Занятие по ознакомлению с окружающим
«Северный край – какой он?»

подготовительная группа

Программное содержание:

- Прививать интерес к народам Севера (коми, ханты, манси, ненцы) и их культуре;

- Познакомить детей с работой коренных жителей Севера (оленеводство, охота, ловля рыб);

- Закрепить знания о животных, ягодах, деревьях, птицах, насекомых, цветах;

- Развивать у детей творческое воображение (учить изображать животных, птиц, насекомых, имитировать их повадки;

Предварительная работа: «Край, в котором ты живешь» - беседа (адрес, область, край). Экскурсии по улицам города, наблюдение за птицами, лесом; чтение стихов и заучивание пословиц (ненецких), разгадывание загадок.

Словарная работа: романтика, северное сияние, тундра, чум, киссы, нарты, малица, темнеет.

Демонстрационный материал: Север – картины: ягоды, птицы, животные. Фрагменты из набора «Ноябрьск», полянка «Север», национальные костюмы народов.

 

Ход:

- Ребята, вы не знаете куда мы попали? (высказывание детей)

- Каждый из вас появился здесь не случайно. Мы будем говорить сегодня о том, как вы и ваши мамы и папы оказались в удивительно красивом уголке нашей Родины – севере. Кто за романтикой, а кто из-за каких-то других причин приехал в этот суровый край. Где всегда короткое лето и длинная зима. Где живут прекрасные люди разных национальностей: ханты, манси, коми, ненцы. Живут не тужат и в холод и в ненастье всегда чем то заняты. А зимы вы сами знаете здесь очень суровые. Живут ханты в самодельных домах, называют их чумы. Чум укрепляется на деревянных жердях. Сверху жерди связаны пучком, внизу растопырены. В середине чума, на земле горит костер, над ним висит чайник с водой или котел с супом. В самом верху чума дыра, куда уходит дым. Возле стенок на дощатом полу размещаются постели, низкий столик, сундучок с посудой, ведро с водой и другие нужные вещи. Все эти интересные люди делают для себя сами: шьют, готовят, добывают пищу, слагают песни и стихи; вышивают, расшивают свою одежду замысловатыми рисунками. Они умеют читать вышитые рисунки.

Изготовление своей одежды (киссы, малица, торбаза, кухлянка) – кропотливая работа, для этого нужно забить зверя – например оленя. Вся одежда в основном сшита у хантов из оленьих шкур. Сшив одежду - затем ее расшивают красивыми узорами. Как вы думаете? Чем занимаются ханты? В чем заключается их работа? Да, они много работают и мало спят, занимаясь оленеводством, рыбной ловлей, охотой.

- Давайте вспомним, какие животные живут на Севере: волки, лисы, песцы, зайцы, олени, соболь, выдра, колонок, ондатра, бобры, норка, и т.д. А поговорим мы немного об оленях. Олень – помощник жителей севера – он заменяет им корову и лошадь. В тундре мы можем увидеть целые оленьи стада, а пасут их оленеводы. Говорят, что олени очень умные, добрые, трудолюбивые животные. Олени едят мох, ягоды, грибы. Если гриб потрогал человек – олень его никогда не сьест. Как олень питается зимой? – Он разрывает снег копытами и достает мох. Олени запрягаются в длинные легкие сани. Быстро бежат по кочкам, мокрому мху и снегу сани, называемые нартами. Нарты – это сани с широкими деревянными полозьями, они едут по траве так же легко как и по снегу. Погоняет хант оленей специальным тонким шестом с белым кожаным наконечником (кнутом).

- А вы бы хотели прокатиться на нартах в упряжке оленей по тундре? Может быть нам удастся увидеть еще других обитателей Севера – птиц, насекомых; его растения: ягоды, цветы, деревья. Тогда подумайте, из чего мы можем смастерить нарты, оленей (предлагаю два варианта – триз модули: психогимнастика – дети все имитируют сами). Все ли готово? А кто будет экскурсоводом, можно я? Поехали!

- Посмотрите кругом, что вы видите: деревья, назовите их: березы, сосны, ели, кедр, рябина, осина…

Обратите внимание, какие деревья в тундре – и сколько их. Мало. И они не выше человеческого роста, очень маленькие. В лесных массивах деревья более высокие. Зимой вся тундра покрыта пушистым снегом, но зато летом тундра прекрасна.

Психогимнастика: - Закройте глаза и представьте, что сейчас лето, дует прохладный ветер, пищат комары, мошки, летают бабаочки, жуки, пчелы, мухи, ползают муравьи. Вы слышите, запах цветов: багульник, иван-чай…

- А вы хотели бы попробовать северных ягод? Они кислая клюква, голубика, черника, брусника, морошка, костеника и т.д.

- Ребята, а сейчас наше путешествие продолжается и мы подьезжаем к одной из рек (Пур, Тобол). Как вы думаете, какие рыбы водятся в здешних реках? (щука, язь, сырок, нельма, ряпушка, караси).

- А из чего мы можем смастерить удочку? Хотели бы вы половить рыб? Дидактическая игра «Угадай какая рыбка».

- Ребята, а я что то замерзла, может быть мы заедем в гости к хантам, погреемся у их костра.

- В гостях у хантов. Дети рассматривают заранее приготовленное жилье народов севера. Дети читают стихи, загадывают загадки, пословицы.

Психогимнастика: «Горячий чай с брусничным вареньем». Ну вот ребята, нам пора возвращаться из путешествия. Дети снова садяться в упряжку. На обратном пути им попадаются нефтяные вышки. Воспитатель говорит: Здесь работают ваши папы и мамы. Они добывают нефть. Про нефть говорят – это черное золото. Много нефти и газа в сибирских недрах.

- Ребята, уже темнеет, скоро вечер, весь день мы пропутешествовали. Наверно устали?

А послушайте стихотворение и угадайте о чем оно. Правильно, о северном сиянии. Это очень красивое зрелище, на небе в виде ярких переливающихся лент, то загорается, то потухает северное сияние. Северное сияние во сто раз ярче, чем радуга. Иногда небо полыхает по несколько часов, а иногда сразу гаснет. Кто-то из вас видел северное сияние? Предлагается картина «Северное сияние». Дети рассматривают. Впечатлениями от занятия дети могут обменяться во второй половине дня.

- Предлагаю нарисовать «Северное сияние».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Индивидуальный план работы воспитателя в межаттестационный период на пять лет

Индивидуальный план работы воспитателя в межаттестационный период на пять лет План работы. Сроки Формы работы 2017 год Изучить материалы по написанию рабочей программы воспитателя с...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Космическое путешествие» в старшей группе комбинированной…

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Космическое путешествие» в старшей группе комбинированной направленности Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное, художественно - эстетическое развитие, социально...

Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Тема «Семья -…

Занятие по развитию речи в подготовительной группе Тема «Семья - это важно» Цель: совершенствовать умение читать кроссенс. Задачи: учить находить связь между...

Читайте также

Конспект-занятие во второй младшей группе «Зайчик в гостях у ребят»

Конспект-занятие во второй младшей группе «Зайчик в гостях у ребят» Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности.Задачи:•...

План мероприятий на тему «Неделя космонавтики» второй младшей группы «Непоседы»

План мероприятий на тему «Неделя космонавтики» второй младшей группы «Непоседы» Дата Мероприятие Цель Задачи Пн. 11.04.2022г. Беседа «Необъятный космос» Выяснить какие знания по теме дети уже...

Рабочая программа образовательной деятельности в группе раннего возраста №13…

Рабочая программа образовательной деятельности в группе раннего возраста №13 общеразвивающей направленности на 2020-2021 учебный год