети: Можно под музыку рассматривать картины или их рисовать.

(Нотка и Акварелька удивлённо смотрят друг на друга.)

Воспитатель: Нотка, Акварелька, а вы ещё вместе можете изображать настроение.

(Гости снова удивляются: «А как это?».)

Дети: Музыкант играет мажорную или минорную музыку, а художник рисует весёлую или грустную картину.

(Часть детей на металлофонах и муз. уголках отстукивает ритм звучащей мажорной музыки, а другая часть закрашивает натюрморт яркими красками тёплого колорита, гости с интересом наблюдают.)

Персонажи: Мы поняли! Вы изобразили весёлое настроение, можно, мы теперь сами вместе изобразим грустное?   (выполняют аналогичные действия).

Воспитатель: Акварелька, а ты умеешь писать пейзажи?

Акварелька: Конечно, я же художник!

Воспитатель: А как ты думаешь, музыкант Нотка сможет изобразить пейзаж?

Акварелька: Нет, конечно, у него же нет красок, кисточек.

Ребёнок: Нет, сможет, он будет играть на муз. инструменте, закроет глаза и в голове представит пейзаж.

Воспитатель: А мы сейчас так и сделаем.

(Дети под музыку «рисуют пейзажи» в своём воображении, по желанию помогая себе жестами, затем открывают глаза и описывают художнице и музыканту представленные пейзажи.)

Воспитатель: Видите, Нотка и Акварелька, как вы ещё можете дружить – вместе изображать пейзажи. Ой, смотрите, наши хозяева заулыбались, наверно, скоро помирятся.

Персонажи: А мы уже помирились (берутся за руки)

«Мы решили помириться и больше не ссориться,

если дружишь, то в искусстве дело лучше спорится».

Вы научили нас дружить, а мы научим вас играть в игру «Собери картинку», которую сначала вместе с вами изготовим.

(Сначала музыкант с детьми называет муз. инструменты, а затем художница с детьми их рисуют на карточках которые разрезаются напополам. Далее проводится игра – перемешанные полученные половинки складываются, чтоб получились целостные изображения муз. инструментов. Затем гости дарят игру детям, прощаются, уходят.)

 

5. Рефлексия                                                                                                  

Воспитатель: Вам понравилось, как мы сходили в гости? А что особенно запомнилось? А сначала нам было весело в гостях? Почему – нет? Почему Нотка и Акварелька помирились? Что нового вы сегодня узнали?

 

Используемая литература:

1. О.А. Куревина «Путешествие в прекрасное» (Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей), издательство «Баласс», Москва, 1999г.

2. О.А. Куревина «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста», издательство «Линка-Пресс», Москва, 2003г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Наглядно-дидактическое пособие «Русские узоры. Вятская роспись» для детей младшего возраста

Наглядно-дидактическое пособие «Русские узоры. Вятская роспись» для детей младшего возраста Аннотация: Сегодня мы с интересом начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору...

Конспект занятия по сенсорному развитию детей третьего года жизни «В…

Конспект занятия по сенсорному развитию детей третьего года жизни «В гости к солнышку» Цель: Закрепление понятия «Один и много». Задачи:Образовательные: Закреплять у детей понятия «один», «много». Закреплять знание цветов (красный, желтый...

Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Перелётные птицы»

Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Перелётные птицы» Цель: Формирование начальных форм экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Закрепить знания детей о перелетных птицах...

Читайте также

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе. Тема: «Путешествие по…

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе Тема: «Путешествие по сказке «Три поросенка» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Заколдованная книга»

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Заколдованная книга» Цель: Закрепление знаний детей о некоторых гласных и согласных звуках, а...

Игры для детей. «Театр из поролоновых губок»

Игры для детей. «Театр из поролоновых губок» Смастерите вместе с ребенком дома кукольный театр, сцену и театральный реквизит. Вам будет чем...