Конспект занятия по развитию творческих способностей в старшей группе «Дерево волшебства»

Задачи:

  • развивать творческие способности и эмоционально-чувственную сферу ребенка;
  • знакомить с эмоционально-семантическими харак­теристиками цвета, линии в живописи, темпа, темб­ра, динамики и мелодии в музыке:
  • предложить детям самим придумать движения, со­ответствующие характерам конкретных пьес при изображении «волшебных» цветов;
  • побуждать детей передавать особенности сказоч­ных образов цветов, добиваясь выразительности с помощью цвета;
  • развивать воображение детей.

Материалы: гуашь и все необходимое для работы с нею, индивидуальные комплекты цветных карточек (размер карточек из цветной бумаги для аппликации 5x7 см, у каждого не менее 12—15 карточек разного цвета). В центре демонстрационной доски — большое панно с нарисованным на нем крупно «волшебным» деревом: одна половина его с изломанными, корявы­ми, как бы хищно переплетающимися между собой ветками фиолетово-багровых, сине-черных, темно-ко­ричневых тонов, другая половина — с плавно изогнуты­ми, как бы устремленными вверх, к солнцу, ветвями, и ствол теплых тонов.

Музыкальный ряд: П.И. Чайковский, «Подснеж­ник», «Баба-Яга»; Э. Григ, «Утро», «В пещере горного короля»; А. Лядов, «Баба-Яга», «Кикимора».

Зрительный ряд: репродукции картин с изображе­нием цветочных натюрмортов, контрастных по эмоцио­нальному состоянию. Например: М. Сарьян, «Голубые цветы» и «Ереванские цветы»; Н. Сапунов, «Голубые гортензии»; В. Ван-Гог, «Подсолнухи»; А. Куприн, «На­тюрморт с искусственными цветами на черном фоне» и т. д.

Предварительная подготовка: дети рисовали де­коративные цветы и птиц в узорах, рассматривали их в изделиях народных мастеров.

 

Методические рекомендации

1. Психокинетическая разминка.

Сейчас за окном осень, но еще много красивых и нежных цветов вокруг. Они напоминают нам о лете, о тепле, о солнышке. Они ведут себя почти так же, как люди: утром просыпаются, сияют от радости встречи с солнышком, утренней росой, всеми своими красками и оттенками, а ночью спят, набираются сил. Есть ли среди цветов любимые вами? Назовите их. (Дети на­зывают.) Давайте представим себе, что мы с вами — цветы. Сейчас в нашем саду теплая южная ночь. (Тихо вступает мелодия Э. Грига «Утро».) Цветы спят (педа­гог выделяет эти слова выразительным голосом), сло­жив вдоль длинных стройных стеблей свои листья-руки (педагог показывает, но дети могут и сами придумать, как во время сна располагаются листья цветов), а мо­жет быть, прикрывают ими нежные головки (голосом совсем тихим и спокойным).

Пусть дети несколько мгновений побудут в этом состоянии. Оно может быть длиннее, если дети чем-то были возбуждены до занятия, и достаточно коротким, если дети спокойны.

Вдруг из-за горизонта показалось солнышко (зву­чание музыки несколько усиливается, становится бо­лее динамичным), оно осветило все вокруг, коснулось своими лучами цветов, нежно погладило их головки. (Педагог сам может прикоснуться к головкам несколь­ких ребятишек.) Цветочки подняли свои красивые ли­чики, открыли глаза, радостно улыбнулись солнышку и потянулись всеми своими лепестками и листочками к нему, к его длинным и теплым лучикам. (Звучание музыки становится более громким, оптимистичным.)

Представьте себе, как хорошо нам, цветочкам, жить на свете, как звонко поют птицы, как прекрасно все во­круг, как необыкновенны цветы, растущие рядом, улыбнитесь друг другу, цветы, коснитесь друг друга листочками, потянитесь вместе к солнышку (Апофеоз в музыке). Покажите с помощью цветной карточки цвет своего цветка. Ах, какой необыкновенный разноцвет­ный сад цветет у нас здесь! (Педагог обращает внимание на цвет карточек, которые показали дети, фиксирует свое внимание на тех детях, которые показали карточ­ки глухих, темных, напряженных тонов. В дальней­шей работе эти дети должны быть обязательно в центре внимания педагога.)

Солнышко взошло уже высоко, наши цветочки привели себя в порядок: умылись росой, причесались ветерком, успокоились и стали рассказывать друг дру­гу сны-сказки, которые они увидели ночью. Одну из таких сказок я сейчас расскажу вам.

2. Сказка-игра.

Жила-была на свете волшебница. Среди многих чудес, которыми она себя окружила, был волшебный сад, где росло необыкновенное, заколдованное дерево. Весной, когда дерево цвело, на его половинах раскры­вались разные по характеру и окраске цветы.

Послушайте, дети, музыку и попытайтесь опреде­лить, какими были цветы на первой половине дерева (дети внимательно слушают «Подснежник» П.И. Чай­ковского). А теперь выберите цветную карточку и по­кажите, какими по окраске были цветы на этой поло­вине волшебного дерева.

По ночам, когда цветы никто не видел, они спус­кались с дерева и танцевали. Давайте и мы попробуем передать их танец руками, движением тела (Обратите внимание на плавность, мягкость, легкость движений детей.) А теперь покажите мне, как они смотрели друг на друга вовремя этого танца. Молодцы, дети! Теперь попробуйте выбрать репродукции, которые похожи по характеру на те, что представились нам в звучании музыки. Опишите их. Какие же они по характеру? (Лас­ковые, нежные, добрые.)

Но на другой половине заколдованного дерева рос­ли другие цветы. Послушайте музыку и попробуйте передать движением и мимикой, какие они? (Звучит пьеса «Баба-Яга» П.И. Чайковского.) Выберите, пожа­луйста, цветную карточку и покажите, какой по цвету был наряд у этих цветов.

А сейчас попробуйте выбрать репродукции с изоб­ражением похожих цветов. Опишите их характер (злой, колючий, сердитый, зловещий и т. д.).

Посмотрите на дерево, нарисованное на нашем пан­но. Это то самое заколдованное дерево, о котором рас­сказано в сказке. Наступила осень, облетели с него вол­шебные цветы. Дерево стало похоже на обыкновенное, но на самом деле оно продолжало быть заколдован­ным. Когда в саду волшебницы останавливались пут­ники и садились отдохнуть под его доброй половиной, случалось невероятное — они добрели душой и серд­цем. Тот же, кто попадал под его злую половину, ста­новился жестоким, злым и жадным.

Волшебница же хотела, чтобы все, кто у нее побы­вал, становились добрыми. А как мы можем предуп­редить людей, что нельзя садиться под вторую полови­ну? Как же нам это сделать? Может быть, нарисовать? А что можно нарисовать? (Дети перечисляют разные варианты: написать объявление — но как же его про­чтут те, кто не умеет читать, например, совсем малень­кие дети? Обнести колючей проволокой — это некра­сиво, да и вообще опасно для жизни дерева: оно может погибнуть. Кто-то догадывается, что можно нарисо­вать цветы «добрые» и «злые» и «развесить» на ветвях дерева.) Замечательно придумали, дети. Но как же на­рисовать «добрый» цветок, а как — «злой»? Давайте еще раз посмотрим на репродукции картин и вспомним, какие цветы мы выбирали для «доброй» половины де­рева, а какие для «злой». А почему мы выбрали эти цветы? По каким признакам определили, что эти цве­ты на картинах «добрые», а эти — «злые»? (Вместе с педагогом дети разбирают цветовое решение картин и линейную характеристику изображенных на них цве­тов. Если это удается не сразу, то следует еще раз по­слушать музыкальные фрагменты или их части, что­бы дети передали характеристики цветов движениями и мимикой.)

Итак, каждому надо нарисовать на листе бумаги один цветочек «добрый», а один — «злой», помня о том, что они должны отличаться друг от друга и по цвету, и по своему контуру (мягкому, плавно изогнутому, или резкому, изломанному).

3. Практическая самостоятельная деятельность.

Дети рисуют два цветка для разных половин вол­шебного дерева, а потом вырезают их по контуру. Пе­дагог вместе с помощниками (теми детьми, которые работают быстрее) наклеивают вырезанные цветы, обя­зательно согласовывая с каждым, на какую из поло­винок дерева, добрую или злую, нужно приклеить тот или иной цветок. Довольно часто на занятии будет встречаться «нейтральное» решение задачи, когда по ри­сунку ребенка практически не видна разница между «добрым» и «злым» цветками.

Когда все без исключения цветки будут наклеены на волшебное дерево, следует подвести итог занятия: что мы сегодня делали, что видели, чему новому на­учились?

Затем педагог приглашает всех детей подойти к панно и полюбоваться коллективной работой. Дети по­казывают друг другу, какие цветы нарисовал каждый из них. Педагог обращает внимание детей на результат общей работы, совместного творчества.

А можно ли нам продолжить сказку? Как дальше играть с этим деревом? Может ли это волшебное дере­во помочь тем, кто ссорится, злится, дерется? А как? Кто догадался? Правильно, дети, надо немного поси­деть или постоять под его «доброй» половиной.

Далее дети вместе с педагогом выбирают место, где панно может висеть. Его можно разместить в груп­повой комнате. Повесив панно, дети усаживаются под «доб­рой» половиной дерева. Звучит фрагмент из сюиты Э. Грига «Утро».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) …

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) в средней группе Тема: «В гостях у бабушки Настасьи»

Сценарий «Выпускной с Шапокляк»

Сценарий «Выпускной с Шапокляк» Звучит негромкая мелодия Поля Мориа. Ведущий: Дошкольное детство-пора золотая Счастливых деньков хоровод Как жаль, что так быстро они пролетают, И вот...

Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе «Проделки Снежной Королевы»

Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе «Проделки Снежной Королевы» Выбегают три ребенка. 1 ребенок. Все скорей сюда бегите, собирайтесь в этот зал, если видеть вы хотите...

Читайте также

Информационно – краеведческий проект «Прогулка по родным местам»: «Памятники природы…

Информационно – краеведческий проект «Прогулка по родным местам»: «Памятники природы Меленковского края»

Методическая разработка дидактической игры для детей ОВЗ: «Наряди матрешку»

Методическая разработка дидактической игры для детей ОВЗ: «Наряди матрешку» Введение Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным. Б. Паскаль. Актуальность:...

«Сказочный Новый год»

«Сказочный Новый год» Вот и прошли в нашем саду самые волшебные праздники. Дети с удовольствием готовились к празднованию Нового года. Изучали...