Конспект опытно-экспериментальной деятельности по теме:
«Зачем нужна вода»

Пояснительная записка.

Формировать осознанное отношение ребенка к природе и её ресурсам нужно с детства. А мы, взрослые, должны создавать благоприятные условия, для того, чтобы ребёнок чувствовал себя в окружающем мире первооткрывателем, испытывая радость от экспериментирования с объектом природы, открывая новое, выявляя в природе простейшие закономерности.

Вложить частицы культуры поведения в природе, учить понимать глобальные проблемы человечества, исследовать и воспитывать заботливое отношение к себе и окружающему миру; объяснить, что, разрушая равновесие в природе, мы наносим вред внешней среде и своему здоровью – это и является нашей главной задачей.

Особое значение для развития личности дошкольника, имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Обладание способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково - познавательная деятельность детей, протекающая в форме экспериментальных действий.

В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников.

Цель: Создать благоприятные условия для того, чтобы ребенок чувствовал себя первооткрывателем в окружающем мире: открывал новое в знакомом и уже знакомое в новом, выявляя простейшие закономерности. Объяснить, что разрушая равновесие в природе, мы наносим вред внешней среде и своему здоровью.

Задачи:

1. Уточнять и расширять представления детей о взаимосвязи человека с внешней средой.

2. Объяснить зависимость человека от воды.

3. Продолжать учить бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

4. Воспитывать бережное отношение к природной среде.

Конспект опытно - экспериментальной деятельности рекомендую для педагогов детского сада, работающих на группах старшего возраста и педагогам начальных классов. Данную деятельность я посвящаю воде - одному из главных компонентов нашей природы. Мы все хорошо знакомы с водой: не раз шлепали под дождем, разбрызгивая лужи; пуская в ручейке кораблики; плескались на речке или в море. Но давайте приглядимся к ней получше: познакомимся с разнообразием воды, зачем она нужна человеку, животным, всему живому. Задумаемся о том, сколько человек сможет обходиться без воды; как мы можем помочь природе предотвратить экологическую катастрофу.

Начинается вода с понятия «капля», а заканчивается понятием «океан».

От воды зависит жизнь людей, растений, животных. От человека - судьба воды на планете. Вода присутствует в сложных природных явлениях: гроза, радуга, метель, лёд. Человек должен научиться её видеть, обладать обширными знаниями о природных явлениях.

 

Конспект образовательной деятельности «Зачем нужна вода»

Цель:

Заложить у детей основы экологических знаний, основы безопасного поведения в природе.

Задачи:

Образовательная:

Дать детям понятие о разнообразии воды, зачем она нужна человеку, животным, растениям, почему её нужно охранять. Познакомить детей с водными способами закаливания.

Развивающая:

Учить охранять, понимать ценность, важность воды. Развивать внимание, связанную речь, умение сравнивать, делать выводы.

Воспитательная:

Познакомить детей с водными способами закаливания. Учить заботиться об экологическом состоянии своего места жительства.

Оборудование:

Атрибут «Пароход», веревки (ручеёк), графин с водой, газированная вода, сок, рыбки - игрушки, аудиозапись «Звуки моря».

Демонстрационный материал:

Глобус, плакат «Мы реки, моря и океаны в обиду не дадим», иллюстрации "Жители океана».

Раздаточный материал:

Стаканчики, соломки, фломастеры, круги из бумаги.

Предшествующая работа:

Опытническая работа «Вода и её свойства», игры с водой.

Словарная работа:

Глобус, очистные сооружения, фильтры, лаборатория, жажда, трап.

 

Ход деятельности.

Воспитатель предлагает детям:

- Ребята! Вы любите загадки? Тогда попробуйте отгадать:

Не конь, а бежит,

Не мельница, а шумит. (вода)

- Сегодня я хочу поговорить с вами о воде. Посмотрите, что у меня в руках? (показывает глобус)

- А какого цвета на глобусе больше всего? (голубого)

Голубым цветом отмечены все моря, реки и океаны, которые состоят из воды. (Воспитатель с детьми рассматривает глобус).

- А сейчас я приглашаю вас путешествовать. На чем вы желаете отправиться? (Дети предлагают: на самолёте, на поезде, на машине и т.д.) А на пароходе вы когда-нибудь плавали? (ответы детей)

Тогда я вас приглашаю к трапу.

Игра – путешествие «По морю»

Дети усаживаются на стульчики, атрибут «Пароход». Звучит музыка.

