Система Orphus


( 0 Голосов ) 


Комплексное занятие по народно-прикладному искусству в средней группе
«Секреты волшебной шкатулки»

Программное содержание.

  • Продолжать знакомить с татарским орнаментом, учить составлять узоры. Наносить узоры на браслеты серьги, накосники.
  • Продолжать учить пользоваться шаблонами.
  • Воспитывать доброжелательное отношение.
  • Формировать эмоциональную отзывчивость.
  • Формировать нравственные чувства.

Активизация словаря: чулпы, серьги /алка/, ожерелье /муенса/, браслет /беләзек/, маниста.

Предшествующая работа: рассматривание альбома экскурсия в музей народного творчества, в комнату быта, занятия.

Материал: шкатулка с украшениями, фланелеграф, иллюстрации, заготовки украшений, шаблоны палочки, магнитофон, грамзапись, салфетки.

 

Ход занятия

В грамзаписи звучит татарская мелодия. Дети проходят в группу, их там встречает Гульчечек. Они здороваются и садятся полукругом.

- Ребята, я пришла к вам за помощью. Когда была у вас весной в гостях, вы мне сделали очень красивый платок, нарядный фартук. Спасибо вам, вы не отказали в помощи мне.

- Гульчечек, ты очень красиво, нарядно одета. Куда ты собралась идти?

- Какой красивый у тебя головной убор.

- А как он называется, ребята?

/калфак/

Правильно, именно такой калфак надевали, когда шли в гости.

- Как вы думаете, из чего сшили калфак?

/из красивой, дорогой ткани – бархата/

- Чем калфак украшен?

/бисером, вышивкой/

А, Айгуля знает про калфак красивое стихотворение:

Бәрхетләрдән тегелгән

Ука белән чигелгән

Накышләре кемешләргә

Алтыннарга кумелгән.

- Гульчечек, у тебя оченҗ красивые сапожки, как они называются? /ичиги/.

- Ребята, посмотрите, из чего сшиты ичиги? /кожи/.

- А какая бывает кожа? /гладкая, разноцветная, прочная – не рвется, не промокает/.

- Чем же украшены ичиги? /аппликацией из кожи, только они не приклеены, а прошиты рельефным швом/.

- А что еще на себя надела Гульчечек? /платье, камзол/.

- Ребята, если Гульчечек собралась в гости, то она, кажется, что – то забыла надеть. Посмотрите, внимательно. Вспомните, что надевают наши мамы кроме красивого наряда, когда собираются в гости? /украшения/. Гульчечек объясняет, что именно поэтому и пришла к детям. Предложить Гульчечек сесть на стульчик рядом с детьми.

- Ребята, раньше важное место в оформлении женского костюма отвадилось ювелирным изделиям, украшениям. Эти украшения делали мастера, как мужчины, так и женщины. Они делали серьги /алка/, ожерелье /муенса/, браслет /беләзек /, кольца /балдак/, накосники /чулпа/. Именно об этих украшениях и говорила Гульчечек. Показ иллюстраций. Одни украшения были повседневными, другие использовались по праздникам, надевали, когда встречали гостей или ходили в гости. А делали их из серебра, золота, т.е. из драгоценного металла. Использовали еще драгоценные камни, цветное стекло. Украшения передавались из поколения в поколение. Они переходили из рук в руки: от бабушки к дочери, от дочери к внукам. Их очень берегли. И мне тоже бабушка подарила такие украшения. Я их берегу в этой шкатулке. Давайте посмотрим /открыть шкатулку и показать детям/. Предложить оному ребенку подойти и достать одно украшение из шкатулки.

- Как вы думаете, что он достал? /украшение/.

- А какое оно легкое или тяжелое? /дать потрогать/.

- Из чего оно сделано?

- Сидите тихо и послушайте /позвенеть/. На что похоже?

Минем йорәгемне кага

Әбиемнең чулпы чыгы

Яңа буын оныклар да

Чыңлатыр микән аны?

Достать браслет. Браслет тоже делали из драгоценного металла, серебра /дать потрогать/.

На нем обязательно есть рисунок – это гравировка. Он выполняется специальным острым инструментом. Браслет надевали на запястье /надеть и показать/.

Достать серьги. Серьги сделаны из золота, они желтого цвета. Это тоже драгоценный металл. Украшением служит гравировка, которая выполнена аккуратно, со вкусом.

- Гульчечек, тебе, наверное, тоже хочется надеть такие украшения. Эти тебе подарить мы не можем, но у нас есть материал, похожий на серебро. Из него тоже можно изготовить красивые украшения, и мы можем постараться и сделать украшения, похожие на настоящие, своими руками. Сегодня дети наши будут маленькими мастерами, они ведь сумели тебе сделать красивый платок, нарядный фартук, помогут и украшения изготовить, а я помогу им в этом.

- Посмотрите, ребята, на столе у меня салфетка, на нее я положу браслет, возьму шаблон и наложу на браслет. Затем остро заточенной палочкой обведу его, и у меня получится узор. Дальше я выберу другой шаблон и точно также обведу его.

- Я выбрала такие узоры, а вы можете выбрать по своему вкусу. И точно также сделать серьги и накосники.

Вот Гульчечек, один подарок тебе уже готов, возьми, пожалуйста.

- А вы, ребята, занимайте места у стола и приступайте к работе. Не переживайте, кому что не понятно, мы сделаем сообща. Чтобы работалось легче, раньше мастера напевали песни, а мы с вами эти песни послушаем.





Читайте также:



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить












Комментарии

  • okcana
    есть ли у вас на весь год технологические карты для старшей группы

    Подробнее...

     
  • KARMEN
    Если будут какие-то проблемы в личной жизни, заходите на сайт: http://fatimagiya.ru/ , и Фатима ...

    Подробнее...

     
  • Зумрат
    да, на весь учебный год. Подробности пишу на вашу почту. zumrat.asanova@mail.ru это моя почта.

    Подробнее...

     
  • Гаухар
    здравствуйте!те х. карты на весь год?и где Вы проживаете?

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы скачать

    Подробнее...

© Дошколенок.ру 2011 - 2014. Пользовательское соглашение.
Сайт для воспитателей детских садов dohcolonoc.ru. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-56217 от 28 ноября 2013 г.

QIWI Walletr