Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию в средней группе с общим недоразвитием речи

Цели:

Закрепление представлений о смене времен года, их характерных признаках; расширение и конкретизация представлений об одежде, обуви, головных уборах; закрепление знаний о строении дерева и узнавании его по характерным особенностям ветвей и ствола; сезонных явлениях живой и неживой природы о растительном и животном мире, о времени года, сезонных явлениях

Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя, активизация речевой деятельности, мелкой и общей моторики, внимания, логического мышления.                                          

Формирование навыков сотрудничества, доброжелательных отношений между детьми, чувства ответственности, инициативности, любви и бережного отношения к живой природе

Оборудование:

Мольберт, нарисованная береза, с желтыми листьями, на которых написаны задания для детей, набор фигурок домашних и диких животных, макеты леса и дворовых построек, «Чудесный мешочек», картина «Зимний пейзаж».                                                                                            

Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе во время прогулок с родителями и воспитателями, экскурсии и чтение тематической литературы, заучивание стихов в течение учебного года, рассматривание картин с зимними пейзажами.

Организация занятия: Дети сидят полукругом.

 

1. Круготерапия «Воздушные шары»  

Ход занятия:

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года у нас?

- Зима.

- Как вы догадались? По каким признакам?

- Холодно на улице.

- Снега нет, ветер холодный на улице.

- Солнце мало светит и не греет.

- Взрослые и дети одеты тепло.

- Птиц мало, они не поют.

- Деревья стоят голые, без листьев, а ели и сосны все равно зеленые.

Дети, а почему у нас нет снега?

- Потому, что мы живем на юге.

- У нас снег бывает, но мало.

- Он быстро тает, потому, что нет мороза.

- Правильно дети, вот такая у нас зима на юге. Посмотрите на эту картину, как много снега нарисовал художник! Представьте, что мы поедем на прогулку в такой зимний лес. А что нужно надеть, чтобы не замерзнуть, ведь в лесу зимой холодно.

- Одежду, обувь.

- Назовите предметы зимней одежды.

- Теплая куртка зимняя

- Комбинезон

- Шуба.

- Дубленка

- Пуховик.

- Пальто.

- Кофта вязаная

- Свитер.

- Теплые штаны

- Гамаши.

- Носки шерстяные.

- Колготки.

- Варежки, перчатки.

- Совершенно верно. Молодцы, ребята. А сейчас прошу назвать зимнюю обувь.

- Сапожки.

- Ботинки

- Валенки.

- Угги.

- Бурки.

- Отлично, дети. Назовите мне зимние предметы головного убора.

- Шапка меховая, берет, шапка вязаная, платок.

- Вот мы и готовы к прогулке. Дети, а как вы думаете, что и кого, вы можете увидеть в лесу?

- Голые деревья без листьев.

- Высокие сосны и пышные ели.

- Лису, зайца, волка.

- Давайте, дети, посмотрим, что это за дерево растёт. Кто узнал? (поворачивает мольберт, на котором размещена берёза)  

- Береза.                                                                                                                

- Да, это берёзка, но она не похожа на настоящее дерево. А почему, как вы думаете?

- На березе листья висят не настоящие, они золотые.

- Я согласна, а что же могло произойти, ведь зимой деревья голые, без листьев. Они отдыхают, поэтому листья им не нужны, а на нашей берёзке   листья. Дети, из каких еще частей кроме листьев, состоит береза?

- Ствол, корень, толстые ветви, тоненькие веточки.

- Дети, как же так все деревья отдыхают, а наша березка?

- Нет.

- Надо что-то делать.

- Помочь березке. Нужно удалить, сорвать с нее листья.

- Я согласна с вами, мы поможем берёзке сбросить листву, чтобы она тоже отдохнула как все деревья в лесу.

(Воспитатель отворачивает листок, потом еще один и обнаруживает задания под листьями. Он говорит детям, что просто так сорвать не удастся, придется выполнить задания.)

Вы согласны березке помочь?

- Согласны.

(воспитатель отрывает листочек)

Первый лист: словесная игра «Доскажи словечко»

- Я буду начинать предложение, а вы его заканчивать.

1. Заяц прыгает, а ворона (летает)

2. Корова мычит, а кошка (мяукает)

3. У козы козленок, а у лошади (жеребёнок)

4. Медведь любит малину, а белка (орешки)

5. У волка волчата, а у лисы (лисята)

6. Пчёлы дают мёд, а корова (молоко)

7. Астры растут на клумбе, а герань (в горшке, комнатные)

8. Груша, яблоко - фрукты, а капуста, морковь (овощи)

9. У медведицы (медвежонок), а у зайчихи (зайчонок)

- Прекрасно, молодцы ребята, с заданием справились (воспитатель отрывает листок.)

