Интегрированное занятие на тему «Марина»

Образовательная область «Художественное творчество» (рисование) + «Музыка»

Программное содержание: Познакомить детей с новыми пьесами, произведениями Римского-Корсакова. Вызвать эмоциональную отзывчивость на музыку. Развивать умение определять характер музыкальных произведений, высказываться об эмоционально-образном содержании музыки и произведений.

Формировать умения слышать в произведении развитие музыкального образа.

ИЗО. Познакомить с творчеством художника – мариниста И. К. Айвазовского, морским пейзажем – как труднейшим мотивом живописи, способным выражать чувства и настроение художника (радость, грусть, спокойствие, тревогу), а также создавать определенное настроение у зрителя.

Развивать умение детей самостоятельно задумывать содержание своего рисунка, воображение, творческое мышление, эстетическое восприятие.

Поддерживать желание и умение детей воплощать в творческом движении настроение, характер и развитие музыкального и художественного образов.

Обогащать словарный запас, развивать образную речь в поисках и применении эпитетов, метафор, сравнений, характеризующих музыкальные и художественные образы.

Зрительный ряд. Презентация «Море» (репродукции картин «Черное море», «Волна», «Девятый вал», «Море» И. К. Айвазовского, Рылов «В голубом просторе»).

Музыкальный ряд. Аудиозапись Вивальди «Шторм», Римский-Корсаков «Океан - море синее» («Сказка о царе Салтане»), шум моря; Краски: акварель, восковая мелки, акварельные карандаши.

Худ. материалы. Краски: акварель, восковые мелки, акварельные карандаши; кисти разных размеров, зубные щетки (для изображение волн).

Реквизит. Ткань разных оттенков синего цвета, большая ракушка.

Оборудование. Магнитофон, мультимедиа экран.

Предварительная работа. Просмотр презентация «Кто живет в далеком море», «Кто живет в аквариуме?», дидактическая игра «На морском дне».

 

Ход занятия.

Начнем мы занятие наше с загадки,

А вы на экране ищите отгадки.

Внимательны будьте, уже начинаем

И вместе загадки мы все разгадаем.

Загадка

1 слайд. Фото с изображением девочки по имени Марина.

Загадка

Художник у моря рисует картину.

Художник у моря рисует Марину.

Хорошая вышла картина

Картина с названьем – МАРИНА

- Как называется картина? Почему?

2 слайд.

И снова художник рисует картину

Теперь на ней море и нет уж Марины.

Хорошая вышла картина.

С таким же названьем Марина.

- Как называется картина? (Марина.)

- Что изобразил художник на этой картине? (море)

- Почему же картина тоже называется мариной?

Когда-то очень давно море называли мариной, поэтому и картины с изображением моря называют мариной.

- Как вы думаете, что же означает женское имя Марина? (Море, морская.)

- Давайте посмотрим, какие еще картины можно назвать МАРИНОЙ

3 слайд.

И снова художник рисует картину

На ней есть и лебеди, и бригантина

Хорошая вышла картина

И тоже зовется Марина

- Что еще может быть изображено на таких картинах с названьем марина?

4 слайд.

Картины, на которых изображены люди, корабли, лодки, птицы на фоне моря тоже называются МАРИНОЙ.

- К какому жанру живописи можно отнести такие картины? Почему? (Пейзаж)

5 слайд.

Если на картине изображена деревня, такой пейзаж называют деревенским.

6 слайд.

А если изображен город? (Городским.)

7 слайд.

- Как называют картины с изображением моря? (Марина.)

- А художников, пишущих море называют...? (Маринистами)

Художников, пишущих морские пейзажи - марину, называют маринистами.

8 слайд. Многие художники пытались передать в своих картинах красоту морской стихии. Но самым известным, непревзойденным маринистом считают русского художника. И. К. Айвазовского. Почти все его картины были посвящены морю. А самые известные полотна хранятся в г. Санкт-Петербурге в Государственном Русском музее.

9 слайд. Представьте, что мы сейчас находимся в городе Санкт-Петербурге и отправляемся на экскурсию в Государственный Русский музей.

- Как вы думаете, почему музей называется русским? (Здесь хранятся самые известные полотна только русских художников.

10 -11 слайды. (Залы русского музея.)

- Переходя из одного зала в другой, мы попадаем в зал, где находятся полотна мариниста Айвазовского.

12 слайд. Перед вами полотно кисти И.К. Айвазовского. «Волна» - так называется эта картина.

- О чем хотел рассказать художник, написав эту картину?

- Что вам говорит о шторме? (Черная туча закрыла почти все небо, корабль поглотила морская пучина, команда пытается спастись на обломках мачты корабля.)

13 слайд. А эту картину художник назвал «Девятый вал». Вал – самая огромная волна, которая может быть во время сильнейшего шторма. Мореплаватели самой разрушительным из всех считают 9 волну – т.е. девятый вал.

14 слайд.

- Что общего у этих картин? Похожи ли эти картины? Чем?

- Представьте, что эти картины - рассказ художника о кораблекрушении во время сильнейшего шторма.

- Давайте попробуем определить, какая из картин рассказывает о начале событий? Почему?

15 слайд.

Начало – «Волна».

Продолжение – «Девятый вал.

