Конспект НОД по ознакомлению с окружающим, обучению грамоте в старшей группе
Тема: «Наша чистая планета»
Программное содержание: учить детей ориентироваться в окружающей обстановке, быть экологически грамотными людьми, понимающими, что жизнь надо сделать чище. Развивать мышление, память. Воспитывать любовь к природе. Упражнять в составлении предложений по опорным словам, нахождении места звука в слове.
Словарная работа: заповедник, закон, сигнал бедствия, экологи.
Демонстрационный материал: плакаты, призывающие к охране природы, детские рисунки на экологическую тему, красная книга, иллюстрации заповедников, картины с изображением заводов, машин.
Предварительная работа: беседы о заповедниках, красной книге, экскурсии в природу, заучивание экологических стихотворений, наблюдение в природе.
Методические приёмы: беседы, использование плакатов, игра «Да – нет».
Структура занятия:
1. Беседа, загадки.
2. Рассказ о заповеднике.
3. Стихотворение «Наш общий дом».
4. SOS – призыв к помощи; знакомство с плакатами.
5. Красная Книга.
6. Игра «Да- нет».
7. Экологический тренинг.
8. Составление предложений по опорным словам.
9. Итог – выставка рисунков.
Ход занятия:
Воспитатель: - Природа имеет важное значение в жизни человека, ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она даёт человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки:
«Ну-ка кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт
Не фонарь, а ярко светит
Не пекарь, а печёт» (Солнце)
«Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он – невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем» (Воздух)
«Меня пьют,
Меня льют
Всем нужна я
Кто такая?» (Вода)
«Подмигнёт тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий» (Ягода)
«Стоял на крепкой ножке
Теперь лежит в лукошке» (Гриб)
«Домовитая хозяйка,
Пролетает над лужайкой
Похлопочет над цветком
И поделится медком (Пчела)
«Блещет в речке чистой
Снежкой серебристой» (Рыба)
Воспитатель: - Солнце, воздух, ягоды, грибы, пчела, рыбы и всё это что?
Дети: - Это природа. Человек живёт в природе, от природы зависит жизнь человека.
Воспитатель: - Как вы думаете, от человека зависит красота природы?
Дети: - Да. Люди сажают деревья, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки…
Воспитатель: - А всегда ли человек помогает природе? Может ли человек губить природу?
Дети: - Человек загрязняет речки, вырубает леса, отлавливает животных…
Воспитатель: - Люди могут приукрасить природу, а могут погубить оставшихся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек не учитывает законы развития природы, наносил огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам. Но замечательно, что человек умеет исправлять свои ошибки, создаёт заповедники.
Воспитатель: - Что такое заповедники?
Дети: - Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. В заповеднике запрещается рвать цветы. Ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. В заповедник приходят только на экскурсию.
Заповедник – это островки спасения природы от человека. Заповедники – это наше богатство.
Дети: - Стихотворение:
«Стремительно вникая в опыт древних
И постигая в суть его корней,
Я стойкости учился у деревьев,
А ловкости и силе у зверей.
У птиц учился чувствовать свободу
У рыб – сосредоточенно молчать
Поэтому обязан я природу
От всех врагов достойно защищать». (П. Сергеев)
Воспитатель: - Только в заповедниках надо беречь природу?
Дети: - Природу надо охранять и беречь в любом месте.
Воспитатель: - А человек может быть без природы?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - У каждого человека есть дом, у птиц, у животных. А как можно назвать наш общий дом?
Дети: - Земля – наш общий дом
Воспитатель:
- «Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Весёлый звон ручья
Живёшь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём
Природою родной земли
Зовётся этот дом».
Воспитатель: - Хотя человек – самое разумное существо на планете. Но из - за того, что человек сильнее, он стал причиной гибели природы. Почему?
Дети: - Строит заводы, дым то заводов отравляет воздух: загрязняет реки выбросами с заводов. От выхлопных газов от машин тоже загрязняется воздух.
«Ну а теперь о самом важном
Взглянуть на нашу Землю страшно!
Вода мутнеет с каждым днём,
А воздух! Столько грязи в нём!
Когда – тот чистый, голубой
Теперь он грязный и больной!
Погибнуть может всё живое!
Земля, что сделалось с тобою?!
Пусть знак беды у нас отметит
Больные точки на планете!»
Воспитатель: - Наша планета земля в опасности. На ней много больных мест. Гибнет природа. Наша природа требует помощи. Вы знаете сигнал бедствия?
Дети: - SOS – это призыв к помощи.
Воспитатель: - Как же нам с вами помочь нашей планете?
Воспитатель: - Правильно, надо научиться любить природу, любить её с детства, научиться понимать, как живут все эти существа. Этим занимаются люди – экологи. Хотите быть экологами?
Дети: - Да.
Физкультминутка.
Воспитатель: - А сейчас мы отдохнём, закроем глаза, послушаем музыку, будем выполнять упражнения.
«Ярко светит солнце,
Дует лёгкий ветерок
Я вдыхаю эго чистый
Свежий воздух,
Колышутся травы.
Надо мной гордо кружат птицы
Мне хорошо и приятно.
Я хочу жить в мире с природой.
Я буду другом и защитником
Всему живому».
Воспитатель: - Посмотрите, дети у меня в руках «Красная Книга». Её обложка красного цвета не случайно. Ведь красный цвет – сигнал тревоги, опасности. Книга предупреждает об опасности исчезновения с лица земли многих видов животных и растений. В неё внесены животные и растения, которых осталось очень мало. Красота, которую дарит природа, бесценна.
«Если деньги накопить
Можно многое купить
Дом, одежду и завод,
Самолёт и пароход.
Но нельзя купить росу
Птичье пение в лесу.
И не спрятать в кошелёк
Родничок и тополёк».
Игра «Да – нет ка»
Воспитатель: - Поднять зелёный кружок на ответ – Да, а красный на ответ – Нет.
1. Вы пришли в лес, и будете разжигать костер на зелёной, густой траве? (нет).
2. Мама поставила вам градусник, вы стали им играть, бросать? (нет).
3. Вы собрали весь мусор после отдыха в лесу. (да).
4. Мама стирает, а вы подошли и поели порошок. (нет).
5. Вы подходите к лекарствам и пьёте их без спроса. (нет).
6. Вы выбрасываете целлофановые пакеты на землю? (нет).
7. Вы сидите за компьютером с утра до вечера? (нет).
8. Вы заботитесь о природе, не нарушаете правил поведения? (да).
Воспитатель: - А сейчас экологический тренинг. Представьте себя деревьями: Мы корни глубоко выросли в землю, мой ствол, мои ветки тянутся к солнцу. Это деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнули ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем, это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья мы сложим назад.
Воспитатель: - Нужно не только самому бережно относиться к природе и её богатствам, но и останавливать других, тех, кто относится к природе потребительски, не бережёт её.
«Дерево, трава и птица
Не всегда сумеют сами защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни».
Воспитатель: - А теперь давайте составим предложения по опорным словам:
1. Растения, жалеть, животные, надо.
2. Дом, общий, Земля, наш.
3. Это, место, охраняется, природа, заповедник, где.
Воспитатель – Поговорите с родителями дома и спросите. В опасности ли наш город? Что ему угрожает? Надо ли ставить рядом с названием нашего города значок SOS.
А теперь давайте посетим выставку рисунков на тему «Сделаем нашу жизнь лучше».
Читайте также |
---|
План родительского собрания «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни»
План родительского собрания «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни»
Конспект НОД по экологическому воспитанию дошкольников «Зимующие птицы»
Конспект НОД по экологическому воспитанию дошкольников «Зимующие птицы»
Досуг в подготовительной к школе группе по ППБ «Пожарный в…
Досуг в подготовительной к школе группе по ППБ «Пожарный в гостях у ребят» Цель. Закрепление правил пожарной безопасности. Задачи: В игровой форме закреплять...