Занятие по обучению грамоте
Тема: Дифференциация звуков [С] и [З]
в подготовительной группе для детей с ОНР
Цель: 1. Учить слухо–произносительной дифференциации звуков [С] и [З]; Учить звуковому и слоговому синтезу слов; Учить сравнивать слова по звуковому составу, анализировать предложения с этими словами;
2. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление;
3. Воспитывать дисциплинированность, аккуратность, трудолюбие, умение работать в коллективе;
Оборудование и материалы: зеркала, разрезная азбука, карточки с заданиями, иллюстративный материал;
Ход занятия:
1. Орг. момент:
Показ иллюстраций и определение первого звука в слове (например: собака – первый звук «С» и т. д.)
2. Сообщение темы занятия:
- Сегодня мы с вами, ребята, закрепим знания о двух звуках [С] и [З].
3. Артикуляция, характеристика звуков.
- Ребята, скажите, что общее у звуков? (Звуки согласные).
- А чем они отличаются? («З» - звонкий, а «С» - глухой).
4. Дидактическая игра «Хлопни, топни».
- Ребята, если услышите звук «С» - хлопаем, а если звук «З» - топаем;
1) С, З, С, З, С, С, З, С, З, З.
2) ЗА, ЗО, СО, СА, ЗЫ, СУ, СЫ, ЗУ.
3) САНКИ, ЗОЛОТО, ЗУБЫ, КОСА, КОЗА, НОС;
5. Упражнение «Повтори слоговой ряд» (Дети встают, каждый повторяет свой слоговой ряд, который читает ему логопед).
СА – ЗА – ЗА СА – ЗА - СА
ЗА – СА – СА ЗА – ЗА - СА
ЗА – СА - ЗА СА – СА – ЗА
6. Упражнение на силу голоса (Логопед читает, дети все хором повторяют).
- слог «СА» - тихо
- слог «ЗА» - громко
са – за за – са
со – зо зо – со
су – зу зу – су
сы – зы зы – сы
7. Физ. минутка
8. Звуковой анализ слов:
ВАЗА БУСЫ
9. Упражнение «Закончи слово нужным слогом»:
[СЫ] или [ЗЫ] (Логопед читает начало слова, а дети заканчивают, затем повторяют слово полностью).
ВА… , НО… , КО… , ТА… , БУ… , ГРО… , БЕРЕ… , ЧА… .
10. Упражнение «Составь слово» (Дети работают в парах. Раздаются карточки с буквами из разрезной азбуки. Ребята должны составить слово, а затем предложение с этим словом).
1) С, У, П;
2) С, О, К;
3) З,У,Б,Ы;
4) К,О,З,Ы;
5) Р,О,З,Ы;
11.Упражнение «Назови лишнее в ряду»:
1) САНКИ, ЗАБОР, СОВА, СОК;
2) КОЗА, РОЗА, ВАЗА, НОС;
3) САМОЛЕТ, СУМКА, СТРЕКОЗА, СУП;
12. Упражнение «Замени звук «С» на «З»:
СОЯ - …ОЯ
САЙКА - …АЙКА
САХАР - … АХАР
СУП - …УБ
КОСА – КО…
ЛИСА – ЛИ…
КОСЫ – КО…
13. Упражнение «Собери листья в корзинки».
Слова: замок, сосна, заводы, ваза, газы, сумка, бусы, забор, сапоги, собака.
14. Чистоговорки.
ЗА – ЗА – ЗА , ЗА – ЗА – ЗА
ЗАЛ, ЗАВОД, ЗАБОР, ГЛАЗА.
ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ, ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ,
РОЗЫ, ВАЗЫ И ТАЗЫ
ЗО – ЗО – ЗО, ЗО – ЗО – ЗО
ЗОЛОТО. ВАЗОНЫ, ЗОНТЫ.
СА – СА – СА, СА – СА – СА
УКУСИЛА В НОС ОСА.
СО – СО – СО, СО – СО – СО
СТАЛ МОЙ НОС КАК КОЛЕСО!
СЫ – СЫ – СЫ, СЫ – СЫ – СЫ
НЕ БОЮСЬ Я ЗЛОЙ ОСЫ!
СУ- СУ- СУ, СУ- СУ – СУ
Я ОСУ В РУКЕ НЕСУ!
16. Итог занятия.
- Ребята, мы сегодня о каких двух звуках говорили?
- Чем отличаются эти звуки?
Читайте также |
---|
Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал»
Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал»
Предметно-развивающая среда в ДО для детей раннего возраста. Пособие для…
Предметно-развивающая среда в ДО для детей раннего возрастаПособие для детей младшего возраста «Тактильные дощечки» Задачи: Обогащать тактильный опыт ребенка, через узнавание на...
Конспект ООД с детьми старшей группы с ОВЗ (ТНР) на…
Конспект ООД с детьми старшей группы с ОВЗ (ТНР) на тему «Муравей спешит домой» Программное содержание. Цель: создание условий для развития познавательной...