Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» для подготовительной группы
«Путешествие по зимним тропам»
Программное содержание:обобщить и систематизировать знания детей о зиме; уточнить признаки зимы, закрепить свойства снега; упражнять в составлении рассказов по картинам известных художников, активизировать словарь по данной теме.
Коррекционно-образовательные цели: уточнить и расширить представления о зиме, её приметах; подбирать слова признаки; совершенствовать грамматический строй речи, совершенствовать навыки падежных конструкций, употребление в речи сложно-подчинённых предложений.
Коррекционно-развивающие цели: развитие эмоционального восприятия посредством различных видов искусств (художественное слово, музыка, живопись) и внимания, речевого слуха, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели: формировать навык сотрудничества, доброжелательности, взаимовыручки, воспитания любви к прекрасному, природе.
Оборудование: Репродукция И.И. Шишкина «Зима», репродукция И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»; макет поля; макет «кузница дятла»; снежинки с буквами; музыка к этюду «Снежинки»; шапочки птиц для драматизации; сюжетные картинки о признаках зимы; предметные картинки: зимняя одежда, звери и птицы; полоски бумаги для изготовления объёмных снежинок, клей; емкость для снега; искусственные ёлочки.
1. Вводная часть.
Воспитатель: Дети, утром, когда я проветривала комнату, на улице разыгралась такая вьюга, что даже в нашу комнату нанесло снега. Смотрите: здесь какое-то письмо. Давайте прочитаем.
(Читаем письмо «Я приду к вам в гости, если вы сможете отгадать как меня зовут. Надеюсь на встречу!».)
Воспитатель: А как же мы отгадаем? Может здесь есть какая-то подсказка? Давайте внимательно посмотрим.
(Среди снежинок отбираем цветные снежинки c буквами, по спектру радуги выкладываем и читаем «Зимушка».)
– Дети, кто же собирается сегодня к нам в гости? (ответы)
– А вы любите зиму? (ответы)
– Почему вы её любите? (Ответы)
Основная часть
Появляется Зима (логопед в костюме Зимы)
Зима: - Здравствуйте, ребята!
Молодцы, что отгадали мою загадку. Вижу, любите вы зиму. А пришла я к вам с подарком. Вот вам настоящий снежок. Попробуйте, какой он. Пусть этот снежок останется у вас, а я с вами поиграю. Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы запомните и назовите признаки зимы, описанные в нём, а мои весёлые картины вам помогут.
Читает стихотворение «Зима»
«Отличается зима от весны и лета
Очень снежная она, вся в снега одета.
Реки скованы все льдом
И в узорах стёкла
Иней на ветвях висит
Вьюга дует в окна.
Небо серое с утра,
Падают снежинки.
Спят деревья и кусты
Кормят птиц рябинки.
Звери в дуплах и норах
Спрятались от стужи,
А детишкам для забав
Снег пушистый нужен
Слепят вмиг снеговика
И кататься с горки,
Шуба, шапка и штаны
Все в ледовой корке.
Лишь зимою новый год
С ёлкою приходит
Новогодний хоровод
Весело заводит».
Дети называют признаки, таким образом, повторяем стихотворение.
Зима: – Спасибо вам, ребята, вы можете погулять по моим зимним тропинкам, вы увидите, какая я бываю разная, увидите ещё много интересного, а мне пора в леса, поля, сады и парки. Много у меня там ещё забот. До свидания!
Воспитатель: – Спасибо, Зимушка, за встречу. Ну что, дети, продолжим свой путь по зимним тропам? (да).
– Я предлагаю отправиться сейчас в зимний лес. Вы согласны?
Подумайте, что мы возьмём с собой в зимний лес. Что нам может пригодиться во время прогулки?
Дети по очереди говорят:
– Я возьму с собой лыжи, чтоб легче было передвигаться по глубокому снегу;
– Я возьму тёплый свитер, чтоб было тепло;
– Я возьму тёплую шапку, чтоб голове было тепло;
– Я возьму варежки (перчатки), чтоб тепло было рукам;
– Я возьму с собой санки, вдруг кто-то устанет (поранит ногу);
– Я возьму корм, чтобы покормить птиц и зверей. Зимой в лесу очень голодно. И т.д.
Воспитатель: – Я вижу, что вы готовы к прогулке, отправляемся. А вот и лес. Ребята, Зимушка сказала, что мы увидим, какая она бывает разная. А где мы сразу, в один день, её можем увидеть?
