«Птицы, летите – весну принесите»
конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе

Цель: познакомить детей с весенним праздником 22 марта – День прилета птиц (Сорок – сороков); уточнить представления о перелетных птицах, о их значении в природе; воспитывать доброе, заботливое отношение к ним; формировать интерес и любовь к природе, учить замечать изменения в ней.

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулках; прослушивание записей «Звуки окружающего мира», «Наедине с природой»; загадывание загадок; рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций; дидактические игры «Угадай по описанию», «Назови птичку, которой не стало» и др.; чтение художественной литературы А.Шевченко «Гнезда», Т. Нужина «Воробьи», «Ласточка», С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда» и др.

 

Ход занятия

Воспитатель: 22 марта - день необычный, день прилета птиц.

В народе так говорили об этом дне:

Когда вода разольется,

Когда лес зазеленится,

Когда птицы прилетают

Тогда и весна приходит.

Ребята, вы знаете стихи о весне?

(Дети читают стихи)

Незнайка: (Входит Незнайка со скворечником) Привет всем! Это здесь сегодня отмечают день прилета птиц? Я не ошибся?

Дети: Нет не ошибся.

Незнайка: Я к вам пришёл сегодня не просто так, я хочу поделиться с вами своей проблемой

Прошлой зимой

Сделал я скворечник новый,

Прикрепил его на дом

Только вот скворец веселый

Не занял его потом.

Для него я так старался,

Но скворца я не дождался!

Ну когда же наконец

Прилетит ко мне скворец?

Воспитатель: Незнайка, а ты скворечник правильно сделал? Щелей в нем нет? Если в скворечнике щели, то даже воробьи не станут в нем жить. Птицы не любят сквозняков.

А леток ты правильно сделал?

Незнайка: Какой еще лоток? Где тут лоток?

Воспитатель: Да не лоток, а леток. Незнайка, леток это отверстие через которое скворушка попадает в домик.

Незнайка: А! Леток! Правильно, наверное. Едва, едва мой кулак проходит… И крылечко сделал… Все как положено. Я на красивую картинку в книжке смотрел…

Воспитатель: При таком летке, как ты рассказываешь, птицам очень опасно вить гнездо в твоем домике. В нем и от кошки не сбережешься. Твой кулачок почти как кошачья голова. А крылечко только поможет плутовке перетаскать из гнезда всех птенцов.

Незнайка: Ну, ребята, это вы зря говорите. Мой Котофей умный. Я его хорошо кормлю. Он все понимает и скворцов обижать не будет.

Воспитатель: Может твой Котофей и умный, только вряд ли он знает, что за птичками охотиться глупо, да и птицы привыкли кошек бояться. Ведь ни одна кошка не упустит возможности поохотиться за легкой добычей.

Еще не поздно сделать скворечник по всем правилам. Вот тебе чертеж и подробное описание, как что делать. Особенно обрати внимание на размеры. Это очень важно. Вешать скворечник тоже надо по правилам, повыше и без наклона.

Незнайка: Спасибо, ребята, не напрасно я к вам пришел. Я непременно исправлю все что у меня не так сделано, чтобы в этом году в моем домике обязательно поселился скворушка.

Воспитатель: Оставайся, Незнайка с нами может еще что интересного для себя узнаешь.

К нам сорока – белобока

Прилетела из далека,

Не сказала где была,

Но зато она, ребятки,

Интересные загадки

На хвосте нам принесла.

Кто загадку отгадает,

Тот картинку выставляет.

 

1. По весне к нам с юга мчится

Черная как ворон птица

Для деревьев наших врач,

Насекомых ест всех …           (грач)

 

2. Молод конь, да за морем бывает,

Спереди шильце, сзади вильце,

На груди – белое полотенце.   (ласточка)

 

3. Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждет,

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет.       (скворец)

 

4. Гнездо не строит никогда,

Соседям яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.     (кукушка)

 

5. Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это?         (соловей)

 

6. Он в берете ярко – красном,

В черной курточке атласной,

Он на дереве сидит

И стучит, стучит, стучит.     (дятел)

Посмотрите какие птицы разместились на фланелеграфе?

Кто здесь лишний? Почему? (Ответы детей.)

Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру «Жаворонок»

Дети становятся в круг и поют:

«В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве»

«Жаворонок» (водящий) с колокольчиком двигается подскоками внутри круга. С концом песенки останавливается и кладет колокольчик между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «Жаворонком». Игра повторяется.

Воспитатель: Ребята, а что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной? (Ответы детей)

Незнайка: Я не раз слышал «У каждой пташки своя свирелька». Что такое свирелька? Почему так говорят?

Воспитатель: Это уменьшительное название музыкального инструмента свирели.

Так говорят потому, что каждая птица поет по-своему т.е. у каждой птицы своя песенка.1

Воспитатель: Вот и давайте поиграем в игру «Узнай птицу по голосу»

(звучит фонограмма голосов птиц, дети отгадывают кто поет).

Воспитатель: Какие пословицы и поговорки о птицах вы знаете?   Ответы детей

Незнайка: Ребята, я хочу с вами поделиться, на самом деле я не случайно к вам сегодня пришел, я долго готовился к этому дню, много читал о птицах. Я узнал, что в далекие времена тоже отмечали такой праздник «Сороки» или по другому «Птичий праздник» В этот день в каждом доме лепили из теста вот таких птичек (показывает) – жаворонков, пекли их.

У кого не было теста, лепили их из глины, мастерили из тряпок, бумаги. В старину верили, что весна потому и наступает, что ее из далеких краев приносят птицы. Детям птиц давали, приговаривали – «жаворонки прилетите – весну принесите». Я хочу подарить вам не только этих жаворонков, но и много радостных, солнечных дней. Надеюсь, что птицы всегда будут прилетать к вашему дому, счастье приносить. А вы должны помнить:

Что птиц, ребята, не надо ловить.

Надо птиц всегда любить.

Птичьих гнезд не разорять,

Их жалеть, обогревать.

Воспитатель: Дети, эти птички не простые, а с секретом. Кому что достанется, то и сбудется: зернышко – сытая и веселая жизнь, денежка – богатство, пуговка – обновка.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Украсим…

Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Украсим балалайку хохломским узором» Подготовительная группа Доминирующая образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция ОО: «Речевое...

Экологический проект во второй младшей группе «Обитатели леса. Как животные…

Экологический проект во второй младшей группе «Обитатели леса. Как животные готовятся к зиме» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Длительность: краткосрочный проект. Участники проекта: дети второй...

Мастер - класс. Ручной труд из природного материала «На морском…

Мастер - класс. Ручной труд из природного материала «На морском дне» Цель: познакомить детей с нетрадиционными формами ручного труда – пластилинографией...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности «Мойдодыр в гостях у ребят»

Конспект образовательной деятельности «Мойдодыр в гостях у ребят»

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию в подготовительной группе…

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию в подготовительной группе. Оригами «Тигр» Пояснительная записка Классические новогодние поделки своими руками – это поделки из...

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе. Тема: «Путешествие по…

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе Тема: «Путешествие по сказке «Три поросенка» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности...