Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром
«Путешествие по городам Мурманской области»

(открытое занятие для родителей)

Цель: закрепить и систематизировать знания о городах Мурманской области (Мончегорск, Оленегорск, Кола, Мурманск, Североморск, Никель, Заполярный, Кандалакша, Ковдор, Кировск, Апатиты, Полярные Зори. Снежногорск, Заозёрск, Гаджиево,). Расширить представление детей о достопримечательностях. Расширять представления детей о животном мире Кольского полуострова. Развивать речь, мышление, память.

Материалы:

Серия открыток «Достопримечательности города Мончегорска», карта расположения городов, открытки с изображением гербов, набор открыток с изображением животных.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, беседа о достопримечательностях города Мончегорска, беседа об истории других городов, просмотр видеофильма «Есть в нашем городе места!», разучивание стихов, загадывание загадок, беседа о животных севера, экскурсия по улицам.

Словарная работа: достопримечательности, герб, песец, нутрия, выдра, ископаемые, горностай, куница, промысловый, казначейство.

 

Ход занятия:

Воспитатель:Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по городам Мурманской области. Вы готовы! Давайте вспомним, на каком транспорте можно отправиться в путешествие или в дорогу?

Дети:В путешествие можно отправиться на автобусе, на машине, на поезде, на самолёте

Воспитатель: Давайте представим, что наши стулья превратились в рейсовый автобус. Тогда занимайте свои места. А начнём мы с вами наше путешествие с нашего родного города. Кто мне скажет, в каком городе мы с вами живём?

Дети: Мы живём в городе Мончегорске.

Воспитатель:Правильно! А сейчас я проверю, как вы хорошо знаете свой город.

Викторина:

1. Какой памятник стоит при въезде в наш город? (памятник покорителям Монче – тундры).

2. Какие музеи есть в нашем городе? (Краеведческий музей и музей камня).

3. В каком году был построен музей (в 1937).

4. Как по-другому, называют краеведческий музей (домом Кондрикова).

5. Назовите символ нашего города? (лось)

6. Где стоит скульптура лося? (на площади Пять углов).

7. В каком году она была установлена? (в 1957).

8. Откуда привезли к нам скульптуру лося? (из Ленинграда, а сейчас этот город называется Санкт – Петербург).

9. Из какого металла сделана скульптура лося? (из бронзы).

10.Что произошло со скульптурой? (во время перевозки была потеряна голова лося, пришлось заказывать другую. А когда памятник собрали, то нашлась пропавшая голова, но она была уже не нужна).

11. Кто мне назовёт фамилия скульптора? (Воробьёв).

12. Кому был установлен памятник на центральной площади? (Ленину).

13. Кем же был Ленин? (раньше он был самым главным человеком – он был вождём).

13. Где расположен Памятник Защитникам Заполярья? (На Ленинградской набережной, напротив озера Имандра)

14. Какие озера есть в нашем городе Комсомольское, Лумболка, Имандра).

15. Какой памятник расположен у нас на Монче, в современном сквере? (Монумент Защитником Отечества).

16. Откуда открывается самый лучший вид на наш прекрасный город и его окрестности? (Со смотровой площадки на горе Монча).

17. Назовите дату рождения города Мончегорска? (20 сентября 1937 года).

18. Что стало украшением нашего города? (Храм Святого Вознесенья).

19. Назовите мне самое крупное предприятие нашего города? (комбинат Североникель).

20. Назовите мне улицы города, которые находятся на Монче? (Лесная, Ленина, Кондрикова, Морошковая, Красноармейская, Нагорная, Геологов, Безымяный ручей, Зелёный переулок, Авиационная набережная).

Воспитатель:Молодцы вы ответили на все мои вопросы. Теперь нам необходимо отметить наш город на карте, а для этого надо выбрать герб города Мончегорска.

(один ребёнок выбирает герб города Мончегорска, показывает его остальным детям, если они соглашаются с его выбором, он прикрепляет герб к карте).

