Фольклор для маленьких

Трудно представить мир ребёнка без сказки. «Детство» и «сказка» - понятия неотделимые. Однажды придя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память.

Дети раннего возраста не видят противоречия реального и фантастического в рассказах взрослого. Во-первых, ещё не сформировалось развитое наглядно-образное мышление и воображение; во-вторых, не дифференцируется фантастическое и реалистическое, потому что отсутствует достаточный опыт знаний об окружающем мире, а главное умение анализировать ситуацию в мысленном плане, оперируя образами.

Мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения проходят стадию своего развития и становления; они начинают складываться через практическое накопление чувственного опыта, в действенном освоении предметов и конкретном взаимодействии с окружающим миром.

На третьем году жизни ребёнок способен переносить полученные знания в аналогичную ситуацию, т.е. ребёнок приобретает через народные произведения действенный опыт социального поведения, чисто человеческое видение и отношение к тем или иным сторонам общественной жизни. Так народная сказка оказывает воспитывающее влияние на малыша.

Исследования учёных показывают: третий год жизни ребёнка – это период, когда он пытается осознать, понять целенаправленность и логичность действий взрослого. Дети, следуя активному подражанию, начинают повторять эти действия. Это период усвоения первых социальных норм, правил человеческого общения, познания элементов культуры поведения.

Однако не следует чрезмерно увлекаться внешней яркостью наглядных средств, когда дети, наблюдая за лицедействующим воспитателем, вынуждены исполнять роль зрителей. Внешние эффекты, зрелищность подавляют речь. Ребёнок должен пережить ситуацию, вжиться в неё, понять. Вот тогда уже потоком идёт речь, так как есть что сказать; появляется потребность выразить себя в слове. Отсюда и вывод; на третьем году жизни ребёнка в ознакомлении с народными произведениями возрастает функция слова. Дети третьего года воспринимают сказки. Они способны понимать не только сложную кумулятивную связь, но и с помощью взрослого участвуют в драматизации, выступая в роли какого-либо персонажа.

Итак, как же подготовить детей к восприятию сказки, где действуют, как минимум, 2-3 персонажа? В совмещении и противопоставлении плоскостей реального и нереального рождается сказка. Но и к этому пониманию детей необходимо подвести. Развивающееся мышление (дети третьего года жизни уже начинают постепенно понимать «что бывает» и «чего не бывает») и элементарная ролевая игра (малыши легко откликаются на все игровые действия) облегчают решение этой задачи. А потешки – особый вид малого фольклорного жанра – как нельзя лучше способствует этому. Можно сказать: потешки – начальное, предварительное звено в работе с детьми третьего года жизни при ознакомлении с первыми сказками. Во-первых, в каждой потешке действуют один или два персонажа. Во-вторых, потешка – художественное произведение. Она рассчитана, на образное восприятие героев – и лисы, и зайца, и медведя, и волка. В-третьих, потешка раскрывает характер героев: лиса - хитрая, волк – сердитый, медведь – сильный, но не очень сообразительный, белка – проворная.

Ознакомление с потешками мы начинаем уже на первом и втором году жизни ребёнка, а на третьем году вводим новые, но и старые повторяем. К этому времени малыш начинает видеть не только различные черты у животных, но и общие: все они имеют две передние лапки (в сказочной ситуации они имитируют руки человека), две задние (аналогично – ноги человека), у всех два глаза, два уха, зубы, хвост, тело, покрытое шерстью. Эти знания приходят по аналогии со знаниями о человеке. Их не вводим специально в занятие, дети постигают это самостоятельно, что является результатом мыслительной деятельности, на которую уже опираются первые знания. Вот почему так необходима системная работа при отборе содержания фольклорной тематики от потешки к сказке.

Предлагаю примерные конспекты занятий с детьми третьего года жизни.

 

Тема: «Огуречик, огуречик!»

Цель: познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы с оттенком частушечности, балагурства, шутливости.

Обогатить словарь детей введением слов одного корня, но разным оттенком: «огурец», «огурчик», «огуречик». Пояснить значение этих слов, исходя из величины: «огурец – большой», «огурчик – поменьше», «а огуречик – совсем маленький».

С целью развития воображения ввести в занятие элемент сказки, распределив роли следующим образом: «огурец – папа», «огурчик – мама», «огуречик – сынок». Потешку – песенку подавать в форме наставления старших младшему.

С помощью фольклорного произведения познакомить детей с фольклорным персонажем – мышкой, придавая образу реалистические черты.

Материал: лист (70 х 40 см.) светло-коричневого цвета, три зелёных огурца, мышка.

Ход занятия. Рассказываю детям сказку об Огуречике, получающим наставление от родителей.

