Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» для подготовительной группы
«Путешествие по зимним тропам»

Программное содержание:обобщить и систематизировать знания детей о зиме; уточнить признаки зимы, закрепить свойства снега; упражнять в составлении рассказов по картинам известных художников, активизировать словарь по данной теме.

Коррекционно-образовательные цели: уточнить и расширить представления о зиме, её приметах; подбирать слова признаки; совершенствовать грамматический строй речи, совершенствовать навыки падежных конструкций, употребление в речи сложно-подчинённых предложений.

Коррекционно-развивающие цели: развитие эмоционального восприятия посредством различных видов искусств (художественное слово, музыка, живопись) и внимания, речевого слуха, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели: формировать навык сотрудничества, доброжелательности, взаимовыручки, воспитания любви к прекрасному, природе.

Оборудование: Репродукция И.И. Шишкина «Зима», репродукция И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»; макет поля; макет «кузница дятла»; снежинки с буквами; музыка к этюду «Снежинки»; шапочки птиц для драматизации; сюжетные картинки о признаках зимы; предметные картинки: зимняя одежда, звери и птицы; полоски бумаги для изготовления объёмных снежинок, клей; емкость для снега; искусственные ёлочки.

 

1. Вводная часть.

Воспитатель: Дети, утром, когда я проветривала комнату, на улице разыгралась такая вьюга, что даже в нашу комнату нанесло снега. Смотрите: здесь какое-то письмо. Давайте прочитаем.

(Читаем письмо «Я приду к вам в гости, если вы сможете отгадать как меня зовут. Надеюсь на встречу!».)

Воспитатель: А как же мы отгадаем? Может здесь есть какая-то подсказка? Давайте внимательно посмотрим.

(Среди снежинок отбираем цветные снежинки c буквами, по спектру радуги выкладываем и читаем «Зимушка».)

– Дети, кто же собирается сегодня к нам в гости? (ответы)

– А вы любите зиму? (ответы)

– Почему вы её любите? (Ответы)

 

Основная часть

Появляется Зима (логопед в костюме Зимы)

Зима: - Здравствуйте, ребята!

Молодцы, что отгадали мою загадку. Вижу, любите вы зиму. А пришла я к вам с подарком. Вот вам настоящий снежок. Попробуйте, какой он. Пусть этот снежок останется у вас, а я с вами поиграю. Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы запомните и назовите признаки зимы, описанные в нём, а мои весёлые картины вам помогут.

Читает стихотворение «Зима»

«Отличается зима от весны и лета

Очень снежная она, вся в снега одета.

Реки скованы все льдом

И в узорах стёкла

Иней на ветвях висит

Вьюга дует в окна.

Небо серое с утра,

Падают снежинки.

Спят деревья и кусты

Кормят птиц рябинки.

Звери в дуплах и норах

Спрятались от стужи,

А детишкам для забав

Снег пушистый нужен

Слепят вмиг снеговика

И кататься с горки,

Шуба, шапка и штаны

Все в ледовой корке.

Лишь зимою новый год

С ёлкою приходит

Новогодний хоровод

Весело заводит».

Дети называют признаки, таким образом, повторяем стихотворение.

Зима: Спасибо вам, ребята, вы можете погулять по моим зимним тропинкам, вы увидите, какая я бываю разная, увидите ещё много интересного, а мне пора в леса, поля, сады и парки. Много у меня там ещё забот. До свидания!

Воспитатель: – Спасибо, Зимушка, за встречу. Ну что, дети, продолжим свой путь по зимним тропам? (да).

– Я предлагаю отправиться сейчас в зимний лес. Вы согласны?

Подумайте, что мы возьмём с собой в зимний лес. Что нам может пригодиться во время прогулки?

Дети по очереди говорят:

– Я возьму с собой лыжи, чтоб легче было передвигаться по глубокому снегу;

– Я возьму тёплый свитер, чтоб было тепло;

– Я возьму тёплую шапку, чтоб голове было тепло;

– Я возьму варежки (перчатки), чтоб тепло было рукам;

– Я возьму с собой санки, вдруг кто-то устанет (поранит ногу);

– Я возьму корм, чтобы покормить птиц и зверей. Зимой в лесу очень голодно. И т.д.

Воспитатель: – Я вижу, что вы готовы к прогулке, отправляемся. А вот и лес. Ребята, Зимушка сказала, что мы увидим, какая она бывает разная. А где мы сразу, в один день, её можем увидеть?

(Дети: - На картинах художников)

(подходим к картинам: «Зима» и «Февральская лазурь».)

Читаю стихотворение:

«Зимний лес стоит печальный

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему здесь всё молчит?