Второй лист: чтение стихотворения об осени.

- Надо прочитать стихотворение об осени. Кто хочет прочитать?

«Осень добрая пришла»

Осень добрая пришла,

Нам подарки принесла:

Яблоки душистые,

Персики пушистые,

Груши золотистые

Осень принесла.

В. Волина

- Молодец (воспитатель хвалит ребенка) прочитала стихотворение громко, выразительно. (Воспитатель отрывает листок с заданием.)

Третий лист: словесная игра «Наоборот».

- Скажу я слово добрый, а ты ответишь - (злой),

- Скажу я слово высокий, а ты ответишь - (низкий)

- Большой – (маленький),

- Широкий – (узкий),

- Длинный – (короткий).

- День – (ночь),

- Вправо - (влево),

- Светло - (темно),

- Вверх – (вниз),

- Отлично, ребята, все старались отвечать. Продолжим помогать нашей березке (воспитатель отрывает листок.)  

Четвертый лист: физкультминутка.

Мы к лесной лужайке вышли

дети шагают на месте

Поднимая ноги выше,

поднимают ноги высоко, тянут носок

Через кустики и кочки

показывают что перешагивают

Через ветки и пенёчки.

прыжком перепрыгивают

Кто высоко так шагал

шагают на месте

Не споткнулся, не упал

приседают на коленки имитируют падение

 

(Dоспитатель отрывает листок с заданием.)  

Пятый лист: игра «Волшебный мешочек»

- Ребята, посмотрите, перед вами макеты дворовых построек и макет леса. У меня в руках чудесный мешочек, в котором находятся домашние и дикие животные, их надо разместить по средам обитания, в то место, где они живут, обитают, надо найти их дом. Дети вынимают животных, называют их и помещают их в макеты.

(воспитатель отрывает листок)

Шестой лист: игра «Кто самый нужный?»

Дети, я сейчас вам расскажу одну историю, а вам предлагаю ее дополнить, и постараться объяснить, для чего то или иное животное нужно человеку. Однажды   на   скотном   дворе   разразился   спор.   Домашние животные решали, кто из них нужнее человеку.

— Я — самая нужная, — мычала корова, — потому что ...    

Нет, я — блеяла овца, — я ...

—А я, — визжала свинья, — ...

—Вы про меня забыли! — замяукала кошка — Без меня человек не сможет ...

—Спорь, не спорь, — вставила собака. — Я всё же нужнее ...

А как вы думаете? Кто из животных нужнее? (Все животные - нужны по-своему.)

(воспитатель отрывает последний листочек.)

Седьмой лист: стихотворения о зиме

- Отлично, ребята. Кто хочет рассказать стихотворения о зиме.

Первый снег.

И. Суриков

Первый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, кружится.

 

Выбегай поскорей

С. Прокофьев

Выбегай поскорей

Посмотри на снегирей.

Прилетели, прилетели!

Стайку встретили метели,

А мороз-красный нос

Им рябинки принес.

Молодцы, ребята, хорошо прочитали стихотворения, выразительно.

Фонетическая ритмика: звук У

Ребята, вы уже знаете, что метель – это сильный ветер со снегом. Давайте покажем, изобразим, как воет ветер в метель (дети показывают и произносят звук у).

Итог НОД

- Дети, а у берёзки не осталось листьев.

- Пусть наша березка отдыхает, сил набирается.

- Ребята, чем мы занимались на занятии?

- Березке помогали.

- Играли в игры.

- Домики искали животным.

- Стихи читали.

- Молодцы, ребята! Вы меня очень порадовали.

- На этом наше занятие закончилось.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД в старшей группе по рисованию «Заяц в лесу»

Конспект НОД в старшей группе по рисованию «Заяц в лесу» Цель: закрепить знания детей о зиме, учить рисовать зайца, создавать сюжетные...

Конспект ОД по воспитанию патриотических чувств в первой младшей группе…

Конспект ОД по воспитанию патриотических чувств в первой младшей группе «День рождения флага России» Цель: Создание условий для формирования у детей...

Занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Математика – царица наук»

Занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Математика – царица наук» Подготовительная группа — особый возраст. Её воспитанники осознают себя самыми старшими...

Читайте также

Дидактическое пособие по художественно-эстетическому развитию (театрализованная деятельность) по сказке «Заюшкина…

Дидактическое пособие по художественно-эстетическому развитию (театрализованная деятельность) по сказке «Заюшкина избушка» Аннотация: «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»...

Дидактическая игра «Цветные комочки»

Дидактическая игра «Цветные комочки»

Проект: «Путешествие по сказкам П.П. Бажова»

Проект: «Путешествие по сказкам П.П. Бажова»