Жил-был Огуречик, он был маленький, зелёненький. Огуречик рос на грядке, среди зелёных листиков. Вот он, посмотрите! (Дети рассматривают Огуречик с маленьким зелёным хвостиком). Папа Огурец и мама Огурчик очень любили своего маленького сыночка. (Показываю три изображения и предлагаю детям их потрогать руками). Вся семья жила на грядке, среди зелёных листиков. (С этими словами располагаю все огурцы на грядке). В другом конце грядки жила мышка. Вот она! Посмотрите, какая мышка маленькая, а какой у неё длинный хвостик. Она юркая, быстро бегает, живёт в норке. (С этими словами прячу мышку).

Папа Огурец и мама Огурчик не разрешали маленькому Огуречику далеко уходить. Папа говорил:

Огуречик, огуречик!

Не ходи на тот конечик –

Там мышка живёт,

Тебе хвостик отгрызёт.

И мама говорила Огуречику: «Огуречик, огуречик! Не ходи на тот конечик…» (Читаю потешку до конца, расставляя огурцы по размеру).

Вы запомнили, что говорили Огуречику мама и папа? Но, Огуречик не послушался и решил пойти на «другой конечик» грядки, где жила мышка.

Введение игрового приёма «Догонялки».

Идёт Огуречик вдоль грядки и не видит, что из норки вылезла мышка. Посмотрите, какая она маленькая, серенькая, с длинным хвостиком. Вот она притаилась под листочком. А Огуречик никого не слушает и идёт дальше. (При этих словах мышка выскакивает и бросается в сторону Огуречика, наскакивает на него, вот-вот схватит). ( Она- то забегает вперёд, то отстаёт, так как жертва её, Огуречик, мечется в разные стороны). Еле-еле убежал Огуречик.

Посидел немножко Огуречик, отдохнул и решил опять пойти посмотреть, где мышка живёт. Ребята, а может, попросим Огуречика «не ходить на тот конечик» (Побуждаю детей повторить самостоятельно текст). Но Огуречик очень любопытный, все, же идёт ещё раз посмотреть, где мышка живёт. (Повторяется игровая сценка «Догонялки»).

Разыгрываю сценку так, что мышке не удаётся поймать Огуречик. А детей подвожу к пониманию того, что мышка поняла, что мы не дадим в обиду маленького Огуречика и она ушла к себе в норку. А мы ещё раз скажем Огуречику:                                    

Огуречик, Огуречик!

Не ходи на тот конечик-

Там мышка живёт,

Тебе хвостик отгрызёт.

 

Тема: «Коза – хлопота»

Цель: Закрепить и расширить знания детей о домашних и диких животных. Обратить внимание на отличительные особенности диких животных: волк – серый, у него длинный хвост; лиса - рыжая, у неё тоже длинный хвост, но пушистый. Медведь самый большой из всех зверей, у него короткий хвост, густая коричневая шерсть. В процессе чтения и инсценирования потешки высветить образ козы – доброй и мудрой матери, оберегающей своих детей.

Создать у детей настроение чуткого внимания.

Материал: «Вращающиеся кубы». Это полые кубы из строительного набора с сюжетными картинками, на которых изображены коза и козлята, на второй – лесные звери.

Ход занятия. Рассматриваем с детьми плоскостные изображения диких животных. Рыженькая, с пушистым хвостом. Зелёные глазки, хитрая мордочка (лиса).

Шерсть серая, серый хвост, не такой длинный и не такой пушистый, как у лисы. Глаза зелёные, смотрят сердито, он злой (волк).

Большой, в коричневой шубе, маленькие ушки и маленький хвостик (медведь).

Затем рассматриваем изображение козы и козлят. У козы длинные рога, шёрстка белая, пушистая, на ногах – копытца. Поясняю значение словосочетаний: «коза-хлопота», «день-деньской занята». Далее рассматриваем козлят, называя их ласково – козлятки, козлятушки.

Читаю потешку без наглядного сопровождения.

Коза – хлопота день - деньской занята:

Ей – травы нащипать,

Ей – на речку бежать,

Ей – козляток стеречь,

Малых деток беречь,

Чтобы волк не украл,

Чтоб медведь не задрал,

Чтобы лисонька – лиса

Их с собой не унесла.

Читаю потешку с наглядным сопровождением.

 

Тема: «Как по снегу, по метели трое саночек летели»

Цель: Ознакомление детей с малыми фольклорными жанрами (потешки, песенки, прибаутки и т.п.), отражающими элементы народного быта. Выделить   «стержневую» линию ознакомления через серию произведений, в которых главным персонажем выступает человек.

Посредством фольклора подвести к простейшему обобщению первых знаний о человеке по его социальному статусу, возрасту, полу (бабушка – дедушка, мальчик – девочка, брат – сестра, тётя – дядя и т.д.). Обогатить малышей теплотой добрых чувств, прибегая к фольклорному слову; на эмоционально-чувственной основе формировать добрые, высоконравственные отношения с окружающим миром.

Материал: Трое детских саночек, игрушечные лошадки, куклы – бабушка, дед, тётушка, девочка; круглый столик на вращающей основе.

Ход занятия. Усаживаю малышей на стульчики перед столом.

«Какое сейчас время года?

Правильно, зима. Зимой, вы знаете, бывает холодно, выпадает снег, дуют свирепые ветры. Помните, как мы с нами рассматривали снежинки?

А сейчас я расскажу вам про девочку Катю. Она живёт в этом домике. Позовём её ребята!» (Дети зовут Катю)

Из домика выглядывает куколка Катя. Куколка кланяется детям и говорит, что ждёт дорогих гостей.

- Кто же к тебе приедет Катенька?

- Ко мне в гости приедут бабушка, дедушка, тётушка. Пойду готовить угощение. Когда приедут гости, вы, ребята, пожалуйста, позовите меня.

- Ребята, вы должны первыми увидеть приехавших гостей и сообщить об этом Кате.

С этими словами ухожу к краю первого стола и подтягиваю уголок белой ткани, которой застлан стол, вывожу лошадку, запряжённую в саночки. В саночках сидит дедушка. Свои действия сопровождаю неторопливым, плавным чтением:

Уж ты, зимушка-зима,

Ты с морозами пришла.

Ветер воет, вьюга вьёт,

Вдоль по улице метёт.

Поочерёдно вывожу и другие саночки, в которых сидят бабушка и тётушка. Действия сопровождаю чтением:

Белым снегом замело.

Все дороги на село.

Все дороги, все пути –

Ни проехать, ни пройти.

(В этой части занятия акцентируется внимание детей на гостях)

Как по снегу, по метели

Трое саночек летели.

И шумят, и гремят,

Колокольчики звенят.

В первых санках – дедушка! (выделяю последние слова)

Санки подкатывают к домику Кати и останавливаются. Затем поочерёдно вывожу санки с бабушкой и тётушкой.

Напоминаю детям, что нужно известить Катю о том, что гости приехали.

- А кто приехал?

- Правильно, бабушка, дедушка, тётушка.

Дети вызывают Катю, воспитатель побуждает рассказать Кате об увиденном.

«Приехали!» «Приехали!». Начинаю повторять потешку.

В первых саночках – дедушка,

В других саночках – бабушка,

В третьих санках – тётушка.

Наша Катя выбегала,

Дорогих гостей встречала,

Ворота им отворяла,

В нову горенку вела.

(Эта часть потешки инсценируется.) Дети видят за столом гостей, они пьют горячий чай. Катя угощает их пирогами, баранками. Гости выпели чаю и решили спеть песенку. Предлагаю спеть песенку, вместе с гостями. (Можно предложить деревянные ложки для сопровождения). Исполняем всю потешку на мотив мелодии хороводной игры «Каравай».

Как по снегу, по метели

Трое саночек летели.

И шумят, и гремят,

Колокольчики звенят.

В первых санках – дедушка,

В других санках – бабушка,

В третьих санках – тётушка,

Вот какие гости!

Наша Катя выбегала,

Дорогих гостей встречала,

Ворота им открывала,

В нову горенку вела.

Можно поплясать вместе с бабушкой, дедушкой, тётушкой, Катей, выполняя не сложные танцевальные движения.

 

Тема: «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор»

Цель: Закрепить и расширить знания детей о домашних животных. Формировать реалистическое представление о домашних животных, их значение в жизни людей (на лошадке ездят, коровка даёт молочко).

Познакомить детей с новым фольклорным жанром – потешками-небыличками. Привнести в занятие настроение веселья, балагурства.

Материал: Используются иллюстрации из книги «Небылицы в лицах».

Панорама скотного двора, сделанная из строителя с использованием фигурок домашних животных.

Ход занятия.

- Ребята, кто умеет мычать «му – му» и даёт вкусное молочко?

- Правильно, коровка. Вот они коровки, коровушки (показываю игрушки).

Рассматриваем коровок, даю подержать их в руках, подчёркиваю характерные особенности, выделяя специфику предназначения в домашнем хозяйстве. Побуждаю детей называть не только животных, но и их детёнышей. Затем игрушки убираю и сообщаю детям, что сейчас расскажу о чём-то интересном.

Читаю детям потешку с показом персонажей на фланелевой доске, стараюсь заразить детей весельем, рассмешить их, но и разъяснить

- Разве на корове ездят? Она же молочко даёт! А на ком же ездят?

- Правильно, на лошадке!

- А разве на маленьких телятах могут ехать взрослые люди, а на козлятах дети?

- Нет, коза даёт молочко и шёрстку, и коровка даёт молочко. На них не ездят. Это же шутка.

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке

Бабушка на коровке.

Дети на телятках

Внуки на козлятках.

