Конспект НОД «Осень, осень в гости просим»
Методическая информация |
|||
Тема НОД, форма НОД |
Тема «Осень, осень в гости просим». Форма Беседа, игра, творческое задание. |
||
Основная комплексная образовательная программа (парциальная), разработчик конспекта |
Программа «Успех» Разработчик конспекта НОД: воспитатель старшей группы №71 Данилова С.А.
|
||
Классификация НОД в системе образовательных мероприятий |
Классификация: НОД, основана на деятельностном принципе - активное участие каждого ребенка в занимательной деятельности. Интеграция образовательных областей: «Познание» - развитие кругозора по данной теме; «Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослым и детьми; «Социализация» -формирование представления о личностных возможностях детей. «Художественное творчество» - развитие продуктивной деятельности. Форма организации детей – фронтальная. Предварительная работа: Ситуативные беседы по данной теме. Разучивание песен, стихов, загадок осень. Чтение стихотворения Маршака «Времена года» Чтение стихов: Бунина «Листопад», Пастернака «Золотая осень», Фет «Осенью» Подвижная игра «Плетень». Рассматривание осенних пейзажей известных художников. Беседы, наблюдения на прогулке за осенними явлениями в природе. |
||
Цель НОД |
Формирование целостных представлений об осени. |
||
Задачи НОД |
Образовательные: Систематизировать и закрепить знания детей об осени. Развивающие: развивать умение строить диалог со взрослыми и сверстниками. развивать умение отгадывать и сочинять описательные загадки. обогащать словарный запас детей. Воспитательные: Воспитывать любовь к родной природе. Здоровьесберегающие: способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы на занятии. По развитию навыков самопрезентации: развивать способность детей с удовольствием представлять окружающим результаты своей деятельности, стимулировать потребность детей обращаться к личному опыту для успешного осуществления новой деятельности, воспитывать чувство уверенности в себе и гордости за индивидуально значимые успехи и достижения. |
||
Универсальные образовательные действия детей, на формирование которых направлена НОД (к чему должен стремиться воспитатель) |
Развивать умения строить деловой диалог в процессе деятельности, умение задавать вопросы, опираясь на свои знания по теме осень. Совершенствовать умение выразительно рассказывать стихи для сверстников. Стимулировать стремление к достижению результата музыкальной деятельности (хорошо спеть песню) (Социализация, Коммуникация) Развивать творческое воображение и творческую активность через передачу образов окружающего мира, явлений природы. Развивать умение детей с удовольствием представлять окружающим результаты своей деятельности. Формировать начальные умения рефлексии своей деятельности (мне было легко-трудно). Развивать личностные качества ребенка: самостоятельность, эмоциональную отзывчивость, уверенность в себе. |
||
Необходимое оборудование и материалы |
Демонстрационный материал: зашифрованное слово, мяч, волшебные листочки. Раздаточный материал: материал для творчества, альбомы, акварель, мелки, кисточки, карандаши. Средства ТСО: - телевизор, запись песни «Осень», аудиозапись Чайковского «времена года» «Октябрь» |
||
Подробный конспект НОД (непосредственной образовательной деятельности) |
|||
Этапы НОД |
Подробное описание АМО (активные методы обучения) |
Описание действий участников НОД |
|
Инициация
|
|
Воспитатель обращает внимание детей на волшебный экран, просит угадать, о каком времени года сегодня пойдет беседа. |
|
Вхождение или погружение в тему
|
1. Д/И «Разгадай слово». Цель: формировать умение определять количество слогов в слове, определять на слух местонахождения звука в слове, определять гласные и согласные звуки. Создание мотивационного настроя на взаимодействие. |
Ребята, посмотрите на волшебный экран, здесь зашифровано слово, которое обозначает время года о котором мы будем сегодня говорить. В - Это слово состоит из четырех звуков, но из пяти букв. В -Это слово начинается с гласной буквы. Слово зима подходит под эту схему? Д - Нет, потому что слово зима состоит из четырех звуков и первый звук согласный, а в нашем слове он гласный, и слово лето тоже не подходит. Д - Это слово осень, оно состоит из пяти букв, и начинается с гласной буквы о, но в этом слове четыре звука почему? Д - потому что ь мы пишем, но не слышим. В - а почему не подходит слово весна? Д - потому что, слово весна начинается с согласной буквы В. В - правильно, ребята, вы догадались это слово и время года –Осень. |
|
Интерактивная часть
|
Конкурс чтецов: «Осенняя пора» Цель: формировать умение выразительно рассказывать стихи, развивать способность детей с удовольствием представлять окружающим результаты своего художественного чтения, а также упражнять умение детей согласовывать содержание совместной творческой деятельности со сверстниками.