Воспитатель: Сейчас настало время домашнего задания. Я предлагаю вам рассказать стихи про наш красивый и любимый город. (Дети рассказывают стихи и сопровождают их показом фотографий с видами города Мончегорска).

Город милый город славный.

В Монче – тундре самый главный.

Он поднялся горделиво

В заполярье всем на диво

У прекрасных вечных гор,

В окружении озёр.

А царила тут всегда

Ягель, камень и вода,

Да ещё здесь лес стоял,

Дикий зверь в лесу гулял.

 

Вот стоит как победитель,

Монче – тундре победитель.

Это - памятник на въезде

В город наш.

На этом месте – как поверить в это трудно,

Было тихо и безлюдно

 

Выходных дождёмся дней

В Краеведческий Музей

То есть в Кондрикова дом,

Обязательно пойдём.

Тут история родная

Дорогого сердцу края.

 

Мончегорску довелось

Удивить Россию – лось

Вышел вдруг из тундры нашей

И застыл. Не видел краше

Он на свете ничего

Мончегорска твоего!

Лось, скульптура Воробьёва –

Символ города родного.

С площади Пяти углов

Зверь наш бронзовый готов

Мончегорск обозревать

И приезжих удивлять.

 

Проезжаем мы лося,

Видим парк из далека.

В парке много чего есть,

Есть где в парке и присесть,

Ребятишкам поиграть,

Да маме с папой погулять.

А ёще есть озеро

Лумболка – красавица

Не описать всё в прозе мне,

Приезжайте! Вам понравиться!

 

Это – Ленин, всем известный

Путь нам дальний говорит.

Было время в прошлом веке,

Когда был для нас он всех

Самым главным человеком

И конечно же вождём.

 

Воевала вся страна

Боевые ордена

И, как водиться медали,

Мончегорцы получали.

Помним мы о земляках,

Что погибли в тех боях,

И у Имандры хрустальной

Всем им памятник поставлен.

В светлый праздник,

В день Победы

Принесём сюда букеты,

Постоим безмолвным строем,

Память светлая героям.

 

Комсомольское озеро

Озеро красивое в Мончегорске есть

И зимой и летом, весело нам здесь.

Зимой пройдём на лыжах,

А летом загорать.

У озера чудесного нам нравиться бывать.

 

Милый город заполярный

Любит спорт и регулярно

В нём проходят состязанья,

Мачты и соревнованья.

Как чудесно, что когда -то

Здесь, на Имандре, регаты

Мы решили проводить:

Ведь под парусом скользить

Яхте быстрой и нарядной

Удивительно приятно!

 

Неизвестному солдату

Монумент поставлен.

Он, притягивает взгляды,

Без вниманья не оставлен.

И, всегда с поклоном низким,

И с цветами каждый день

Мы приходим поклониться,

Сделать нам это не лень.

 

Ах, какой прекрасный вид!

Здесь над городом парит

Птицей белой, как виденье

Храм Святого Вознесенья.

Освещал же этот храм

Патриарх Алексий сам.

Колокольный звон поплыл

В небе северном застыл…

Не порвём традиций нить –

Вечно будем их хранить!

 

А теперь – о комбинате.

Вы на нём бывали кстати?

Здесь на фоне синих сопок

Много – много труб высоких.

Знают все наверняка:

Часть огромной ГМК –

Это наш - Североникель.

 

Замечательный народ

В нашем городе живёт.

Значит город в тундре красной

Появился не напрасно.

 

Зима полгода длиться,

Метели и ветра,

Глубокие сугробы и голые леса.

Но, я люблю свой город,

Полярный мрак ночей

И запоздалых солнцем

Не греющих лучей.

 

Здесь не растут каштаны,

И не цветут сады

И осенью не будем мы собирать плоды.

Но, где ещё увидишь,

Столь нежных красок цвет.

Но, где ещё прекрасен, так розовый рассвет .

Люблю свой милый город,

Когда ещё весной

Безоблачное небо ласкает синевой.