Птичья песня не звучит?

Осторожно в лес входите

Тайны леса не будите.

Мы попали в зимний лес,

Сколько здесь вокруг чудес!»

Ребёнок: ребята, смотрите:

Справа – берёзка в шубке стоит,

Слева – ёлка на нас глядит.

Воспитатель:

Лес, ребята, красив в любое время года. И очень его любят поэты, художники, композиторы. Каждый по-своему выражал свою любовь к зимней природе.

Послушайте, как поэты описывали зиму, и попробуйте соотнести, к какой картине подходят эти строки.

Дети читают предварительно выученные стихи.

«Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром…» (Есенин)

 

«Чародейкою зимою околдован лес стоит.

И под снежной бахромою

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит…» (Тютчев)

(Ответы детей: первое стихотворение подходит к описанию картины «Февральская лазурь», а второе к картине Шишкина «Зима».)

Воспитатель: – Какую зиму показал нам художник Иван Шишкин?

(Мы видим хвойный лес. Постаралась волшебница зима. Укутала всю землю в снежное покрывало. Нахлобучило огромные снежные шапки на верхушки сосен и елей. Посеребрила все вокруг. Старые тяжёлые сосны будто утопают в глубоком снегу. Кажется, что вся природа дремлет. Только птичка на ветке говорит нам, что лес живет своей жизнью. Возможно, в этих глубоких снегах спят тетерева, ведь они любят лакомиться зимой еловыми семенами. В хвойном лесу темно, таинственно.)

Воспитатель: – Вот какую зиму показал художник Шишкин.

– А посмотрите, какую зиму показал нам другой художник?

– Что мы видим на этой картине? Какое время года на этой картине? (зима)

– Что изображено на этой картине?

(Здесь мы видим прекрасный зимний день, когда в природе уже чувствуется приближение весны. Зима ещё полноправная хозяйка. День морозный, воздух пронизан звенящей свежестью. Высокое небо лазурного цвета. Старая берёза осыпана серебром. Ветки старой берёзы и молодых берёзок переплетаются и образуют словно кружево. Солнце освещает ветки и, кажется, что они осыпаны жемчугом, алмазами и сапфирами, а прошлогодние листочки, словно лампочки горят.)

Воспитатель:– Какие чувства вызывают у вас эти картины?

(примерные ответы детей: глядя на картину «Зима» мне немножко грустно, печально, потому что художник взял краски тёмные. Кажется, что зима будет ещё долго-долго; всё вокруг темно; в такой тёмный лес не хочется идти вглубь, как-то страшно, кажется, что там какие-то тайны хранятся.

глядя на картину «Февральская лазурь» кажется ,что природа празднует какой-то праздник; что скоро придёт весна; кажется, что иней зазвенит как колокольчики; на сердце радостно).

Воспитатель: – Вот какая разная зима в лесу. Дети, а что это под ёлочкой? (обращаю внимание на макет «кузница дятла»).

(Это кузница дятла.)

– А вот и он сам (ставлю на наборное полотно картинку дятла).

– Чем питается зимой дятел? (Личинками насекомых, семенами еловых шишек.)

– Дети, вам хотят показаться и другие лесные жители. Отгадайте, кто?

Загадки

«Угадайте, что за шапка;

Меха целая охапка

Шапка бегает в бору,

У стволов грызёт кору» /заяц/ (ставлю картинку)

 

«Какой зверь опасный,

Ходит в шубе красной.

Снег разгребает

Мышек хватает» /лиса/

 

«Кто зимой холодной

В лесу рыщет злой, голодный? /волк/ (ставлю картинку)

 

«Кто с высоких тёмных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через лесок

Промелькнул как огонёк?» /белка/

 

Птица –звонкая, певичка

Желтобрюхая сестричка

Суетится невеличка,

Наша быстрая … /синичка/

(Двое детей надевают шапочки птиц: дятла и синицы.)

Игра-драматизация «Разговор дятла и синицы»

– Давайте послушаем, о чём могут на своём птичьем языке разговаривать в лесу дятел и синица.

Синица: - Уж больно бережешь, дятел, ты свой нос. Всё о сучки его чистишь.

Дятел: - мне, синица, без носа, как человеку без рук. Семян еловых захочешь, - носом стучишь. Короеда выбить – и того носом стучи. Голова кругом!

Синица: - Ох, дятел, и суетливая у тебя жизнь. Всё носом, да носом, того и гляди без носа останешься.

Воспитатель: - Дети, какую роль в жизни дятла играет его клюв? (он его кормит, с помощью своего мощного твёрдого клюва дятел достаёт из древесины жучков, а древесина бывает очень твёрдая, поэтому и его клюв твердый)

– Давайте угостим лесных жителей нашим кормом.

Дидактическое упражнение «Кого чем угостим»

Я угощу синицу кусочком сала;

Я угощу дятла еловой шишкой;

Я угощу зайца морковкой;

Я угощу лису коркой хлеба;

Я угощу белку орешками;

Я угощу волка ломтиком колбасы.

Воспитатель:

– Всех лесных жителей угостили, пора возвращаться, а то зимний день короткий.

– Дорога домой мимо поля. (показываю макет)

Какое поле? (белое, широкое, бескрайнее, заснеженное)

– А вы хотите поиграть в снежинки? (Да)

– Давайте скажем: раз, два повернись и в снежинки превратись!

Пластический этюд «Снежинки»

(Воспитатель читает, а дети под музыку выполняют движения.)

Тихо падают снежинки

Лёгкий ветер гонит их,

То построит в хороводы,

То как в вальсе закружит…

Ветер стих, снежинки плавно

Ниже опускаются.

Собрались в комок пушистый

На ветру качаются.

Лишь земли коснулась вата

И снежинки разлетелись

По замёрзшему по полю

Закружил, понёс их ветер.

Кружатся снежинки,

Поворачивают спинки

Веселятся и резвятся,

Землю всю укрыть стремятся.

– Раз, два повернись

И в ребяток превратись.

– Смотрите, дети, ветер кружил снежинки и унёс часть снега с поля. Что же прячется в поле под снегом? (Озимь)

– Что такое озимь? (хлебные культуры, посеянные осенью).

– Впереди еще будет много морозных дней. Что может произойти с озимыми? (вымерзнут)

– Можем ли мы помочь природе? Как? (взять лопаты и укрытьснегом)

– Давайте укроем нашу озимь снежинками, а поможет вам это сделать спутница зимы - её подруга-вьюга.

– Но прежде чем приступить к работе, разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «У Зимы в лесу изба»

«У Зимы в лесу изба

Во все стороны резьба

Два столба хрустальных врыты

Сторожить поставлены

Ледяные окна скрыты

Ледяными ставнями

На шесте на ледяном

Ходит ворон ходуном».

(Дети проходят к столикам и делают объёмные снежинки из полос белой бумаги и наклеивают их на макет поля.)

– Молодцы. Вы как юные экологи потрудились. Теперь будущий урожай под защитой. Пора возвращаться.

«Раз, два, покружись, в детском садике окажись».

Вот мы и дома. А что же с нашим снежком, подарком Зимушки?

(Дети рассказывают, почему это произошло.)

– Какой же бывает снег зимой? (белый, пушистый, чистый, мягкий, колючий, серебристый, искристый, мокрый, липкий, кристаллический…)

– Как можно использовать талую снеговую воду? (Вода – природное богатство. Нужно сохранять каждую каплю воды. Мы можем полить ей цветы, когда она согреется.)

 

Итог.

– Вам понравилось путешествие по зимним тропам?

(Примерные отзывы детей: мне понравился зимний лес; а мне очень понравилась берёза, её веточки, будто кружево, а мне интересно было встретиться с жителями леса; а я узнал, какую роль в жизни дятла играет его клюв…)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Итоговое интегрированное занятие в средней группе. Тема: «Путешествие на цветочную…

Итоговое интегрированное занятие в средней группе Тема: «Путешествие на цветочную поляну»   Цель: Закрепление полученных знаний о цветах.Задачи:  Создание условий для систематизации и обобщения...

Сценарий праздника «День мамы» для средней группы

Сценарий праздника «День мамы» для средней группы Звучит музыка. Нарядные дети входят в зал, встают около стульев. Ведущая: Сегодня, друзья, самый нежный и...

Конспект ООД по дополнительному образованию «Музыка тела»

Конспект ООД по дополнительному образованию «Музыка тела»

Читайте также

Перспективный план работы кружка «Волшебный сундучок»

Перспективный план работы кружка «Волшебный сундучок» 1 год обучения. Сентябрь. Раздел I. Русская народная кукла. Занятие 1. «Куклы из бабушкиного сундука» Программное содержание: - Познакомить с историей...

Сценарий экологической сказки «Лесные приключения Эколят»

Сценарий экологической сказки «Лесные приключения Эколят» Для детей старшего дошкольного возраста Цель: повышение экологической культуры детей, воспитание культуры природолюбия. Задачи: Образовательные: - формировать у детей...

Планирование образовательной работы (на неделю с 15.01 по 19.01.2024г.) Тема:…

Планирование образовательной работы (на неделю с 15.01 по 19.01.2024г.) Тема: Мир профессий. Профессии сейчас