Викторина «Что ты знаешь об осени?» Цель: систематизировать знания детей о характерных признаках осени, обобщить знания о деятельности насекомых и животных осенью. Побуждать детям согласовывать совместную деятельность со сверстниками. Воспитывать чувство уверенности в себе и гордости за индивидуально значимые успехи и достижения.
Д/И «Угадай-ка»: Развивать способность детей с удовольствием представлять окружающим умения самостоятельно загадывать загадки своей деятельности, побуждать детей к новым успехам.
Д\И «Погода осенью». Ц: Обогащение словаря: Дождливая, ветреная, хмурая и т.д. Развивать умение объяснять сверстникам правила игры, воспитывать желание делится игровыми умениями со сверстниками.
П/И «Плетень» Ц: Снять эмоциональное и мышечное напряжение, переключить внимание, обеспечит связь содержания с тематикой НОД, развить дружелюбное отношение друг к другу.
Рисование «Портрет Осени» и самопрезентация продуктов творческой деятельности: Цель: развивать умение представлять сверстникам свои умения, отражая достижения и причины затруднений, воспитывать чувство уверенности в себе и гордости за индивидуально значимые успехи и достижения. |
В: Осень наступила Высохли цветы И глядят уныло Голые кусты Вянет и желтеет Травка на лугах Только зеленеет Озимь на полях Туча небо кроет Солнце не блестит Ветер в поле воет Дождик моросит Зашумели воды Быстрого ручья Птички улетели В теплые края.
В - Сегодня я ее позвала к нам в гости, только вот что-то она задерживается, а может дорогу не может к нам найти? Как вы думаете, что мы можем сделать, чтоб осень нас услышала и поторопилась к нам? Д - Спеть песню, рассказать стих. В - Как нужно прочитать стихотворение, чтобы оно понравилось осени? Д - выразительно, громко, с чувством. В - Кто хочет рассказать стихотворение? Дети по желанию рассказывают стихи про осень Д -А еще можно спеть песню для осени. В - Мы с вами много знаем песен про осень, а какую бы вы хотели ей спеть? Дети сообща выбираю песню, воспитатель включает фонограмму, дети исполняют песню. В - Послушайте, я слышу шаги, вы так хорошо спели песню и рассказали стихи, что осень нас наконец то нашла. Заходит Осень - это ребенок. О - Здравствуйте, ребята, спасибо вам за ваши стихи и песни слыша их я нашла дорогу к вам. Стихи и песни вы про меня знаете, а что еще вы знаете про осень? Вы знаете, что каждое время года состоит из трех месяцев, назовите пожалуйста осенние месяца. Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь. О: Молодцы, вы правильно назвали месяца года, а кто хочет рассказать, что происходит с природой в начале осени? Ответы детей: Погода еще теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда. О: Молодцы, ребята, а какая погода стоит в середине осени? Ответы детей: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко. О: А про позднюю осень вы что знаете? Ответы детей: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем. В - Осень, наши ребятки знают про тебя очень много и в этом ты сейчас убедишься хочешь вместе с нами поучаствовать в викторине про осень? ребята давайте с вами разобьемся на две команды, каждая команда сообща сначала будет придумывать вопрос про осень и задавать его другой команде, а та отвечать на этот вопрос и наоборот, какая команда задаст больше интересных вопросов про осень и ответит на них, та и победит. Проводится викторина дети задают вопросы: Д - Как называются осенние месяца? Д - Куда осенью исчезают бабочки, комары, мошки? Д - Как готовятся к зиме звери? Д - Какие птицы перелетные какие нет? Д - Что птицам страшнее зимой холод или голод? Д - Как готовятся к зиме деревья? И т. д Дети отвечают на вопросы друг друга.
