Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию в средней группе с общим недоразвитием речи
Цели:
Закрепление представлений о смене времен года, их характерных признаках; расширение и конкретизация представлений об одежде, обуви, головных уборах; закрепление знаний о строении дерева и узнавании его по характерным особенностям ветвей и ствола; сезонных явлениях живой и неживой природы о растительном и животном мире, о времени года, сезонных явлениях
Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя, активизация речевой деятельности, мелкой и общей моторики, внимания, логического мышления.
Формирование навыков сотрудничества, доброжелательных отношений между детьми, чувства ответственности, инициативности, любви и бережного отношения к живой природе
Оборудование:
Мольберт, нарисованная береза, с желтыми листьями, на которых написаны задания для детей, набор фигурок домашних и диких животных, макеты леса и дворовых построек, «Чудесный мешочек», картина «Зимний пейзаж».
Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе во время прогулок с родителями и воспитателями, экскурсии и чтение тематической литературы, заучивание стихов в течение учебного года, рассматривание картин с зимними пейзажами.
Организация занятия: Дети сидят полукругом.
1. Круготерапия «Воздушные шары»
Ход занятия:
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года у нас?
- Зима.
- Как вы догадались? По каким признакам?
- Холодно на улице.
- Снега нет, ветер холодный на улице.
- Солнце мало светит и не греет.
- Взрослые и дети одеты тепло.
- Птиц мало, они не поют.
- Деревья стоят голые, без листьев, а ели и сосны все равно зеленые.
Дети, а почему у нас нет снега?
- Потому, что мы живем на юге.
- У нас снег бывает, но мало.
- Он быстро тает, потому, что нет мороза.
- Правильно дети, вот такая у нас зима на юге. Посмотрите на эту картину, как много снега нарисовал художник! Представьте, что мы поедем на прогулку в такой зимний лес. А что нужно надеть, чтобы не замерзнуть, ведь в лесу зимой холодно.
- Одежду, обувь.
- Назовите предметы зимней одежды.
- Теплая куртка зимняя
- Комбинезон
- Шуба.
- Дубленка
- Пуховик.
- Пальто.
- Кофта вязаная
- Свитер.
- Теплые штаны
- Гамаши.
- Носки шерстяные.
- Колготки.
- Варежки, перчатки.
- Совершенно верно. Молодцы, ребята. А сейчас прошу назвать зимнюю обувь.
- Сапожки.
- Ботинки
- Валенки.
- Угги.
- Бурки.
- Отлично, дети. Назовите мне зимние предметы головного убора.
- Шапка меховая, берет, шапка вязаная, платок.
- Вот мы и готовы к прогулке. Дети, а как вы думаете, что и кого, вы можете увидеть в лесу?
- Голые деревья без листьев.
- Высокие сосны и пышные ели.
- Лису, зайца, волка.
- Давайте, дети, посмотрим, что это за дерево растёт. Кто узнал? (поворачивает мольберт, на котором размещена берёза)
- Береза.
- Да, это берёзка, но она не похожа на настоящее дерево. А почему, как вы думаете?
- На березе листья висят не настоящие, они золотые.
- Я согласна, а что же могло произойти, ведь зимой деревья голые, без листьев. Они отдыхают, поэтому листья им не нужны, а на нашей берёзке листья. Дети, из каких еще частей кроме листьев, состоит береза?
- Ствол, корень, толстые ветви, тоненькие веточки.
- Дети, как же так все деревья отдыхают, а наша березка?
- Нет.
- Надо что-то делать.
- Помочь березке. Нужно удалить, сорвать с нее листья.
- Я согласна с вами, мы поможем берёзке сбросить листву, чтобы она тоже отдохнула как все деревья в лесу.
(Воспитатель отворачивает листок, потом еще один и обнаруживает задания под листьями. Он говорит детям, что просто так сорвать не удастся, придется выполнить задания.)
Вы согласны березке помочь?
- Согласны.
(воспитатель отрывает листочек)
Первый лист: словесная игра «Доскажи словечко»
- Я буду начинать предложение, а вы его заканчивать.
1. Заяц прыгает, а ворона (летает)
2. Корова мычит, а кошка (мяукает)
3. У козы козленок, а у лошади (жеребёнок)
4. Медведь любит малину, а белка (орешки)
5. У волка волчата, а у лисы (лисята)
6. Пчёлы дают мёд, а корова (молоко)
7. Астры растут на клумбе, а герань (в горшке, комнатные)
8. Груша, яблоко - фрукты, а капуста, морковь (овощи)
9. У медведицы (медвежонок), а у зайчихи (зайчонок)
- Прекрасно, молодцы ребята, с заданием справились (воспитатель отрывает листок.)