- А теперь попробуем представить, что мы не зрители, а участники событий этой картины. Чтобы рассмотреть мельчайшие детали приготовьте «подзорную трубу» (руки сложенные трубочкой). Мы спасаемся на обрушившейся мачте корабля. Вокруг бушующее море с огромными волнами, мы слышим свист ветра (используется метод вхождения в картину, прослушивание музыкального фрагмента Вивальди «Шторм»).

- Какие чувства вы сейчас испытываете? Вам страшно?

- Вы кричите? Что?

- Кто-то из нас машет красной материей? Почему?

- Есть ли у нас надежда на спасение?

- Шторм становится более сильными или начинает стихать?

- Посмотрите, показалось солнце? Что это значит?

Никто лучше Айвазовского не сумел передать борьбу человека с разъяренной морской стихией и вот почему: оказывается, все эти события художник пережил сам. Однажды корабль, на котором плыл и Айвазовский попал в страшный шторм, и команду корабля объявили погибшей, но все-таки им удалось выжить. А чувства, которые художник пережил во время шторма помогли написать такие правдоподобные картины. И.К. Айвазовский хотел рассказать о сокрушительной морской стихии, о людях, которые смогли выжить, выстоять и победить в смертельной схватке с морем.

МУЗО: Не только художники любили изображать море. Многие композиторы сочиняли музыку о море. Сегодня мы услышим два произведения, рассказывающие о море. Одно написал Антонио Вивальди, а другое Римский-Корсаков (показать портреты). Давайте послушаем первое произведение и посмотрим, подходит ли оно по характеру к картинам Айвазовского «Девятый вал» и «Волна» (слушают «Океан море-синее»)

- Отражает ли эта музыка характер картины?

- Почему? Какая звучит музыка? (спокойная, убаюкивающая, неторопливая…)

- А давайте попробуем с вами изобразить характер этой музыки движениями с помощью ткани разных цветов (2 отреза ткани – голубой и темно-синий).

- Какой цвет моря подходит к этому музыкальному фрагменту? (выбирают голубую ткань, встают в круг и движениями передают характер музыки).

А сейчас мы послушаем музыку о море, которую написал Антонио Вивальди

(«Шторм»).

- Подходит ли она по характеру к картинам Айвазовского?

- Почему? Как звучит музыка? (тревожно, страшно, угрожающе…)

- Вот если бы вы были композиторами и сочинили эту музыку, какое бы название вы ей дали?

- А теперь давайте изобразим характер этого музыкального произведения движениями. Какой цвет ткани выберете по цвету для изображения моря? (Синее. Взмахами ткани изображают огромные волны.)

Как-то гуляя по берегу я нашла раковину. Давайте попросим ее показать нам глубины моря - так хочется туда заглянуть. Давайте скажем волшебные слова и погладим раковину.

Море, с нами ты дружи,

Море тайны покажи!

И что же мы видим? (Показ слайдов.)

16 слайд. Кораллы - это подводные растения.

17 слайд. Ракушки-старые домики моллюсков, теперь в них никто не живет.

18 слайд. Рыбы. Как разнообразен мир рыб, каких только тут не встретишь

19 слайд. Дельфины-это самые умные морские животные, они даже умеют разговаривать между собой.

20-26 слайд.

- А каких морских обитателей знаете вы?

Я предлагаю поиграть. Кто-нибудь из вас будет изображать морских обитателей, а другие попробуют отгадать кто это.

Игра (Дети стоят в кругу и хором произносят слова.)

«У синего-синего моря».

У синего-синего моря, гулять и резвиться люблю

Здесь рыбы и чайки, дельфины…

Кого же еще я найду (дети изображают морских обитателей).

Как много удивительного можно увидеть на морском дне. Давайте попробуем все это нарисовать.

Самостоятельная работа.

Самостоятельный выбор художественных материалов. Самостоятельная работа заканчивается по привычному детям, музыкальному сигналу.

Дети выкладывают свои рисунки на «морское дно» (синюю ткань) и рассказывают, кого или что они «увидели» на морском дне.

Итог.

- Можно ли ваши картины назвать мариной. А что еще можно изобразить на картинах с названием марина?

- Назовите самого известного русского мариниста.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Познавательное развитие (ФЭМП), младшая группа «В гости к волшебнику»

Познавательное развитие (ФЭМП), младшая группа «В гости к волшебнику» Программное содержание: продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной...

Технология использования Лэпбука

Технология использования Лэпбука В связи с внедрением новых государственных стандартов, перед нами, педагогами, встает миссия поиска и реформа образовательного процесса- «новой...

Педагогический проект в старшей группе «Я и моё имя»

Педагогический проект в старшей группе «Я и моё имя» Направленность проекта: познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие. Участники проекта: - авторы проекта – Лучникова...

Читайте также

Познавательно-исследовательский проект «Лук от всех недуг»

Познавательно-исследовательский проект «Лук от всех недуг»

Конспект занятия по изобразительной деятельности (тестопластика) в подготовительной к школе…

Конспект занятия по изобразительной деятельности (тестопластика) в подготовительной к школе группе Тема: «Скворушки» Цель. Формировать навыки работы с соленым тестом. Задачи: учить приемам...

Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной…

Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» Цель: выявление и обобщение знаний педагогов о создании...