После короткой паузы, говорю детям. Уехали! Предлагаю детям встать и обойти столик вокруг, чтобы посмотреть «как далеко уехал дедушка Егор». Дети заходят за столик и вновь видят всю экспозицию. Рассматриваем её поближе, а затем, чтобы как-то двигательно разрядить детей перед повторным чтением, предлагаю им показать «как дедушка Егор скакал на лошадке».

Повторяем потешку - небыличку в песенном варианте.

Раздаю детям погремушки и предлагаю спеть потешку, отбивая ритм и такт.

Таким образом потешку-небыличку можно повторять бесконечное количество раз и каждый раз дополнять новыми строками. Это звучит примерно так:

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор

Сам на лошадке.

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках. Да-а-а!

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Съехали с гор,

Развели костёр. Да-а-а!

Съехали с гор.

Развели костёр,

Кушают кашку,

Слушают сказку. Д-а-а!

В конце занятия предлагаю детям поиграть с игрушками, изображающими животных (лошадки, коровки, козы, козлятки).

 

Тема: «Пастушок и коровки»

Цель: Расширить фольклорную тематику, закрепить знание знакомых текстов, обогатить новыми впечатлениями. Ввести новое слово «пастушок», объяснить его смысл, разыграть сценки с помощью игрушек, используя фольклорные тексты.

Материал: Два – три комплекта игрушек коровок, кукла среднего размера, изображающая пастушка.

Ход занятия. Предлагаю детям поиграть с коровками. Для этого каждому раздаю по игрушке и предлагаю каждому выбрать для своей коровки колокольчик с ленточкой, придумать кличку.

Дети играют, и постепенно игра переходит в занятие. Предлагаю вспомнить знакомые стихи и потешки, песенки про коровку (например, «Ты, коровушка, ступай в чисто поле погуляй», «Уж как я ль свою коровушку люблю» и др.)

- Ребята, посмотрите, а кто это? (показываю куклу-пастушка)

- Это пастушок. Он пасёт на лугу коровок, чтобы они не заблудились, чтобы не разбежались по лесу, чтобы их волк не съел. А ещё он играет на дудочке, созывает так коровок. Читаю потешку в процессе разыгрывания сюжета.

Рано, рано поутру

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру»

А коровки в лад ему

Отвечают: «Му-му-му».

Каждое утро пастушок играет на дудочке, а коровки слышат и идут к пастушку. Но однажды вот что случилось:

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду!

Потерял пастух дуду!

Да, нужно коров собирать, на дудочке играть, а дудочки-то нет! Ищет пастушок дудочку (воспитатель ищет дудочку и предлагает помочь детям пастушку). Дудочку находят все вместе.

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала!

На-ка, милый пастушок,

Ты спеши на лужок!

Там Бурёнка лежит,

На ребяток глядит,

А домой не идёт,

Молоко не несёт!

Надо кашу варить,

Деток кашей кормить.

После этих слов выдвигаю пастушка и играю на дудочке.

Ту-ру-ру! Всех коровок к себе зову! Всех! Дети приносят своих коровок пастушку.

Игровой момент. Пастушок договаривается с ребятами: они сами будут пасти коровок. Но как только он, пастушок, заиграет на дудочке, дети приводят к нему коров. Дети расходятся с коровками по всей группе.

Ты, коровушка, ступай

В чисто поле, погуляй,

А вернёшься вечерком,

Нас напоишь молочком!

«Ту-ру-ру!». Все коровки идут к пастушку.

Пастушок предлагает повести коров к озеру, на водопой. Дети подводят своих коров к озеру и расставляют вокруг. Коровки «пьют» воду. Пастушок вновь отпускает коровок пастись (игра повторяется).

Повторяем потешку «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду!». Потерял пастух дуду. Пастушок трубит, созывает коровок; дети ведут их домой, и ставят в коровник.

Летом эту игру-занятие можно провести на улице.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сотрудничество воспитателя и ребенка как условие развития детского творчества в…

Сотрудничество воспитателя и ребенка как условие развития детского творчества в дошкольном возрасте Исследования психологов и данные педагогической науки дают основания утверждать...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим «Какая бывает…

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим «Какая бывает посуда» с использованием МЭО Цель: систематизирование знаний по ознакомлению с окружающим...

Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений…

Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста из цикла занятий с использованием технологии...

Читайте также

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе. Тема недели «Здоровейка»

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе Тема недели «Здоровейка»

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей 2-3 лет…

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей 2-3 лет«Кто спрятался под елочкой» Цель: совершенствовать знания детей о лесных животных Задачи: Образовательные: побуждать...

Сценарий к 8 марта «Маму поздравляем»

Сценарий к 8 марта «Маму поздравляем» Ведущая: Весна стучится в детский сад, Собою радует ребят, А с ней приходит праздник мам, Поздравить хочется их...