- Закрываем глаза и представим, что мы плывем по морю. Чайки летают над нами, солнце жаркое светит…

- Кто живёт в воде? (ответы детей)

- А ещё в нём живут осьминоги, устрицы, мидии, кальмары. Какое это чудо - вода! Можно ли употреблять морскую воду человеку, почему? (Вода в морях и океанах соленная)

- Посмотрите внимательно на глобус, как вы думаете, что обозначают тонкие извилистые голубые полоски? Правильно, это изображены наши реки: большие и маленькие. И только воду из этих рек мы можем пить. Она проходит через специальные очистные сооружения и фильтры, а затем по трубам попадает к нам в квартиры.

- Вот мы незаметно подплыли к берегу, осталось только перепрыгнуть через ручеёк и окажемся на зелёном лугу.

Физ. минутка "Перепрыгни через ручеек"

Затем дети садятся на ковер.

- Посмотрите, какой зелёный луг, сколько красивых цветов. Давайте подышим и насладимся ароматами зелёной свежести и цветов.

Дыхательная гимнастика.

- А чем вода полезна для здоровья? (Ответы детей: баня, закаливание, приготовление блюд и т.д.)

- Правильно, человек без воды не сможет прожить даже двух суток - погибнет от жажды. Ведь в нашем организме тоже есть жидкость. Когда очень жарко у нас выделяется пот, одежда увлажняется - это выходит вода.

- А кто ещё не может обходиться без воды? (Ответы детей: животные, насекомые, птицы, растения)

- А как нужно беречь и охранять воду? (размышления детей)

- Молодцы, а сейчас я приглашаю вас в лабораторию, для этого нужно надеть белые халаты и шапочки. (Дети имитируют действия)

Игра - эксперимент.

Дети проходят к столам, на которых стоят стаканчики накрытые полотенцем (с соком, газированной и простой водой под номерами 1;2;3).

- В этих стаканчиках налит напиток, предлагаю вам, попробовать его и сказать что это?

- Правильно, это газ.вода. А можно ею утолить жажду? А почему?

- Совершенно верно, она очень сладкая и после неё опять хочется пить.

- Попробуйте напиток из следующих стаканчиков. (Дети пробуют на вкус из стаканчиков под номерами 2, а затем 3.)

- А чем можно утолить жажду? (простой водой, которая очень полезна для нашего организма, в ней много минеральных веществ и железа)

- Скажите, а можно из газированной воды сварить суп? А почему? Вскипятить чай? Сварить компот? А можно в ней купаться или мыться?

Дети делают выводы, что только из чистой питьевой воды можно сварить суп, вскипятить чай, сварить компот и т. д.

Дидактическая игра «Какая бывает вода?»

(по ассоциациям)

Пушистая - снег,

скользкая - лёд,

смешная - снеговик,

горячая - чай,

высокая - сугробы,

круглая– снежок,

вкусная– морс, газировка, компот и т.д.

Дети подходят к мольберту с плакатом "Мы реки, моря и океаны в обиду не дадим".

- Ребята, посмотрите, как загрязняют наши реки, озёра, моря и океаны. Давайте посмотрим, что губит наши водоёмы. (Воспитатель с детьми рассматривает плакат)

Работа детей за столом.

- А сейчас предлагаю вам нарисовать знаки, которые помогут сохранить наши реки и моря от загрязнений. Для этого я приготовила для вас бумагу и фломастеры.

- Молодцы, очень интересные знаки получились, я предлагаю подарить их нашим малышам, чтоб они знали, как нужно заботиться о нащей природе, водоёмах. Ведь мы теперь с вами знаем какое это чудо – вода!

Вода – это радость Земли,

Вода – это счастье Земли,

Вода – это чудо Земли,

Воду ты всегда береги!

 

Список используемой литературы:

1. Ковинько "Секреты природы – это так интересно", 2007 г.

2. Журнал "Обруч", № 7, 2007 г.

3. С.Н. Николаева "Воспитание экологической культуры".



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста «Создание…

Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста «Создание мультфильма» (3 встречи)

Развитие творческого начала дошкольников на занятиях ручного труда

Развитие творческого начала дошкольников на занятиях ручного труда Проблема развития детского творческого начала в настоящее время является одной из актуальных проблем...

Конспект НОД по рисованию с использованием техники «кляксография»

Конспект НОД по рисованию с использованием техники «кляксография»

Читайте также

Использование интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников

Использование интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников

Игровая деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников

Игровая деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указаны принципы, и одним из принципов...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию детей в средней…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию детей в средней группе Тема: Музыка и настроение Цель. Развитие эмоциональной отзывчивости посредством музыкального...