Конспект НОД по образовательной области «Познание» в подготовительной к школе группе
«Северные земли и их обитатели»

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных Северного полюса.

Задачи:

1. Познакомить детей с климатом севера; природной зоной- тундрой; с животными Северного полюса и некоторыми особенностями их жизни; с понятием «северное сияние».

2. Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; обогащать и активизировать словарный запас детей; способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира; поддерживать желание изучать природу, оказывать посильную помощь в охране ее ресурсов.

3. Воспитывать любовь к животным, умение сопереживать, стремление помогать в трудных условиях (помощь людей животным).

Демонстрационный материал: презентация «Животные Севера».

Предварительная работа:

Чтение:Н. Павлова «Белые шубки», «Зимняя пирушка»; якутские народные сказки о животных «Лиса и медведь», «Как почернел кончик хвоста у горностая», «Волк и лиса».

Наблюдения за белкой на прогулке.

Рисование «Наш любимый мишка», «Сказки о животных».

Д/и «Кто что ест?», «Кто где живет?», «Отгадай животное».

Рассматривание серии картин «Животные Севера».

Оборудование:

Следы зверей из белого картона, 3 конвертика с изображением животных.

Раздаточный материал:

емкости с водой, баночки с растительным маслом, салфетки, сюжетные картинки.

 

Ход занятия:

Вводная часть.

Воспитатель читает стихотворение (показывает детям глобус):

На подставке мячик - диво,

Разноцветный и красивый.

Красок всех не перечесть,

Что на мячике том есть.

Есть там горы и моря,

Мяч волшебный, говорят,

Океаны и леса,

Вот какие чудеса!

- Ребята, чтобы изобразить огромную территорию нашей Земли, ученные составили карту земного шара.

- А для того чтобы представить себе не только поверхность Земли, но и её форму ученные изобрели модель Земли – глобус, на нем размеры уменьшены в десятки миллионов раз.

- Давайте вместе с вами посмотрим на модель нашей планеты. Как называется уменьшенная её копия?

(Глобус)

- Наша планета – это огромный - преогромный шар. Такой большой, что нужно много – много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.

- Прежде всего, на глобусе есть два полюса:

Короной снежной с двух сторон

Наш шар прекрасный окружен!

Два полюса, два братика –

Антарктика и Арктика!

Чтоб полюса мне не искать,

Должны вы их скорей назвать,

Потом на шаре показать.

(Дети показывают северный и южный полюсы на глобусе)

Основная часть.

1. Самое холодное место на всём земном шаре - Арктика. Полгода в этих краях длится суровая зима, солнце зимой не появляется на небе. Летом солнце не заходит за горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега. Океан покрыт могучими льдами и снегами, не тающими в период короткого лета. Несмотря на огромные льдины и вечную мерзлоту, там живут такие животные, которые больше нигде не встречаются. А какие это животные, вы узнаете, отгадав загадки.

Показ слайдов о Северном полюсе.

Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыбу.

Белоснежным я слыву

И на севере живу.

А таежный бурый брат

Меду и малине рад. (Белый медведь)

 

Он медлительный, клыкастый,

Лапы у него как ласты,

И в бассейне зоопарка

Зверю северному жарко. (Морж)

 

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга (Олень)

 

Хвост поджав, во льдах ночую,

Выношу мороз любой.

Я по северу кочую

В тёплой шубе голубой. (Песец)

 

Он на севере живет,

Громким голосом ревет,

В цирке мяч ловить не лень,

Там работает (тюлень)

- А растения могут расти в Арктике? ( Нет, потому что там нет почвы).

Но вдоль Северных Арктических морей пролегла тундра.

Лето тут короткое, зима

– тянется полгода:

Солнца – нет;

Но природа в тундре все ж жива.

(Показ слайдов растений тундры.)

- Здесь можно даже встретить растения, как карликовая береза, полярная ива, мох ягель, полярные маки. Но они поднимаются над землей всего на несколько сантиметров. Кто ответит: почему? (Ответы детей: короткое, прохладное лето.)

- Ребята, еще на Северном полюсе есть такое красивое явление, как северное сияние. В полярную ночь можно увидеть красивое свечение на небе, полосы зеленого, белого, голубого, желтого и даже розового цвета.

Показ слайда северного сияния.

2. Исследовательская деятельность.

– Почему медведь имеет такой окрас шерсти? (Потому что вокруг белым-бело).

– Впадает ли он в спячку? (Ответы детей).

– Медведь не впадает в спячку, потому что ему достаточно пищи круглый год.

– Чем же питается белый медведь? (Рыбой, тюленями, моржами).

– Как же медведю удаётся поймать рыбу или моржа? (Он хорошо умеет плавать).

– Чтоб поймать моржа или тюленя, медведь много времени выжидает, когда морж или тюлень вынырнут на поверхность воды или выйдут на лёд. Зачастую медведь остаётся голодным. Белый медведь очень хороший пловец. Чтобы найти пищу, он может проплыть очень большое расстояние.