Воспитатель: молодцы ребята, а сейчас я вам предлагаю отдохнуть и провести небольшую музыкальную паузу. (проводиться музыкальная разминка под музыку «Зарядка»)

Воспитатель: ребята про наш город мы рассказали с вами много интересного, ответили на все вопросы, но ведь в Мурманской области есть и другие города. Постараемся их вспомнить. Посмотрите внимательно на нашу карту. Город Мончегорск находиться посередине. Некоторые города Мурманской области находятся слева от Мончегорска, а некоторые справа. Давайте решим куда мы поедем налево или направо. (если дети будут спорить можно решить вопрос путём голосования)

Приложение № 1 (гербы Мурманской области)

Воспитатель: отправляемся налево.

Воспитатель: Кто покажет герб города Апатиты?

Воспитатель: Кто покажет герб города Кировск и расскажет нам про достопримечательности города.

Дети: в городе Кировске есть лыжная база, туда приезжают отдыхать туристу с разных городов. А ещё там есть завод, на котором добывают полезные ископаемые. Есть в городе пушка, из которой стреляют для того чтобы с гор сходил снег.

Воспитатель: Следующий город – это город – Ковдор. Кто покажет герб города Ковдора и найдёт его расположение на карте.

Воспитатель: Едем по дороге дальше, и следующий город – это Полярные зори. Покажете герб города Полярные зори и найдите его расположение на карте.

Воспитатель:последний-город который находиться слева, это город – Кандалакша. Покажите герб города Кандалакши и расскажите о достопримечательностях этого города.

Дети: город Кандалакша называли городом рыбаков. В этом городе есть Кандалакшский заповедник. Работает алюминиевый завод.

Воспитатель: Молодцы! С городами, которые находятся слева от Мончегорска, мы справились. Теперь куда мы поедем? Правильно направо.

Воспитатель: Первый город после Мончегорска – это город Оленегорск. Кто покажет герб города Оленегорска и расскажет нам про достопримечательности города.

Дети: в городе Оленегорске находиться железнодорожный вокзал и железная дорога. Оттуда отправляются пассажирские и грузовые поезда.

 

Воспитатель:едем дальше, следующий город -это Кола. Кто покажет герб города Колы и расскажет нам про достопримечательности города.

Дети: В городе сеть два старинных здания: благовещенская церковь и казначейский уезд.

Воспитатель: Мы добрались до самого большого и главного города. Это - город Мурманск. Кто покажет герб города Мурманска и расскажет нам про достопримечательности города.

Дети: Город Мурманск самый главный город. Это город – герой, в городе Мурманске есть морской порт, железнодорожный вокзал, стоит памятник Алёши. Ещё в городе есть большой бассейн и ездят троллейбусы.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на нашу карту. У нас ещё много пустых точек, чтобы их заполнить нужно собрать необходимые гербы и назвать эти города. ( в конверте находятся гербы: Заозёрска, Гаджиево, Североморска, Снежногорска, Никеля, Заполярного. Дети собирают гербы, называют город и находят его расположение на карте)

Воспитатель: Расскажите про достопримечательности города Североморска?

Дети: В этом городе находить военно-морская база Северного флота. Есть подводные лодки и большие корабли.

Воспитатель: Молодцы! С городами, которые находятся справа от Мончегорска, мы тоже справились. Теперь мы с вами никогда не заблудимся, и даже если попадём в другой город, можем все про него рассказать.

Воспитатель: Наша Мурманская область богата растительным и животным миром. Я предлагаю вам поиграть в игру: «Отгадай про кого я расскажу?». Если вы не сможете ответить на вопрос, мы обратимся за помощью к нашим родителям.

(воспитатель рассказывает небольшой рассказ о животном, дети должны отгадать и подобрать картинку)

 

  • Это хищник, хорошо приспособлен для жизни в воде; в Мурманской области этих животных наблюдали на побережье Баренцева и Белого морей, на водоёмах в тундре, в лесу и даже в горах. В природе очень скрытна и весьма осторожна, при опасности сразу уходит под воду. (Выдра речная.)
  • Это мелкий хищник, из семейства куньих. Живёт на различных участках леса и тундры. Тело тонкое и длинное, а ноги толстые с большой ступнёй. Зимой зверёк белый, а летом бурый, только брюшко остаётся белым. (Горностай.)
  • Встречается он во всех географических зонах. Покровительственная окраска меха, которая меняется 2 раза в год – это один из самых важных способов защиты. Питается ветками и травой.
  • Это ценный промысловый зверёк, населяет всю лесную зону. Тело длинное – 40 – 50 см, гибкое. Мех очень красивый, на горле пятно ржаво – жёлтого цвета. Питается разнообразной пищей: от грызунов до птиц. (Куница.)
  • Это некрупный зверёк, завезённый из других стран. Обнаружить хищника можно на реках, озёрах или в корнях поваленных деревьев. Вес зверька не более1 кгпри длине тела до 40 см. (Норка американская.)
  • В Мурманской области это самый обычный зверь, встречается повсеместно. Охотиться вблизи дорог, просек, в голодные годы в поисках корма выходит на свалки. Вес не превышает 10 кг. Имеет рыжий окрас, крайне редко бывают чёрно – бурами. (Лиса.)
  • Родина этого животного – Северная Америка. В Мурманской области появилась в 1931 году. Хорошо прижилась и расселилась по всем водоёмам. Она более устойчива к загрязнению окружающей среды. (Ондатра.)
  • Это самый крупный грызун. Ведёт полуводный образ жизни. Жилищем служат норы или хатки из палок и веток. Более активны ночью, но у нас могут встретиться в любое время суток. Основной корм – кора и ветки деревьев. Вес зверка около 10 кг. (Бобр.)
  • Этот зверёк похож на лисицу, но крупнее. Бывает белым и голубым. К лету у зверка на спине появляются темные полоски в виде креста. Поэтому и называют его «крестовик». (Песец.)
  • Это самое крупное животное тундры. Он отличается от других животных тем, что и самки и самцы имеют рога. Он приспособлен к жизни в суровых погодных условиях. Дают людям мясо, шкуру, служат средством передвижения.
  • Это крупный хищник лесной зоны, может наблюдаться в лесотундре. Это всеядное животное. Питается разнообразной пищей. Поздней осенью ложиться в берлогу. (Бурый медведь.)
  • По внешнему виду напоминает крупную собаку. Окрас сероватый, правда встречаются различные варианты – от рыжеватых до черноватых тонов. Обитают в открытой зоне Ловозерского района вблизи от стад домашних оленей. (Волк.)

Воспитатель: на этом наше путешествие заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад. Ой ребята я забыла адрес нашего детского сад, кто мне его напомнит?

Дети: Адрес нашего детского сада улица ............................

Воспитатель: Садитесь на свои места и в путь. Вот мы в саду.

Воспитатель: Вам понравилось путешествие. Скажите мне по городам, какой области мы с вами путешествовали? А в каком городе мы с вами живём? Всем большое спасибо.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия на тему: «Путешествие в прошлое планеты Земля»

Конспект занятия на тему: «Путешествие в прошлое планеты Земля» (Для детей от 5 до 7 лет.) Цель: создать условия для познавательно-исследовательской деятельности...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему: «Путешествие…

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему: «Путешествие в сказочную страну» Программное содержание: Готовить детей к решению несложных математических задач. Закрепить знания...

Конспект НОД в подготовительной группе по РЭМП «Поможем жителям города…

Конспект НОД в подготовительной группе по РЭМП «Поможем жителям города Нижневартовска» Цели: стимулировать развитие мыслительных способностей, любознательность, познавательность. Развивать умение четко...

Читайте также

Развитие творческих способностей посредством сказкотерапии у детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей посредством сказкотерапии у детей дошкольного возраста В современной теории сказкотерапия – это одно из самых новых направлений практической...

Формы и методы работы со сказками

Формы и методы работы со сказками "Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были...

Сообщение из опыта работы Тема: «Работа с детьми по дорожной…

Сообщение из опыта работы. Тема: «Работа с детьми по дорожной безопасности» Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы...