Конспект занятия по ознакомлению с живописью с детьми старшего дошкольного возраста:
«Знакомство с творчеством художника Е.И.Чарушина»
Программные задачи:
- Познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Е.И.Чарушина.
- Формировать умение внимательно рассматривать иллюстрации, обращая внимание на особенности внешнего вида животных.
- Определять художественные средства в передаче характерных образов животных.
- Познакомить детей со словом «анималист» и его значением.
- Воспитывать интерес к книге и иллюстрации.
- Развивать умение передавать пушистость животного при помощи тычка в процессе рисования.
Интеграция:
Худ. литература, познавательная, физкультура.
Материал:
Рассказ «Волчишко» Е.И.Чарушина; портрет Е.И.Чарушина; иллюстрации Е.И.Чарушина - волчонок, медвежата, лисенок, олененок; листы бумаги; тычки-кисточки; цветная гуашь; салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям послушать отрывок из произведения Е.И.Чарушина «Волчишко», не называя его.
- Из какого произведения вы услышали отрывок?
- Легко ли пришлось волчонку, живя в доме у человека?
- Почему не легко? (волк-животное дикое, ему нужна свобода, ему нужно охотиться, т.д.)
- Кто автор этого произведения? /показ портрета Е.И.Чарушина/
- Какие еще произведения о животных Е.И.Чарушина вы знаете? О ком они? / «Медвежата», «Олешки», «Друзья», «Кот Епифан», «Верный Трой»,
«Про Томку» /
Правильно. Ребята Е.И.Чарушин был не только детским писателем, но еще и художником.
Он очень любил природу, животных, особенно малышей – котят, щенят, лисят, зайчат, и др. Наблюдая за ними Евгений Иванович подмечал их неловкие движения, любопытство, наивную неуклюжесть. А потом писал забавные истории про зверушек, рисовал к ним иллюстрации.
Давайте рассмотрим иллюстрации Е.И.Чарушина к уже знакомым вам рассказам.
- Вот наш маленький волчонок. Что вы можете сказать про волчонка? Какой он? (маленький, серенький, мохнатенький, одинокий, грустный, несмышленый, и т.д.)
- Хорошо. Кто же изображен на следующей иллюстрации? (медвежата)
- Чем заняты медвежата? ( Один медвежонок смешно обхватил лапами бутылочку с молоком и посасывает, а другому тоже хочется. И так он подлезет, и этак к своему другу, никак не получается, не дает медвежонок свою бутылочку.)
- Какими изобразил Чарушин медвежат? Опишите. (маленькие, неуклюжие, косолапые, мохнатые, большеголовые, добрые, смешные, несмышленые, с большими сильными лапами, с пушистой бурой шерстью, с любопытными глазками)
- Молодцы. Перейдем к следующей иллюстрации. Кто нарисован на ней?
Из какого рассказа этот зверек? (лисенок – «Друзья»)
- Каким изобразил Чарушин лисенка? (маленьким, беззащитным, рыженьким, пушистым, кричащим, испуганным,и т.д.)
- Как художник изобразил испуг лисенка? (ушки прижаты к спине, глазки сужены, рот открыт, хвост опущен и поджат, шерсть вздыблена)
- Так и кажется лисенок кричит, зовет маму на помощь. Страшно ему в лесу одному. Жалко лисенка.
- Давайте посмотрим следующую иллюстрацию. Кого вы на ней видите? (олененок)
- Каким олененок изображен на картине? (беззащитный, маленький, слабенький, рябенький с белыми пятнышками, с большими внимательными глазами, длинноногим и т.д.)
- Обратите внимание, ребята, художник нарисовал олененка маленьким, только родившимся. Он еще не может долго стоять на длинных тонких ножках, потому что они у него еще слабенькие.
Мы рассмотрели с вами иллюстрации Е.И.Чарушина. Посмотрите внимательно на них и скажите какие цвета использовал художник изображая животных?
(натуральные – серые, белые, коричневые,др.)
- Правильно, он использовал натуральные цвета, такие как в жизни, в природе.
- Каким планом изображал художник своих животных на иллюстрациях?
Почему? (Крупным планом. Для того чтобы можно было рассмотреть их характерные черты) Да . Обратите внимание зверята у Чарушина изображены всегда в движении: бегают, прыгают, играют, и т.д.
Рисовал Е.И.Чарушин своих животных карандашом и красками. То сильнее нажимая карандашом, то еле касаясь бумаги. То оставляя острые, тонкие штрихи, то покрывая мелкими точками лист. Поэтому мех у животных пушистый, то светлее, то темнее.
Нарисованные им волчата, олешки, лисята, зайчата вызывают чувство нежности. Они как будто живые, так и хочется погладить их пушистую шерстку.
Ребята, вы заметили, что главные герои рисунков Е.И.Чарушина только звери и птицы? Художников, которые рисуют только зверей и птиц называют анималистами, от латинского слова «анимал», что означает «животное». Поэтому Е.И.Чарушина можно назвать художником-анималистом.
- Как называют художников рисующих только зверей и птиц? (инд. и кол. ответы)
Хорошо. А теперь давайте представим себя маленькими зверушками и поиграем.
/Физкультминутка/
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках
А потом на пятках
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька – трусишка,
И как серый волк – волчишко,
Посидим, как олененок,
И продолжим путь.
Молодцы. Ребята, мы с вами рассмотрели иллюстрации Е.И.Чарушина и я предлагаю вам сегодня побыть тоже художниками, и нарисовать маленьких, пушистых зверьков. А из ваших рисунков мы сделаем свою книжку-альбом о животных. И чтобы ваши зверьки получились пушистыми, мохнатенькими мы вместо кисточек воспользуемся тычками.
Выберите, какое животное вы будете рисовать.
Подумайте, какую краску нужно взять.
Вспомните, как правильно рисовать тычком. /Воспитатель напоминает технику рисования тычком./
Читайте также |
---|
Мастер-класс «Эх, баранки-калачи»
Мастер-класс «Эх, баранки-калачи» Цель: закрепление представления детей старшей группы о процессе изготовления хлебобулочных изделий с помощью приготовления соленого теста и лепки из него. Задачи: Образовательные: 1. Познакомить...
Конспект НОД по познавательному развитию (окружающий мир) в подготовительной группе…
Конспект НОД по познавательному развитию (окружающий мир) в подготовительной группе на тему: «В мире насекомых» Цель: Закрепление знаний детей о мире насекомых. Задачи: Обучающие: 1...
Логоритмическое занятие в старшей группе по теме «Экскурсия в гипермаркет»
Логоритмическое занятие в старшей группе по теме «Экскурсия в гипермаркет» Задачи: Развивать динамическую координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и...