– Так что, медведь, выйдя из воды, покрывается льдом?

– Хотите это проверить?

В ёмкость с водой опустите руку и тут же выньте её. Обратите внимание, что рука стала сырой, покрылась тонким слоем воды. Тряхните рукой, вода осталась на руке. Вытрем руку, чтобы она снова стала сухой. А теперь, давайте протрём руку жиром и снова опустим в воду и вынем.

– Что вы заметили? (Вода не покрывает всю руку, она собралась капельками).

– Как вы думаете, почему так получилось? (Жир не пропускает воду).

– Тряхните рукой. Капельки легко отлетели.

– Что же спасает белого медведя от замерзания в сильный мороз? (Шерсть пропитана жиром).

3. Дидактическая игра «Узнай, чей след?»

На ковре разложены дорожки из следов разных животных. Педагог предлагает детям выбрать дорожку, пройти по запутанным следам. В конце каждого маршрута найти квадрат, открыть его и ответить, кто оставил следы на снегу (Дети выбирают дорожки, рассматривают следы и отправляются в путь.)

В.: Какое животное у тебя спряталось? (олень, белый медведь, песец)

Расскажи о нем?

Физминутка.

Финская народная игра «У оленя дом большой».

У оленя дом большой.                                             Дети скрещивают кисти рук над головой,

пальцы раздвинуты.

Он глядит в свое окошко.                                       Приставляют ладони ко лбу «козырьком».

Зайка по лесу бежит,                                               Показывают пальчиками ушки зайчика.

В дверь к нему стучит.

- Тук-тук! Дверь открой!                                           Стучат кулачком одной руки по

                                                                              ладони другой.

Там в лесу охотник злой!                                         Прижимают руки к груди и трясут

                                                                               опущенными кистями.

- Зайка, зайка забегай!                                            Грозят пальцем.

Лапу мне давай!                                                      Вытягивают руки вперед.

Быстро дверь олень открыл,                                   Разводят руки в стороны.

Зайца в дом к себе пустил.                                     Прикасаются ладонями к груди.

Заяц, друг, не трусь теперь,                                     Грозят пальцами,

 Мы закроем дверь.                                                 Разводят руки в стороны и затем

                                                                               прижимают ладонями друг к другу.

4. Работа с сюжетными картинками.

- Ребята, а вы знаете сказки или мультфильмы о Северном полюсе? («Снежная королева», «Цветик-семицветик», «Умка».

Я вам приготовила картинки из сказки «Снежная королева» и предлагаю вам составить по ней предложение.

(Дети придумывают предложения, работая по подгруппам по 2 человека).

5. Игра на внимательность.

1. Назовите лишнее в ряду слово - животное, которое не живет в тундре: крокодил, северный олень, песец, полярная сова.

2. Назовите, слово или словосочетание, подходящее к описанию северного оленя: неуклюжий, быстрый, мощные рога, охотится на зайцев, питается ягелем, пышный мех, тонкая кожа, выносливый, слабый, густой подшерсток, крылья, копыта, олененок, косолапый, рыжий, красивый хвост.

3. Морж - крупный ли это зверь?

4. Умеет ли тюлень плавать?

5. Как называются цветные переливы на ночном небе?

6. Есть ли в тундре растительность?

7. Как называется край пустынных снежных просторов, холодных ветров, долгой зимой и коротким летом?

Молодцы, ребята выполнили все задания.

Заключительная часть.

- Ребята, скажите, вам понравилось занятие?

- Что больше всего запомнилось?

- С выполнением какого задания у вас возникли трудности?

Вы все молодцы! А на следующем занятии мы познакомимся с народами крайнего севера и особенностями их жизни.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Программа по дополнительному образованию "Здоровенок"

Программа по дополнительному образованию "Здоровенок" Пояснительная записка «Цель наша должна состоять в том, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей...

Сценарий «Модный этикет – зонтики» Группа младшего дошкольного возраста «Умнички»

Сценарий «Модный этикет – зонтики» Группа младшего дошкольного возраста «Умнички» 1 ведущий: Мода, мода капризная дама! И что только не придумывают люди...

Информационно – краеведческий проект «Прогулка по родным местам»: «Памятники природы…

Информационно – краеведческий проект «Прогулка по родным местам»: «Памятники природы Меленковского края»

Читайте также

Конспект интегрированной образовательной деятельности. Тема: «Земля заповедная»

Конспект интегрированной образовательной деятельности Тема: «Земля заповедная» Программные задачи: - познакомить детей с заповедником Липецкой области «Галичья гора»; - закрепить знания о гербе...

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования здорового образа…

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста Воспитание здорового образа жизни детей на...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Мы-юные финансисты»

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Мы - юные финансисты» Программное содержание: Закрепить полученные ранее знания об отраслях экономики, о...