Конспект непосредственно образовательной деятельности «Познание» в старшей группе на тему: «Птицы зимой»

Программные задачи:

— Продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях правильно употреблять существительные множественного числа.

— Закрепить умение детей образовывать слова – кормушка, перелётные.

— Продолжать совершенствовать диалогическую речь.

— Обогащение словаря: вьюга, буран, метель, пурга.

— Закрепить у детей знания признаков зимы, сезонных изменений в природе, связанных с зимним периодом.

— Формировать представления о зимующих и перелётных птицах.

— Обобщить знания детей о приспособлении птиц к зиме.

— Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (стало холодно, птицам нет корма, они улетели в теплые края).

— Продолжать учить детей обобщать, делать элементарные выводы: зимующие, перелётные птицы.

— Развивать наблюдательность детей.

— Воспитывать любовь к живой природе, культуру общения с природой, бережное заботливое отношение к ней.

Предварительная работа:

Беседы, наблюдения во время прогулок, разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций, изготовление кормушек, кормление птиц.

Материал: Иллюстрации перелётных и зимующих птиц, разрезные картинки  дидактическая игра, кормушка, корм для птиц.

 

Ход занятия.

Воспитатель.

— Ребята, какое сейчас время года? (Зима).

— Что зима с собой принесла? (Снег, мороз, холод).

А у зимы бывает разное настроение, то она радостная, то сварливая и даже злая.

— Какими природными явлениями зима выражает свою злость? (Метель, вьюга, сильный ветер, пурга, буран).

Какими природными явлениями зима выражает свою радость? (Идет снег, снег блестит, искрится). Мы радуемся зиме.

Вам нравится зима? (Да).

— А чем она нравится, как ты думаешь?

А за что ты любишь зиму? (Можно играть в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах).

Входит Шапокляк.

Что вы такое говорите? У зимы радостное настроение?
Воспитатель.

Подождите, уважаемая Шапокляк. Здравствуйте, вы к нам в  гости? Ребята, давайте поздороваемся. Что это вы такая  сердитая? Чем вам зима не нравится?

Шапокляк.

Ну, как же, что в ней хорошего? Вот и в рассказе К.Д. Ушинского «Проказы старухи зимы» говорится, какая зима  злая. Послушайте.

«Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со свету  сжить. Прежде всего, стала она до птиц добираться; надоели они  своим криком да писком. Подула зима холодом, посорвала листья  с лесов и дубрав, и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать.
Собрались. Покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в теплые страны. Остался один воробей, и тот в кусты забился.»

Шапокляк.

Слышали? Вот и я сейчас шла, так холодно, замерзла. Даже птичек не видела.

Воспитатель.

Неужели, Шапокляк, вы не видели ни одной птички? Ведь не все птицы улетают. Правда, ребята?

Шапокляк.

Только у вас в детском саду несколько птичек увидела, возле коробочек сидели, находились, тоже им холодно. Видно, что зима им тоже не нравится.

Воспитатель.

Ребята, давайте Шапокляк расскажем, как зимой живут птицы.
Вы согласны? (Да). Пусть Шапокляк тоже узнает.

Шапокляк.

Ну ладно, хорошо.

Воспитатель.

Скажите, пожалуйста, Шапокляк, каких птичек вы видели?
Шапокляк.

Как они называются, не знаю, но как выглядят, сейчас расскажу.

Одна птичка маленькая, серо-коричневая, ножки короткие, вся взъерошенная. Что это за птичка?

Воспитатель.

Ребята, вы догадались, что эго за птичка? (Воробей)
Шапокляк.

А еще, птицы побольше воробья, разного цвета: белые, серо-голубые, ходят частыми шагами, воркуют. Не знаю и этих птиц.
Воспитатель.

Кого видела Шапокляк? Как называются эти птицы?
(Голуби).

Шапокляк.

А чуть подальше, ещё одна, крупная, большая, часть тела серого цвета, а голова, крылья и хвост — черные. Ила она по дорожке большими шагами вперевалочку. Это что за птица?
Воспитатель.

А ты как думаешь? А ты? (Ворона). Шапокляк, чтобы вы убедились, правильно ли мы назвали птиц, ребята вам их покажут. (Сережа, найди воробья. Правильно он поставил? Маша, найди картинку с изображением голубя. Какая это птица? А Катя принесет картинку с вороной. Мы поставили картинки с изображением воробья, голубя, вороны. Какие это птицы?)
(Зимующие).

Таких птиц вы видели, Шапокляк?

Шапокляк.

Да, я теперь знаю, как они называются. Ребята, а у меня есть игра, только я не умею в нее играть. Научите меня, пожалуйста. А как она называется? (Собери птицу).

Воспитатель.

