Занятие по проекту: «Мой край родной»

Программное содержание

Продолжать знакомить детей с историей родного края. Расширять и углублять знания детей о «малой родине», опираясь на непосредственный опыт.

Учить рассказывать легенды, былины, сказание, предание старины о происхождении названия города Самары, реки Волги, Шпулей.

Воспитывать любовь к родным местам, гордость за людей, живущих в Самарской губернии.

Активизация словаря: край, малая родина, род, родословная, родня, легенды, сказания, былины, предание, курган, дружина, кочевники.

Предварительная работа

Беседы о городе, Самарской области, о том, чем славен наш край.

Чтение произведений, легенд, былин о Волге, Жигулях, заучивание стихов о городе Самаре, его достопримечательностях

Рассматривание иллюстраций картин знаменитых художников, альбомов, открыток с изображением памятных мест, пейзажей природного ландшафта

Экскурсии по городу, посещение краеведческого, исторического, художественного музеев.

Просмотр видеофильмов, слайдов, о Жигулевском Заповеднике, Самарской Луке.

Рисование на тему: «Мой любимый город», «Край в котором я живу».

Материалы и оборудование

Карта Самарской области, репродукции картин И. Репина «Бурлаки на Волге», «Жигули», «Волжский пейзаж», И Айвазовского «Волга у Жигулевских гор» (1887 г,), Ф, Васильева «Берег Волги после грозы» (1871 г.), открытки с видом на Волгу, достопримечательностями города.

Книги с иллюстрациями и очерками о городе и крае: «Самара, культура провинции», «Жемчужина Жигулей (легенды, сказы, предания, былины)».

Рисунки детей на тему «Мой любимый город».

Карточки к игре-викторине «Вокруг Самары за несколько минут» (с изображением символики города и области и вопросами к ним).

Аудиокассеты с записями песен о Волге, городе Самаре, Жигулях.

Календари с видом города.

 

Звучит песня «Ты моя Россия»

Дети заходят, водят хоровод.

Здороваются с гостями и проходят на стулья.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним - в какие места мы с вами отправлялись в путешествия на наших занятиях?

Дети: На морское дно, по различным странам, по солнечной системе, по карте России, по родному городу,

Воспитатель: Но после каждого путешествия, куда мы возвращались?

Дети: Домой, в детский сад, на Родину.

Воспитатель: А что же такое для человека Родина?

Дети: Дом, где родился, страна, в которой мы живем, это мама и папа, это место где жили наши предки и т.д.

Воспитатель: Да все это и есть Родина, т.е. родное место. Откуда произошло само слово «Родина»? Послушаем детей, которые нашли в словарях слова близкие по значению этому слову.

Дети: Слово родина произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством, т.е. людей, происходящих от одного общего предка. Каждый из нас - потомок какого-либо старинного рода. А само слово «род» - обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов называйся Роденъ (Родня). Он был назван в честь древнего славянского бога Рода.

Воспитатель: Давайте послушаем, как описывают Родину поэты в своих стихах

Дети читают стихи о Родине.

Воспитатель: Все люди, которые прожива­ют в определенном государстве, считают эту страну своей большой Родиной. Наша большая Родина - это страна, которая называется Россия, Наша страна - одна из самых больших в мире. Все знают, что Россия - богатая страна.

Необозрима ширь полей. Степей необъятный простор. Это - Россия!

Сидишь у прохладной реки. Смотришь в спокойное небо. Бредёшь лесными тропами. Это - Россия!

Ты видишь древние стены Кремля. Блеск куполов над Храмами.

Это - Россия!

Ты видишь сотни радостных глаз. Движется людское море. Песня летит над толпой. И это тоже - Россия! Россия, Родина - прислушайтесь к этому слову. Оно так близко другим словам; родня, родимая, родословная, родственник, народ. Вслушайтесь еще раз; родимая, родной - о ком мы так говорим? (о мамах, сестрах, папах и т.д.). Мы произносим эти слова ласково, с любовью, Хорошо, когда люди любят друг друга, свою семью, своих друзей, свою Родину. От этой любви Родина становится богаче, сильнее. Как вы думаете, что значит любить свою Родину?

Дети: Значит, знать ее историю, настоящее и прошлое, все делать для нее. Чтобы ей было хорошо; это значит защищать ее и жалеть, когда ей трудно.

Воспитатель: У каждого человека кроме большой родины, есть еще и малая родина. Кто знает, что же это такое - малая Родина?

(ответы детей)

Воспитатель: Да, это место, где ты родился, живешь. Наша малая Родина - это Самара, нельзя не любить и не знать место, где ты родился и живешь. А как вы думаете, что могут сделать люди (вы) для своей Родины?

(Дети: Беречь и любить ее, хорошо трудиться, учиться, знать историю своего края, дос­топримечательности).

Давайте вспомним, какие же художники в своих работах выражали любовь и восхищение природой своего края.

(Дети: Репин, Шишкин, Левитан, Саврасов)

Приглашаю вас в музей юных художников, самарских художников, художников детского сада «Журавленок». Мы посмотрим их работы, в которых художники отразили свои любимые уголки природы нашего Самарского края.

(Показ репродукций картин. Дети рассматривают работы).

Звучит песня «Течет Волга» Марка Фрадкина и Льва Ошанина. Далее несколько детей рассказывают, что за уголок природы они изобразили.

Воспитатель: Спасибо художникам за интересные работы.

А сейчас я предлагаю вам посмотреть на карту России. Кто сможет найти на ней территорию Самарского края?

(ребенок показывает и рассказывает, что территорию Самарской области легко найти по знаменитой излучине, изгибу, которой образует река Волга).

