Занятие по ознакомлению с окружающим
«Северный край – какой он?»
подготовительная группа
Программное содержание:
- Прививать интерес к народам Севера (коми, ханты, манси, ненцы) и их культуре;
- Познакомить детей с работой коренных жителей Севера (оленеводство, охота, ловля рыб);
- Закрепить знания о животных, ягодах, деревьях, птицах, насекомых, цветах;
- Развивать у детей творческое воображение (учить изображать животных, птиц, насекомых, имитировать их повадки;
Предварительная работа: «Край, в котором ты живешь» - беседа (адрес, область, край). Экскурсии по улицам города, наблюдение за птицами, лесом; чтение стихов и заучивание пословиц (ненецких), разгадывание загадок.
Словарная работа: романтика, северное сияние, тундра, чум, киссы, нарты, малица, темнеет.
Демонстрационный материал: Север – картины: ягоды, птицы, животные. Фрагменты из набора «Ноябрьск», полянка «Север», национальные костюмы народов.
Ход:
- Ребята, вы не знаете куда мы попали? (высказывание детей)
- Каждый из вас появился здесь не случайно. Мы будем говорить сегодня о том, как вы и ваши мамы и папы оказались в удивительно красивом уголке нашей Родины – севере. Кто за романтикой, а кто из-за каких-то других причин приехал в этот суровый край. Где всегда короткое лето и длинная зима. Где живут прекрасные люди разных национальностей: ханты, манси, коми, ненцы. Живут не тужат и в холод и в ненастье всегда чем то заняты. А зимы вы сами знаете здесь очень суровые. Живут ханты в самодельных домах, называют их чумы. Чум укрепляется на деревянных жердях. Сверху жерди связаны пучком, внизу растопырены. В середине чума, на земле горит костер, над ним висит чайник с водой или котел с супом. В самом верху чума дыра, куда уходит дым. Возле стенок на дощатом полу размещаются постели, низкий столик, сундучок с посудой, ведро с водой и другие нужные вещи. Все эти интересные люди делают для себя сами: шьют, готовят, добывают пищу, слагают песни и стихи; вышивают, расшивают свою одежду замысловатыми рисунками. Они умеют читать вышитые рисунки.
Изготовление своей одежды (киссы, малица, торбаза, кухлянка) – кропотливая работа, для этого нужно забить зверя – например оленя. Вся одежда в основном сшита у хантов из оленьих шкур. Сшив одежду - затем ее расшивают красивыми узорами. Как вы думаете? Чем занимаются ханты? В чем заключается их работа? Да, они много работают и мало спят, занимаясь оленеводством, рыбной ловлей, охотой.
- Давайте вспомним, какие животные живут на Севере: волки, лисы, песцы, зайцы, олени, соболь, выдра, колонок, ондатра, бобры, норка, и т.д. А поговорим мы немного об оленях. Олень – помощник жителей севера – он заменяет им корову и лошадь. В тундре мы можем увидеть целые оленьи стада, а пасут их оленеводы. Говорят, что олени очень умные, добрые, трудолюбивые животные. Олени едят мох, ягоды, грибы. Если гриб потрогал человек – олень его никогда не сьест. Как олень питается зимой? – Он разрывает снег копытами и достает мох. Олени запрягаются в длинные легкие сани. Быстро бежат по кочкам, мокрому мху и снегу сани, называемые нартами. Нарты – это сани с широкими деревянными полозьями, они едут по траве так же легко как и по снегу. Погоняет хант оленей специальным тонким шестом с белым кожаным наконечником (кнутом).
- А вы бы хотели прокатиться на нартах в упряжке оленей по тундре? Может быть нам удастся увидеть еще других обитателей Севера – птиц, насекомых; его растения: ягоды, цветы, деревья. Тогда подумайте, из чего мы можем смастерить нарты, оленей (предлагаю два варианта – триз модули: психогимнастика – дети все имитируют сами). Все ли готово? А кто будет экскурсоводом, можно я? Поехали!
- Посмотрите кругом, что вы видите: деревья, назовите их: березы, сосны, ели, кедр, рябина, осина…
Обратите внимание, какие деревья в тундре – и сколько их. Мало. И они не выше человеческого роста, очень маленькие. В лесных массивах деревья более высокие. Зимой вся тундра покрыта пушистым снегом, но зато летом тундра прекрасна.
Психогимнастика: - Закройте глаза и представьте, что сейчас лето, дует прохладный ветер, пищат комары, мошки, летают бабаочки, жуки, пчелы, мухи, ползают муравьи. Вы слышите, запах цветов: багульник, иван-чай…
- А вы хотели бы попробовать северных ягод? Они кислая клюква, голубика, черника, брусника, морошка, костеника и т.д.
- Ребята, а сейчас наше путешествие продолжается и мы подьезжаем к одной из рек (Пур, Тобол). Как вы думаете, какие рыбы водятся в здешних реках? (щука, язь, сырок, нельма, ряпушка, караси).
- А из чего мы можем смастерить удочку? Хотели бы вы половить рыб? Дидактическая игра «Угадай какая рыбка».
- Ребята, а я что то замерзла, может быть мы заедем в гости к хантам, погреемся у их костра.
- В гостях у хантов. Дети рассматривают заранее приготовленное жилье народов севера. Дети читают стихи, загадывают загадки, пословицы.
Психогимнастика: «Горячий чай с брусничным вареньем». Ну вот ребята, нам пора возвращаться из путешествия. Дети снова садяться в упряжку. На обратном пути им попадаются нефтяные вышки. Воспитатель говорит: Здесь работают ваши папы и мамы. Они добывают нефть. Про нефть говорят – это черное золото. Много нефти и газа в сибирских недрах.
- Ребята, уже темнеет, скоро вечер, весь день мы пропутешествовали. Наверно устали?
А послушайте стихотворение и угадайте о чем оно. Правильно, о северном сиянии. Это очень красивое зрелище, на небе в виде ярких переливающихся лент, то загорается, то потухает северное сияние. Северное сияние во сто раз ярче, чем радуга. Иногда небо полыхает по несколько часов, а иногда сразу гаснет. Кто-то из вас видел северное сияние? Предлагается картина «Северное сияние». Дети рассматривают. Впечатлениями от занятия дети могут обменяться во второй половине дня.
- Предлагаю нарисовать «Северное сияние».
Читайте также |
---|
Индивидуальный план работы воспитателя в межаттестационный период на пять лет
Индивидуальный план работы воспитателя в межаттестационный период на пять лет План работы. Сроки Формы работы 2017 год Изучить материалы по написанию рабочей программы воспитателя с...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Космическое путешествие» в старшей группе комбинированной…
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Космическое путешествие» в старшей группе комбинированной направленности Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное, художественно - эстетическое развитие, социально...
Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Тема «Семья -…
Занятие по развитию речи в подготовительной группе Тема «Семья - это важно» Цель: совершенствовать умение читать кроссенс. Задачи: учить находить связь между...