Комплексное занятие по народно-прикладному искусству в средней группе
«Секреты волшебной шкатулки»
Программное содержание.
- Продолжать знакомить с татарским орнаментом, учить составлять узоры. Наносить узоры на браслеты серьги, накосники.
- Продолжать учить пользоваться шаблонами.
- Воспитывать доброжелательное отношение.
- Формировать эмоциональную отзывчивость.
- Формировать нравственные чувства.
Активизация словаря: чулпы, серьги /алка/, ожерелье /муенса/, браслет /беләзек/, маниста.
Предшествующая работа: рассматривание альбома экскурсия в музей народного творчества, в комнату быта, занятия.
Материал: шкатулка с украшениями, фланелеграф, иллюстрации, заготовки украшений, шаблоны палочки, магнитофон, грамзапись, салфетки.
Ход занятия
В грамзаписи звучит татарская мелодия. Дети проходят в группу, их там встречает Гульчечек. Они здороваются и садятся полукругом.
- Ребята, я пришла к вам за помощью. Когда была у вас весной в гостях, вы мне сделали очень красивый платок, нарядный фартук. Спасибо вам, вы не отказали в помощи мне.
- Гульчечек, ты очень красиво, нарядно одета. Куда ты собралась идти?
- Какой красивый у тебя головной убор.
- А как он называется, ребята?
/калфак/
Правильно, именно такой калфак надевали, когда шли в гости.
- Как вы думаете, из чего сшили калфак?
/из красивой, дорогой ткани – бархата/
- Чем калфак украшен?
/бисером, вышивкой/
А, Айгуля знает про калфак красивое стихотворение:
Бәрхетләрдән тегелгән
Ука белән чигелгән
Накышләре кемешләргә
Алтыннарга кумелгән.
- Гульчечек, у тебя оченҗ красивые сапожки, как они называются? /ичиги/.
- Ребята, посмотрите, из чего сшиты ичиги? /кожи/.
- А какая бывает кожа? /гладкая, разноцветная, прочная – не рвется, не промокает/.
- Чем же украшены ичиги? /аппликацией из кожи, только они не приклеены, а прошиты рельефным швом/.
- А что еще на себя надела Гульчечек? /платье, камзол/.
- Ребята, если Гульчечек собралась в гости, то она, кажется, что – то забыла надеть. Посмотрите, внимательно. Вспомните, что надевают наши мамы кроме красивого наряда, когда собираются в гости? /украшения/. Гульчечек объясняет, что именно поэтому и пришла к детям. Предложить Гульчечек сесть на стульчик рядом с детьми.
- Ребята, раньше важное место в оформлении женского костюма отвадилось ювелирным изделиям, украшениям. Эти украшения делали мастера, как мужчины, так и женщины. Они делали серьги /алка/, ожерелье /муенса/, браслет /беләзек /, кольца /балдак/, накосники /чулпа/. Именно об этих украшениях и говорила Гульчечек. Показ иллюстраций. Одни украшения были повседневными, другие использовались по праздникам, надевали, когда встречали гостей или ходили в гости. А делали их из серебра, золота, т.е. из драгоценного металла. Использовали еще драгоценные камни, цветное стекло. Украшения передавались из поколения в поколение. Они переходили из рук в руки: от бабушки к дочери, от дочери к внукам. Их очень берегли. И мне тоже бабушка подарила такие украшения. Я их берегу в этой шкатулке. Давайте посмотрим /открыть шкатулку и показать детям/. Предложить оному ребенку подойти и достать одно украшение из шкатулки.
- Как вы думаете, что он достал? /украшение/.
- А какое оно легкое или тяжелое? /дать потрогать/.
- Из чего оно сделано?
- Сидите тихо и послушайте /позвенеть/. На что похоже?
Минем йорәгемне кага
Әбиемнең чулпы чыгы
Яңа буын оныклар да
Чыңлатыр микән аны?
Достать браслет. Браслет тоже делали из драгоценного металла, серебра /дать потрогать/.
На нем обязательно есть рисунок – это гравировка. Он выполняется специальным острым инструментом. Браслет надевали на запястье /надеть и показать/.
Достать серьги. Серьги сделаны из золота, они желтого цвета. Это тоже драгоценный металл. Украшением служит гравировка, которая выполнена аккуратно, со вкусом.
- Гульчечек, тебе, наверное, тоже хочется надеть такие украшения. Эти тебе подарить мы не можем, но у нас есть материал, похожий на серебро. Из него тоже можно изготовить красивые украшения, и мы можем постараться и сделать украшения, похожие на настоящие, своими руками. Сегодня дети наши будут маленькими мастерами, они ведь сумели тебе сделать красивый платок, нарядный фартук, помогут и украшения изготовить, а я помогу им в этом.
- Посмотрите, ребята, на столе у меня салфетка, на нее я положу браслет, возьму шаблон и наложу на браслет. Затем остро заточенной палочкой обведу его, и у меня получится узор. Дальше я выберу другой шаблон и точно также обведу его.
- Я выбрала такие узоры, а вы можете выбрать по своему вкусу. И точно также сделать серьги и накосники.
Вот Гульчечек, один подарок тебе уже готов, возьми, пожалуйста.
- А вы, ребята, занимайте места у стола и приступайте к работе. Не переживайте, кому что не понятно, мы сделаем сообща. Чтобы работалось легче, раньше мастера напевали песни, а мы с вами эти песни послушаем.
Читайте также |
---|
Эффективные практик ориентированные форматы в ранней профориентации
Эффективные практик ориентированные форматы в ранней профориентации Одним из ведущих направлений работы в системе дошкольного и школьного образования России является знакомство...
Дополнительная общеразвивающая программа «Спортивный калейдоскоп» (Фитнес) (стартовый уровень)
Дополнительная общеразвивающая программа «Спортивный калейдоскоп» (Фитнес) (стартовый уровень)
Дидактическая игра «Цветные ежики»
Дидактическая игра «Цветные ежики» Аннотация: Дидактическая игра «Цветные ежики» предназначена для детей 1,5-3 лет. Игра направлена на развитие восприятия и сенсорных способностей детей...