«Беседа о перелетных птицах»
конспект организованной образовательной деятельности по области «Познание на основе пальчиковых игр»
Программное содержание:
- Формировать обобщенное представление о перелетных птицах, учить различать по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище.
- Углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли, классифицировать птиц на зимующих), и перелетных (ласточка, грач, утка, скворец, цапля, журавль, кукушка, соловей, лебедь) на основе установления связи между характером корма и возможности в его добывании.
- Обогащать словарь путем введения слов: корм, перелетные, зимующие. Воспитывать любовь к птицам.
Ход занятия:
Дети стоят у доски. Предложить им послушать грамзапись и по окончании ответить на вопрос:
- Как вы думаете, о ком сегодня будем говорить?
/На доске карточки с изображениями зимующих и перелетных птиц/
- Какие из птиц вам знакомы?
- Каких птиц вам приходилось наблюдать на участке или в лесу зимой?
/Воробей, ворона, сорока, голубь, синица, дятел, снегирь/
- Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму?
/зимующие, оседлые/
Пальчиковая игра «Десять птичек - стайка»
Пойка, подпевай-ка
10 – птичек – стайка
Эта птичка – соловей
Эта птичка – воробей
Эта птичка – совушка
Сонная головушка
Эта птичка – свиристель
Эта птичка – коростылель
Эта птичка – скворушка
Серенькое перышко
Это – зяблик, это – стриж
Это – развеселый чиж
Ну, а это – злой орлан
Птички, птички по домам.
- Перечислите, пожалуйста, птиц, которых не видно было зимой.
/скворец, грач, журавль, цапля, кукушка, утка, соловей, ласточка/
- Как же называются птицы, которые улетают от нас?
- Ребята, а вы любите птиц?
- Тогда назовите их ласково:
(воспитатель называет птиц, а дети называют их ласково)
Журавль – журавушка
Скворец – скворушка
Утка – уточка
Лебедь – лебедушка
Цапля – цапелька
Кукушка – кукушечка
Соловей – соловушка
- Молодцы, что не забыли назвать и водоплавающих птиц. Правильно все водоплавающие птицы относятся к перелетным птицам.
- Как вы думаете, почему?
- А сейчас возьмите прищепки.
Пальчиковая игра «Прищепка - гусь»
Вот проснулся
Встал гусенок
Пальцы щиплет
Он спросонок (прищипывание пальцев прищепкой по очереди)
- Куда исчезли эти птицы?
- Правильно, ребята, они улетают в теплые края, а теплые страны находятся очень далеко от нас. Поэтому перелет для птиц бывает тяжелым и не все пернатые могут осилить этот путь и часто погибают. С этой целью за некоторыми редкими видами птиц ведут наблюдение специальные работники. Они окольцовывают т. е. надевают этим птицам колечки с датчиками. И по возвращении они проверяют эти датчики, на которых записан весь полет птицы.
- А сейчас возьмите колечки.
Пальчиковая игра «Колечки»
Птичек мы окольцевали
Наблюдали, узнавали,
Улетев в какие дали
Где морозы переждали,
Что пернатые клевали,
Гнезда где свои свивали,
Где вы яйца отложили,
Как вы бури пережили,
Сколько вы в конце концов
В гнездах вывели птенцов?
- Как вы думаете почему перелетные птицы улетают от нас на зиму?
- Правильно, ребята. Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны. Чтобы весной вернуться в родные края.
Предлагаю разложить зимующих птиц на верхний ряд, а перелетных на нижний ряд.
Д/игра «Веселый счет»
2 - 3 ребенка считают по очереди: одна зимующая птица
две зимующие птицы
три зимующие птицы и т.д.
- Ребята я вам приготовила небольшой сюрприз – загадку:
(на листочке простым карандашом нарисованы контуры двух зимующих и одной перелетной птицы друг на друге)
Вы должны найти перелетную птицу обвести по контуру и заштриховать.
- Какую перелетную птицу нашли?
- А еще каких птиц увидели?
Предложить накрыть нарисованных птиц ладошкой, а затем выпустить их на волю.
Подвижная игра «Выпустим птиц»
Ласточка, ласточка,
- Милая касаточка,
Ты где была,
Ты с чем пришла?
- За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу
Весну несу.
Игра с мячом (дети передают мяч друг другу)
Человек легко находит
Что в природе происходит
- А вы сможете ответить на этот вопрос?
- Солнце – что делает? /светит, греет/
- Ручьи – что делают? /журчат, бегут/
- Снег – что делает? /тает, темнеет/
- Птицы – что делают? /прилетают, вьют гнезда, поют, носят, таскают,
кормят, прыгают, летают, высижывают, ловят,
клюют, откладывают/
Игра «Летать»
Педагог говорит начало слова, а дети проговаривают полное слово.
По - летать вы - летать
С - летать пере - летать
Про - летать при - лететь
Игра «Скажи наоборот»
Улететь – прилететь
Залететь – вылететь
Подлететь – отлететь
- Давайте вспомним, чем же питаются птицы:
/насекомыми, дети перечисляют/
- Правильно, мухами, паучками, жучками. Приготовьте свои пальчики и мы с вами изобразим жучков.
Пальчиковая игра «Жук»
Жук летит жужжит, жужжит
И усами шевелит.
- Ребята. А вы знаете какие птицы прилетают весной первыми?
/грачи/
- Чем они начинают заниматься сразу?
/вьют гнезда/
- Грачи всегда селятся колониями по несколько десятков гнезд на одном дереве, расположенных почти вплотную друг к другу. Затем птицы начинают ремонтировать старые гнезда или строить новые из поломанных веточек, глины, орешков и сухой травы. Строительством у грачей занимаются и грач и грачиха.
Пальчиковая игра «Грачиная деревня»
Весною на деревьях
Построена деревня
Как ветер начинается
Деревья все качаются.
- Вот у скворцов все по- другому. Если скворец со скворчихой не найдут пустой скворечник, то строительством в основном занимается скворчиха, а скворец может принести две - три палочки, веточки.
Пальчиковая игра «Скворечник»
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.
- Вы знаете, из чего появляются, птенцы?
/из яиц, которые снесла птица/
- Ну, вот гнездо построено и вскоре в нем появляются несколько яиц, которые птица высиживает приблизительно 20 дней. А после появления на свет птенцов птица начинает ухаживать за ними. Она ищет корм и целыми днями носит пищу для своих птенцов.
Пальчиковая игра «Птичка»
Ищет птичка в траве
И на ветках и в листве
И среди больших лугов,
Мух, червей, слепней, жуков.
- Ребята, посмотрите у меня здесь еще один сюрприз для вас. Давайте, представим, что это почва и попробуем найти корм для птиц, т.е. насекомых.
/две тазика заполненные песком и в них спрятаны мелкие игрушки – насекомые.
Дети на ощупь должны найти насекомых/
- А как вы думаете, легко ли птицам построить гнезда?
/предложить из счетных палочек построить гнезда – колодцы/
- Молодцы.
/предложить детям закрыть глазки и в это время разложить в их гнезда яички «киндеры желтые/
- Посмотрите у вас в гнездах появились яйца, давайте мы с вами изобразим птиц, которая, высиживает птенцов.
Пальчиковая игра «Птичка»
Пальчики – головка
Крылышки – ладошка.
- Ой, ребята, прислушайтесь, мне кажется, что кто-то пищит. Вы слышите? Это, наверное, птенцы так просятся на белый свет. Возьмите яички в руки и послушайте.
- Ребят, мама-птица, помогает проклюнуться тем птенцам, которые сами не могут выбраться. Давайте мы тоже поможем птенцам.
/дети раскрывают киндеры и достают
маленькие изображения птиц на резинке,
одевают их на пальчик/
Пальчиковая игра «Птичка»
Приносила пташка
Птенчикам букашек
Птенчики ждали –
Рты разевали,
Громко кричали.
Детки в гнездышках сидят
И конечно есть хотят.
Игра «У кого кто?»
У кукушки – кукушонок
У скворца – скворчонок
У грача – грачонок
У утки – утенок
У лебедя – лебеденок
У журавля – журавленок…
Подвижная игра «Грачи прилетели»
Как – то раннею весной
На опушке на лесной
Появилась стая птиц:
Не скворцов и не синиц,
А большущих грачей,
Ночи черной черней.
Разбежались на опушке –
Прыг - скок, крак – крак!
Тут жучок, там – червячок! /выполняют движения/
Игра «Собери целое из частей (перелетную птицу)».
Читайте также |
---|
Дидактическая игра «Цветная стирка» для детей младшего возраста
Дидактическая игра «Цветная стирка» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах...
Весеннее развлечение в младшей группе «Весна пришла, тепло принесла»
Весеннее развлечение в младшей группе «Весна пришла, тепло принесла» Цель: обобщить представления детей о весне, весенних явлениях и игр на свежем...
Роль развлечений в развитии эмоций
Роль развлечений в развитии эмоций С приходом в детский сад ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни. Возникают...