Второй лист: чтение стихотворения об осени.
- Надо прочитать стихотворение об осени. Кто хочет прочитать?
«Осень добрая пришла»
Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла:
Яблоки душистые,
Персики пушистые,
Груши золотистые
Осень принесла.
В. Волина
- Молодец (воспитатель хвалит ребенка) прочитала стихотворение громко, выразительно. (Воспитатель отрывает листок с заданием.)
Третий лист: словесная игра «Наоборот».
- Скажу я слово добрый, а ты ответишь - (злой),
- Скажу я слово высокий, а ты ответишь - (низкий)
- Большой – (маленький),
- Широкий – (узкий),
- Длинный – (короткий).
- День – (ночь),
- Вправо - (влево),
- Светло - (темно),
- Вверх – (вниз),
- Отлично, ребята, все старались отвечать. Продолжим помогать нашей березке (воспитатель отрывает листок.)
Четвертый лист: физкультминутка.
Мы к лесной лужайке вышли |
дети шагают на месте |
Поднимая ноги выше, |
поднимают ноги высоко, тянут носок |
Через кустики и кочки |
показывают что перешагивают |
Через ветки и пенёчки. |
прыжком перепрыгивают |
Кто высоко так шагал |
шагают на месте |
Не споткнулся, не упал |
приседают на коленки имитируют падение |
(Dоспитатель отрывает листок с заданием.)
Пятый лист: игра «Волшебный мешочек»
- Ребята, посмотрите, перед вами макеты дворовых построек и макет леса. У меня в руках чудесный мешочек, в котором находятся домашние и дикие животные, их надо разместить по средам обитания, в то место, где они живут, обитают, надо найти их дом. Дети вынимают животных, называют их и помещают их в макеты.
(воспитатель отрывает листок)
Шестой лист: игра «Кто самый нужный?»
Дети, я сейчас вам расскажу одну историю, а вам предлагаю ее дополнить, и постараться объяснить, для чего то или иное животное нужно человеку. Однажды на скотном дворе разразился спор. Домашние животные решали, кто из них нужнее человеку.
— Я — самая нужная, — мычала корова, — потому что ...
Нет, я — блеяла овца, — я ...
—А я, — визжала свинья, — ...
—Вы про меня забыли! — замяукала кошка — Без меня человек не сможет ...
—Спорь, не спорь, — вставила собака. — Я всё же нужнее ...
А как вы думаете? Кто из животных нужнее? (Все животные - нужны по-своему.)
(воспитатель отрывает последний листочек.)
Седьмой лист: стихотворения о зиме
- Отлично, ребята. Кто хочет рассказать стихотворения о зиме.
Первый снег.
И. Суриков
Первый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, кружится.
Выбегай поскорей
С. Прокофьев
Выбегай поскорей
Посмотри на снегирей.
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А мороз-красный нос
Им рябинки принес.
Молодцы, ребята, хорошо прочитали стихотворения, выразительно.
Фонетическая ритмика: звук У
Ребята, вы уже знаете, что метель – это сильный ветер со снегом. Давайте покажем, изобразим, как воет ветер в метель (дети показывают и произносят звук у).
Итог НОД
- Дети, а у берёзки не осталось листьев.
- Пусть наша березка отдыхает, сил набирается.
- Ребята, чем мы занимались на занятии?
- Березке помогали.
- Играли в игры.
- Домики искали животным.
- Стихи читали.
- Молодцы, ребята! Вы меня очень порадовали.
- На этом наше занятие закончилось.
Читайте также |
---|
Конспект НОД в старшей группе по рисованию «Заяц в лесу»
Конспект НОД в старшей группе по рисованию «Заяц в лесу» Цель: закрепить знания детей о зиме, учить рисовать зайца, создавать сюжетные...
Конспект ОД по воспитанию патриотических чувств в первой младшей группе…
Конспект ОД по воспитанию патриотических чувств в первой младшей группе «День рождения флага России» Цель: Создание условий для формирования у детей...
Занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Математика – царица наук»
Занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Математика – царица наук» Подготовительная группа — особый возраст. Её воспитанники осознают себя самыми старшими...