Осень и воспитатель оценивает вопросы и ответы детей ,хвалят их, и за вопросы и ответы осень раздает волшебные листочки. О - Ребятки, а загадки вы про осень знаете? Д - Знаем О - Кто хочет загадать нам свою загадку Дети загадывают загадки друг другу: Пусты поля, мокнет земля Дождь поливает, когда это бывает?
Листья падают с осин Мчится в небе острый клин
Лес разделся В небе просинь Это время года
Тучи нагоняет Воет задувает По свету рыщет Поет да свищет
Осень хвалит детей, раздает за загадки волшебные листочки О - Молодцы, ребята, а теперь я тоже хочу с вами поиграть в игру «Погода осенью». У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный, Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. В: Дети, а какая бывает погода осенью: • Когда идет дождь - дождливая. • Когда дует ветер - ветреная • Когда бывает холодно - холодная • когда тучи - пасмурная • Сыро - сырая • когда лужи - хмурая • Когда светит солнце – ясная, солнечная. О - Молодцы, ребята, а хотите со мной поиграть в подвижную игру «Плетень»? Ответы детей: да О - для этого нужно разделиться на четыре группы, выбрать себе в плетень друзей по желанию. Дети по личным симпатиям делятся на четыре группы и проводится игра «Плетень» В - Ребята, осень с нами играла, ей было интересно, а давайте мы осени тоже сделаем каждый подарок, я думаю, ей будет очень приятно, давайте каждый из вас нарисует портрет осени, только вы подумайте какая у вас осень будет на портрете, может она будет у кого-то хмурая, дождливая, ветреная, а у кого-то наоборот яркая, веселая, потом вы каждый расскажите про свой портрет осени. Воспитатель включает фонограмму музыки Чайковского, дети рисуют. В - Давайте рассмотрим ваши портреты осени, и вы расскажете какая у вас осень, что получилось, что нет. Д - Я нарисовал осень добрую, яркую, спокойную, с деревьев тихо падают листочки, у меня хорошо получился ежик под деревом, он несет грибок и т.д. |
|
Проработка содержание темы
|
1. Развитие образной памяти. 2. развивать способность с удовольствием представлять окружающим результаты своей деятельности, стимулировать потребность детей обращаться к личному опыту для успешного осуществления новой деятельности. |
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? Что делали? Ответы детей: К нам в гости приходила осень, мы проводили викторину, и ей рассказали все что знаем про осень, научились играть в игры «Плетень», «Погода осенью», потом рисовали портрет осени, у кого-то он поучился, хмурым, у кого-то ярким. |
|
Подведение итогов |
Рефлексия своей деятельности детьми с опорой на условные символы (волшебные листочки) |
Воспитатель дает положительную оценку участия каждого ребенка в познавательно-игровой, творческой деятельности. Воспитатель: А волшебные листочки помогут вам в этом убедится, возьмите волшебный листочек тот из вас , кто задавал и придумывал интересный вопрос, отвечал на вопрос, кто ответил правильно на вопросы осени и т.д. Посмотрите, какие букеты из осенних листьев в ваших руках! Полюбуйтесь сами и покажите друг другу. |
|
Дополнительная информация |
|||
Анализ и оценка воспитателем НОД с применением АМО (активные методы обучения) |
Такие методы, как д/игры, беседы, художественное творчество расширяют знания и представления детей об осени. Использование АМО позволяет формировать ключевые компетентности дошкольника: познавательные, информационные, социально-коммуникативные, способствует развитию личностных качеств дошкольника. |
||
Использованная литература, источники информации. |
1. Программа «Успех» программа дошкольного образования. «Москва» Просвещение 2011г. |
Читайте также |
---|
Конспект НОД для младшей группы по математике «Весенняя полянка»
Конспект НОД для младшей группы по математике «Весенняя полянка» Программное содержание. Закрепить и систематизировать элементарные математические представления у детей. Образовательные задачи. Закрепить умение называть...
Конспект осенней прогулки
Конспект осенней прогулки Задачи: Обеспечить детям полноценный активный отдых на прогулке, создать эмоциональный комфорт у детей, стимулировать детей к включению в процесс...
Методическая разработка по краеведенью Квест - игра «Путешествие по поселку…
Методическая разработка по краеведенью Квест - игра «Путешествие по поселку Вохма»