Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме
«Птицы такие похожие и такие разные»

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация.

Цель:

- познакомить детей с многообразием птиц;

- выяснить их общие и отличительные признаки;

- обогащение словарного запаса;

- образование имен прилагательных и правильное их употребление.

Материалы и оборудование:

- презентация "Особенности птиц",

- подборка картинок с птицами;

- игра " Четвёртый лишний",

- игра " Что перепутал художник",

- схема для сравнительного описания птиц.

 

Ход НОД:

Включается запись с голосами птиц.

Воспитатель спрашивает, что дети услышали. (Ответы детей - голоса птиц.)

Я не случайно, ребята, дала вам послушать эту запись, ведь именно о них пойдет наш с вами разговор.

И начать сегодняшнее занятие я хочу начать с игры " Четвертый лишний". Сейчас вы внимательно рассмотрите картинки и ответите мне кто или что лишнее и объясните почему вы так считаете.

(Детям предлагаются картинки: три птицы и бабочка, три птицы и животное, три птицы и самолёт.)

Дети рассматривают картинки и выбирают лишнее, обосновывают свой выбор.

А как вы догадались, что это птицы, а не другие живые существа.

Давайте назовём признаки, которые есть у всех птиц. (Используем схематическое изображение птицы.)

Дети называют следующие признаки: тело покрыто перьями, 2 крыла, 2 лапы, клюв.

Молодцы, а теперь разберёмся какие отличия друг от друга есть у птиц.

1. Размер.

Демонстрируется картинка с большой и маленькой птицей.

(Страус и колибри.) Дети отмечают, что одна из них большая, а другая маленькая.

Воспитатель дополняет ответы детей. Страус не просто большая птица, а очень большая, просто огромная. Высота взрослой птицы выше человеческого роста. А колибри - крошка. Размер гнезда этой птички с половину скорлупки грецкого ореха. Питается колибри нектаром цветов.

На доске появляется первый признак в схеме - размер (величина) - 2 треугольника разной величины.

2. Лапы.

Детям предлагается рассмотреть картинки с изображением разных лап птиц. Воспитатель подводит детей к выводу, что разное строение лап связано с различным местом обитания. (На наглядном материале дети сравнивают лапы птиц. Длинные с длинными пальцами лапы цапли живущей на болоте, короткие лапки синицы, которая живёт в лесу и легко прыгает с ветки на ветку, лапы с перепонками утки, оперённые лапы куропатки, живущей среди снегов, лапы страуса- отличного бегуна.)

На доске появляется следующий пункт в схеме - лапа и гнездо (характер лап зависит от места обитания).

3. Клюв.

Дети рассматривают различные клювы птиц и делают вывод о том, что различия в строении клюва связаны с особенностями питания.

Для рассмотрения и сравнения предлагаются картинки с изображениями клювов пеликана, клеста, дятла, ласточки. По ходу воспитатель сообщает детям интересные подробности из жизни птиц. Например то, что клёст единственный, кто выводит птенцов зимой. А также как связаны особенности строения клюва с особенностями питания.

Следующий пункт в схеме - клюв и пища.

Игра "Чей клюв и лапы"

Детям предлагаются картинки с изображениями птиц без клювов и лап, а также различные варианты клювов и лап. Ребята подбирают к своему изображению птицы клюв и лапы.

4. Окраска.

Дети рассматривают различных по цвету оперения птиц.

Образовывают прилагательные:

у снегиря красная грудка- он красногрудый,

у синицы жёлтая грудка - она желтогрудая,

у сороки белые бока - она белобокая...

Следующий пункт в схеме - окраска (цветное облачко).

Физкультминутка.

Дети сопровождают слова воспитателя движениями.

Аист, аист длинноногий

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова правою ногой,

Снова левою ногой.

После правою ногой,

После левою ногой.

Вот тогда придёшь домой.

Подведение итогов:

И так, ребята, мы с вами выяснили, что у всех птиц есть общие черты. Давайте их ещё раз все перечислим- дети перечисляют (тело покрыто перьями, 2 лапы, 2 крыла, клюв.)

А отличаются птицы друг от друга по размеру, длине и особенностям лап, форме клюва, по цвету оперения.

Далее детям предлагается сравнить двух птиц используя составленную схему

(цапля и синица, аист и воробей).

Игра " Что перепутал художник"

Детям демонстрируются рисунки с ошибками: птица с шестью лапами, птица с четырьмя крыльями и лисьим хвостом, птица, живущая в конуре, рисунок вымышленной птицы, в котором собраны черты нескольких птиц. Дети находят ошибки, комментируют.

Воспитатель благодарит детей за работу на занятии, отмечает особо активных.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра – пособие «Печка - матушка»

Дидактическая игра – пособие «Печка - матушка» Цель: Приобщение детей к истокам русских традиций, знакомство с бытом русского народа, а именно...

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игры в рифму

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игры в рифму Воспитание подрастающего поколения - очень важная и ответственная работа. В основном этот...

Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Читайте также

Конспект открытого занятия в старшей группе «Развитие речи через исследовательскую…

Конспект открытого занятия в старшей группе «Развитие речи через исследовательскую деятельность. Лексическая тема «Одежда» Цель: Закрепление и расширение знаний детей по...

Число и цифра 3

Число и цифра 3

Мини-музей «Коми керка»

Мини-музей «Коми керка» Цель: приобщить детей к Коми культуре, изучить быт коми избы, активизировать словарь детей названиями предметов быта коми народа. Оборудование:...