(Дети: - На картинах художников)
(подходим к картинам: «Зима» и «Февральская лазурь».)
Читаю стихотворение:
«Зимний лес стоит печальный
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему здесь всё молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите
Тайны леса не будите.
Мы попали в зимний лес,
Сколько здесь вокруг чудес!»
Ребёнок: ребята, смотрите:
Справа – берёзка в шубке стоит,
Слева – ёлка на нас глядит.
Воспитатель:
Лес, ребята, красив в любое время года. И очень его любят поэты, художники, композиторы. Каждый по-своему выражал свою любовь к зимней природе.
Послушайте, как поэты описывали зиму, и попробуйте соотнести, к какой картине подходят эти строки.
Дети читают предварительно выученные стихи.
«Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром…» (Есенин)
«Чародейкою зимою околдован лес стоит.
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит…» (Тютчев)
(Ответы детей: первое стихотворение подходит к описанию картины «Февральская лазурь», а второе к картине Шишкина «Зима».)
Воспитатель: – Какую зиму показал нам художник Иван Шишкин?
(Мы видим хвойный лес. Постаралась волшебница зима. Укутала всю землю в снежное покрывало. Нахлобучило огромные снежные шапки на верхушки сосен и елей. Посеребрила все вокруг. Старые тяжёлые сосны будто утопают в глубоком снегу. Кажется, что вся природа дремлет. Только птичка на ветке говорит нам, что лес живет своей жизнью. Возможно, в этих глубоких снегах спят тетерева, ведь они любят лакомиться зимой еловыми семенами. В хвойном лесу темно, таинственно.)
Воспитатель: – Вот какую зиму показал художник Шишкин.
– А посмотрите, какую зиму показал нам другой художник?
– Что мы видим на этой картине? Какое время года на этой картине? (зима)
– Что изображено на этой картине?
(Здесь мы видим прекрасный зимний день, когда в природе уже чувствуется приближение весны. Зима ещё полноправная хозяйка. День морозный, воздух пронизан звенящей свежестью. Высокое небо лазурного цвета. Старая берёза осыпана серебром. Ветки старой берёзы и молодых берёзок переплетаются и образуют словно кружево. Солнце освещает ветки и, кажется, что они осыпаны жемчугом, алмазами и сапфирами, а прошлогодние листочки, словно лампочки горят.)
Воспитатель:– Какие чувства вызывают у вас эти картины?
(примерные ответы детей: глядя на картину «Зима» мне немножко грустно, печально, потому что художник взял краски тёмные. Кажется, что зима будет ещё долго-долго; всё вокруг темно; в такой тёмный лес не хочется идти вглубь, как-то страшно, кажется, что там какие-то тайны хранятся.
– глядя на картину «Февральская лазурь» кажется ,что природа празднует какой-то праздник; что скоро придёт весна; кажется, что иней зазвенит как колокольчики; на сердце радостно).
Воспитатель: – Вот какая разная зима в лесу. Дети, а что это под ёлочкой? (обращаю внимание на макет «кузница дятла»).
(Это кузница дятла.)
– А вот и он сам (ставлю на наборное полотно картинку дятла).
– Чем питается зимой дятел? (Личинками насекомых, семенами еловых шишек.)
– Дети, вам хотят показаться и другие лесные жители. Отгадайте, кто?
Загадки
«Угадайте, что за шапка;
Меха целая охапка
Шапка бегает в бору,
У стволов грызёт кору» /заяц/ (ставлю картинку)
«Какой зверь опасный,
Ходит в шубе красной.
Снег разгребает
Мышек хватает» /лиса/
«Кто зимой холодной
В лесу рыщет злой, голодный? /волк/ (ставлю картинку)
«Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через лесок
Промелькнул как огонёк?» /белка/
Птица –звонкая, певичка
Желтобрюхая сестричка
Суетится невеличка,
Наша быстрая … /синичка/
(Двое детей надевают шапочки птиц: дятла и синицы.)
Игра-драматизация «Разговор дятла и синицы»
– Давайте послушаем, о чём могут на своём птичьем языке разговаривать в лесу дятел и синица.
Синица: - Уж больно бережешь, дятел, ты свой нос. Всё о сучки его чистишь.
Дятел: - мне, синица, без носа, как человеку без рук. Семян еловых захочешь, - носом стучишь. Короеда выбить – и того носом стучи. Голова кругом!
Синица: - Ох, дятел, и суетливая у тебя жизнь. Всё носом, да носом, того и гляди без носа останешься.
Воспитатель: - Дети, какую роль в жизни дятла играет его клюв? (он его кормит, с помощью своего мощного твёрдого клюва дятел достаёт из древесины жучков, а древесина бывает очень твёрдая, поэтому и его клюв твердый)
– Давайте угостим лесных жителей нашим кормом.
Дидактическое упражнение «Кого чем угостим»
Я угощу синицу кусочком сала;
Я угощу дятла еловой шишкой;
Я угощу зайца морковкой;
Я угощу лису коркой хлеба;
Я угощу белку орешками;
Я угощу волка ломтиком колбасы.
Воспитатель:
– Всех лесных жителей угостили, пора возвращаться, а то зимний день короткий.
– Дорога домой мимо поля. (показываю макет)
Какое поле? (белое, широкое, бескрайнее, заснеженное)
– А вы хотите поиграть в снежинки? (Да)
– Давайте скажем: раз, два повернись и в снежинки превратись!
Пластический этюд «Снежинки»
(Воспитатель читает, а дети под музыку выполняют движения.)
Тихо падают снежинки
Лёгкий ветер гонит их,
То построит в хороводы,
То как в вальсе закружит…
Ветер стих, снежинки плавно
Ниже опускаются.
Собрались в комок пушистый
На ветру качаются.
Лишь земли коснулась вата
И снежинки разлетелись
По замёрзшему по полю
Закружил, понёс их ветер.
Кружатся снежинки,
Поворачивают спинки
Веселятся и резвятся,
Землю всю укрыть стремятся.
– Раз, два повернись
И в ребяток превратись.
– Смотрите, дети, ветер кружил снежинки и унёс часть снега с поля. Что же прячется в поле под снегом? (Озимь)
– Что такое озимь? (хлебные культуры, посеянные осенью).
– Впереди еще будет много морозных дней. Что может произойти с озимыми? (вымерзнут)
– Можем ли мы помочь природе? Как? (взять лопаты и укрытьснегом)
– Давайте укроем нашу озимь снежинками, а поможет вам это сделать спутница зимы - её подруга-вьюга.
– Но прежде чем приступить к работе, разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «У Зимы в лесу изба»
«У Зимы в лесу изба
Во все стороны резьба
Два столба хрустальных врыты
Сторожить поставлены
Ледяные окна скрыты
Ледяными ставнями
На шесте на ледяном
Ходит ворон ходуном».
(Дети проходят к столикам и делают объёмные снежинки из полос белой бумаги и наклеивают их на макет поля.)
– Молодцы. Вы как юные экологи потрудились. Теперь будущий урожай под защитой. Пора возвращаться.
«Раз, два, покружись, в детском садике окажись».
Вот мы и дома. А что же с нашим снежком, подарком Зимушки?
(Дети рассказывают, почему это произошло.)
– Какой же бывает снег зимой? (белый, пушистый, чистый, мягкий, колючий, серебристый, искристый, мокрый, липкий, кристаллический…)
– Как можно использовать талую снеговую воду? (Вода – природное богатство. Нужно сохранять каждую каплю воды. Мы можем полить ей цветы, когда она согреется.)
Итог.
– Вам понравилось путешествие по зимним тропам?
(Примерные отзывы детей: мне понравился зимний лес; а мне очень понравилась берёза, её веточки, будто кружево, а мне интересно было встретиться с жителями леса; а я узнал, какую роль в жизни дятла играет его клюв…)
Читайте также |
---|
Итоговое интегрированное занятие в средней группе. Тема: «Путешествие на цветочную…
Итоговое интегрированное занятие в средней группе Тема: «Путешествие на цветочную поляну» Цель: Закрепление полученных знаний о цветах.Задачи: Создание условий для систематизации и обобщения...
Сценарий праздника «День мамы» для средней группы
Сценарий праздника «День мамы» для средней группы Звучит музыка. Нарядные дети входят в зал, встают около стульев. Ведущая: Сегодня, друзья, самый нежный и...
Конспект ООД по дополнительному образованию «Музыка тела»
Конспект ООД по дополнительному образованию «Музыка тела»