«Птицы, летите – весну принесите»
конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе
Цель: познакомить детей с весенним праздником 22 марта – День прилета птиц (Сорок – сороков); уточнить представления о перелетных птицах, о их значении в природе; воспитывать доброе, заботливое отношение к ним; формировать интерес и любовь к природе, учить замечать изменения в ней.
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулках; прослушивание записей «Звуки окружающего мира», «Наедине с природой»; загадывание загадок; рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций; дидактические игры «Угадай по описанию», «Назови птичку, которой не стало» и др.; чтение художественной литературы А.Шевченко «Гнезда», Т. Нужина «Воробьи», «Ласточка», С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда» и др.
Ход занятия
Воспитатель: 22 марта - день необычный, день прилета птиц.
В народе так говорили об этом дне:
Когда вода разольется,
Когда лес зазеленится,
Когда птицы прилетают
Тогда и весна приходит.
Ребята, вы знаете стихи о весне?
(Дети читают стихи)
Незнайка: (Входит Незнайка со скворечником) Привет всем! Это здесь сегодня отмечают день прилета птиц? Я не ошибся?
Дети: Нет не ошибся.
Незнайка: Я к вам пришёл сегодня не просто так, я хочу поделиться с вами своей проблемой
Прошлой зимой
Сделал я скворечник новый,
Прикрепил его на дом
Только вот скворец веселый
Не занял его потом.
Для него я так старался,
Но скворца я не дождался!
Ну когда же наконец
Прилетит ко мне скворец?
Воспитатель: Незнайка, а ты скворечник правильно сделал? Щелей в нем нет? Если в скворечнике щели, то даже воробьи не станут в нем жить. Птицы не любят сквозняков.
А леток ты правильно сделал?
Незнайка: Какой еще лоток? Где тут лоток?
Воспитатель: Да не лоток, а леток. Незнайка, леток это отверстие через которое скворушка попадает в домик.
Незнайка: А! Леток! Правильно, наверное. Едва, едва мой кулак проходит… И крылечко сделал… Все как положено. Я на красивую картинку в книжке смотрел…
Воспитатель: При таком летке, как ты рассказываешь, птицам очень опасно вить гнездо в твоем домике. В нем и от кошки не сбережешься. Твой кулачок почти как кошачья голова. А крылечко только поможет плутовке перетаскать из гнезда всех птенцов.
Незнайка: Ну, ребята, это вы зря говорите. Мой Котофей умный. Я его хорошо кормлю. Он все понимает и скворцов обижать не будет.
Воспитатель: Может твой Котофей и умный, только вряд ли он знает, что за птичками охотиться глупо, да и птицы привыкли кошек бояться. Ведь ни одна кошка не упустит возможности поохотиться за легкой добычей.
Еще не поздно сделать скворечник по всем правилам. Вот тебе чертеж и подробное описание, как что делать. Особенно обрати внимание на размеры. Это очень важно. Вешать скворечник тоже надо по правилам, повыше и без наклона.
Незнайка: Спасибо, ребята, не напрасно я к вам пришел. Я непременно исправлю все что у меня не так сделано, чтобы в этом году в моем домике обязательно поселился скворушка.
Воспитатель: Оставайся, Незнайка с нами может еще что интересного для себя узнаешь.
К нам сорока – белобока
Прилетела из далека,
Не сказала где была,
Но зато она, ребятки,
Интересные загадки
На хвосте нам принесла.
Кто загадку отгадает,
Тот картинку выставляет.
1. По весне к нам с юга мчится
Черная как ворон птица
Для деревьев наших врач,
Насекомых ест всех … (грач)
2. Молод конь, да за морем бывает,
Спереди шильце, сзади вильце,
На груди – белое полотенце. (ласточка)
3. Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет,
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (скворец)
4. Гнездо не строит никогда,
Соседям яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (кукушка)
5. Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (соловей)
6. Он в берете ярко – красном,
В черной курточке атласной,
Он на дереве сидит
И стучит, стучит, стучит. (дятел)
Посмотрите какие птицы разместились на фланелеграфе?
Кто здесь лишний? Почему? (Ответы детей.)
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру «Жаворонок»
Дети становятся в круг и поют:
«В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве»
«Жаворонок» (водящий) с колокольчиком двигается подскоками внутри круга. С концом песенки останавливается и кладет колокольчик между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «Жаворонком». Игра повторяется.
Воспитатель: Ребята, а что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной? (Ответы детей)
Незнайка: Я не раз слышал «У каждой пташки своя свирелька». Что такое свирелька? Почему так говорят?
Воспитатель: Это уменьшительное название музыкального инструмента свирели.
Так говорят потому, что каждая птица поет по-своему т.е. у каждой птицы своя песенка.
Воспитатель: Вот и давайте поиграем в игру «Узнай птицу по голосу»
(звучит фонограмма голосов птиц, дети отгадывают кто поет).
Воспитатель: Какие пословицы и поговорки о птицах вы знаете? Ответы детей
Незнайка: Ребята, я хочу с вами поделиться, на самом деле я не случайно к вам сегодня пришел, я долго готовился к этому дню, много читал о птицах. Я узнал, что в далекие времена тоже отмечали такой праздник «Сороки» или по другому «Птичий праздник» В этот день в каждом доме лепили из теста вот таких птичек (показывает) – жаворонков, пекли их.
У кого не было теста, лепили их из глины, мастерили из тряпок, бумаги. В старину верили, что весна потому и наступает, что ее из далеких краев приносят птицы. Детям птиц давали, приговаривали – «жаворонки прилетите – весну принесите». Я хочу подарить вам не только этих жаворонков, но и много радостных, солнечных дней. Надеюсь, что птицы всегда будут прилетать к вашему дому, счастье приносить. А вы должны помнить:
Что птиц, ребята, не надо ловить.
Надо птиц всегда любить.
Птичьих гнезд не разорять,
Их жалеть, обогревать.
Воспитатель: Дети, эти птички не простые, а с секретом. Кому что достанется, то и сбудется: зернышко – сытая и веселая жизнь, денежка – богатство, пуговка – обновка.
Читайте также |
---|
Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Украсим…
Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Украсим балалайку хохломским узором» Подготовительная группа Доминирующая образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция ОО: «Речевое...
Экологический проект во второй младшей группе «Обитатели леса. Как животные…
Экологический проект во второй младшей группе «Обитатели леса. Как животные готовятся к зиме» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Длительность: краткосрочный проект. Участники проекта: дети второй...
Мастер - класс. Ручной труд из природного материала «На морском…
Мастер - класс. Ручной труд из природного материала «На морском дне» Цель: познакомить детей с нетрадиционными формами ручного труда – пластилинографией...