Давайте поможем. Ребята, подходите к столам, берите конверты.

(Дети собирают из частей птицу, играет музыка).

Шапокляк.

Какие получились красивые птицы. Я таких не видела. А как называется эта птица? А эта? Почему я не видела этих птиц зимой?
(Они улетели. Это перелетные птицы). А как это перелетные?
Рассказы детей.

Наступили холода, еды мало, насекомых не стало и птицам пришлось улететь. Летят они в теплые страны долго, долго, перелетают с места, на место, все ближе и ближе к теплым краям. Вот поэтому и называются они перелетными.

Воспитатель.

Уважаемая Шапокляк, спасибо за игру, которую вы нам принесли. У нас тоже есть игра «улетают — не улетают». Давайте в неё поиграем.

Игра «улетают — не улетают».

Дети движутся под музыку. Как только музыка заканчивается воспитатель называет птиц. Если это птица зимующая, дети останавливаются, если перелетная продолжают летать.

Шапокляк.

Теперь я поняла: многие птицы улетают на юг. Там тепло, много еды. А как же выживают птички, которые остаются с нами зимовать?

Воспитатель.

А сейчас вам ребята расскажут, как птицы приспосабливаются к зиме.

- Как у птиц меняется оперение к зиме? (У них вырастает под пушок под пёрышками).

- Как ведут себя птицы во время холодов". (Много двигаются, прыгают, летают).

- Чем питаются? (На деревьях, кустах остаются семена, плоды рябины, калины, собирают крошки).

- Что для птиц страшнее: холод или голод? (Голод).

- Как мы заботимся о птицах? (Делаем кормушки, подкармливаем).

Шапокляк.

Кормушка? Что это такое? Почему она так называется? Ребята, кто знает, что значит слово «кормушка»? (От слова корм кормить).

Воспитатель.

А чем можно подкармливать птиц, что они едят? (Крупа, зерно, крошки хлеба, семечки).

Шапокляк.

Я тоже хочу узнать, чем питаются воробьи, голуби и вороны. Воспитатель.

Ребята, давайте покормим птиц. Чем можно покормить воробья, голубя? А какие птицы клюют сало? (Дети ставят корм птицам на столе).

Воспитатель.

(Читает отрывок стихотворения).

Не богаты их корма.

Горсть зерна всего нужна.

Горсть зерна и не страшна

Будет им зима.

Воспитатель.

Как много разных птиц прилетело на кормушку. Ребята, давайте проверим, как вы покормили птиц.

- Салом мы угостили кого?

- А снегири что клюют?

Ко мне на кормушку прилетел один воробей, а у вас стайка...(воробьёв). А ещё прилетела одна синица, а у вас -много... (синиц).

Молодцы!!!

Вам понравилось у нас Шапокляк?

Шапокляк.

Да. Я узнала много интересного о птицах. Я думаю, что птицам надо помогать, чтоб они пережили суровую зиму. Правильно, ребята?

Воспитатель.

Правильно, ведь птицы — наши друзья, Давайте послушаем стихотворение, которое прочитают дети.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна всего нужна.

Горсть зерна — и не страшна

Будет им зима.

Разве можно забывать:

Улететь могли

А остались зимовать

За одно с людьми.

Приучайте птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Там встречать весну.

Шапокляк.

Спасибо вам ребята за хорошее стихотворение, за интересный рассказ о птицах, за вашу помощь им.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста (2…

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста (2 – 3 года) «Кошка и собачка» Цель: Установить с детьми эмоционально – положительный контакт...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «В мире…

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «В мире профессий» Форма проведения - «Что? Где? Когда?» «Телемост» с детьми других детских садов. Интеграция...

«Путешествие в Бумажное королевство»

«Путешествие в Бумажное королевство» Цель: развитие творческих способностей детей в процессе работы с бумагой в разных техниках. Задачи: Образовательные: закрепить имеющиеся знания детей...

Читайте также

Тема «Ежик готовится к зиме». Конспект организованной образовательной деятельности по…

Тема «Ежик готовится к зиме» Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в старшей группе Цель: рисование Ежа с применением (нетрадиционной техники...

Конспект занятия по логоритмике в старшей группе. Тема: «Прогулка по…

Конспект занятия по логоритмике в старшей группе. Тема: «Прогулка по зоопарку» Цель: развитие лексико-грамматических категорий и обогащение словаря детей по названиям животных. Задачи: развитие координации...

Конспект НОД по физическому развитию для детей первой младшей группы…

Конспект НОД по физическому развитию для детей первой младшей группы «Радуга» «Прогулка зайцев в зимнем лесу» Интеграция образовательных областей: физическое развитие; речевое развитие; познавательное развитие. Задачи: Упражнять детей в прыжках...