Воспитатель: предлагает посмотреть карту Самарской области.

Вглядитесь, что вам напоминают контуры Самарской области? Да, контуры сердца. Это символично потому, что, располагаясь в Среднем Поволжье, Самарская область находится в центре сплетения важных транспортных путей. Обладает мощным промышленным комплексом. Торговые пути протянулись далеко, во многие зарубежные страны. Давайте вспомним, что производит наша область. Что дает область стране?

Дети: Легковые автомобили, станки, строительные материалы, зерно, макароны, шоколадные конфеты.

Воспитатель: Самарская область - живописный край, прекрасная часть нашей огромной России. И сегодня мы отправимся в новое, увлекательное пу­тешествие по самым живописным местам нашей области.

Но для начала давайте узнаем, кто из вас является знатоком своего города. Поиграем в игру «Вокруг Самары за несколько минут»

(проводится викторина с вручением дипломов).

Ну, а сейчас отправляемся в путешествие. Одним из самых примечательных и живописных мест является Самарская Лука. Здесь сохранились редкие животные и растения. Уникальны и Жигулевские горы, и Сокольи горы (Жигули).

Давайте послушаем, откуда же произошло это название «Жигули» (рассказывают дети).

1. По одной из версий, название «Жигули» происходит от слова «джигули» - так называли бурлаков восточные купцы в XIV веке.

Другое древнее название Жигулевских гор – «Девьи горы». Полагают, что когда-то здесь кочевали воинственные амазонки и поэтому на некоторых древних картах эти места названы Амазонией.

2.. «Жигули много лет назад».

Ребенок: Около 300 миллионов лет назад вся территория области была занята морем и лишь в районе Жигулей возвышались редкие острова. О тех да­леких временах напоминают часто встречающиеся здесь следы растений и рыб. Около 150 млн. лет назад были найдены останки динозавров, нашли их недалеко от г. Сызрани. Эти находки хранятся в Самарском краеведческом музее. В районе Оврага Подпольщиков обнаружены следы древних животных: мамонта, носорога, бизона, верблюда, пещерного медведя.

Воспитатель: Спасибо за интересные сообщения.

Названия многих мест в Жигулях связаны как с реальными исторически­ми событиями, так и с легендами преданиями, былинами.

Еще в давние, давние времена народ, живущий в наши краях, сочинял сказки, легенды, где воспевал красоту своего края, Но сейчас с грустью и сожалением приводится говорить, что все это стало забываться. Мамы не рассказывают эти легенды своим детям, как обычно рассказывают народные сказки детям на ночь. Даже в школе сейчас об этом не услышишь. Но я очень хочу, чтобы вы заинтересовались, не забывали того, что когда-то придумали люди, и в будущем рассказали бы их своим детям.

Но для начала давайте узнаем, что же такое:

Легенда - это рассказ о ком-либо, о чем-либо историческом, приукрашен­ный красивыми историями.

Быль - рассказ о действительном происшествии, но что уже прошло; прошлое.

Предание - устный рассказ, история, передающееся из поколения в поко­ление.

Итак, я начинаю свой рассказ.

 

Легенда о том, как Появились Жигули (звучит музыка «Есть на Волге Утес».)

Своенравна, как все красавицы, горда и вольнолюбива Волга. Хорош собой и Молодец. И высок, и силушкой не обойден - сколько бурь ни проносились над ним, выстоял, сколько молний ни обжигало его каменную грудь, все ему нипочем. А уж о верности и говорить нечего - от зари до зари готов был глядеться Молодец в светлые очи Волги.

Но не люб он был красавице. Уж больно молчалив: веками словечко не обронит. Да и на подъем тяжел - столетьями стоит, не шелохнется. То ли дело - седовласый Каспий! И мудр и величав. Лишь только ветром жарким пахнет на него пустыня, тотчас заколышется, забурлит, разгуляется - ни одному молодцу с ним тогда не потягаться. Плывут ли над Волгой пушистые облака, звезды в нее смотрятся — все думает Волга о встрече с могучим Каспием.

И решилась однажды Волга: кинулась навстречу Каспию через леса и долины. Увидел это могучий Молодец и бросился наперерез красавице с верной своею дружиною. Тяжко пришлось Молодцу, за века крепко прирос он к месту. Шаг ступит - скалы с плеч рушатся, еще раз переступит - земля вокруг трещи­нами идет, холмы образуются.

И все же успел Молодец; преградил он дорогу Волге каменной своей грудью.

Разбурлилась, вспенилась Волга, но видит - не пробиться ей, силушки не хватает, не вырваться из плена. И решила тогда она схитрить. Приласкалась обманщица к великану, речами, сладко журчащими, усыпила его со дружиною, и по-кошачьи, тихо, крадучись обогнула спящих, убежала - таки к далекому Каспию.

... Много веков минуло с той поры. Обратился в Молодецкий курган, крепко уснувший Молодец, лесом поросла его очаровательная дружина, Вечен их сон. Так вот и появились на свет Жигули (показ картины «Жигулевские горы»). Начинаются Жигули с горы Светелка, недалеко от села Усолье.

 

Быль о горе Светелка

(рассказывает ребенок)

Ребенок: Когда-то в далекие времена гора служила караульным бугром. На вершине стоял шалаш, а рядом висел котел с дегтем - это был своеобразный маяк. Если караульный видел кочевников, он поджигал котел с дегтем, и все жители разом поднимались по тревоге. А позднее граф Орлов на вершине этой горы построил высокую застекленную башню, где стали отдыхать путешественники.

Воспитатель: Ребята, а кроме природы в преданиях, легендах запечатлены и имена народных героев. И сегодня я вам расскажу об одном таком герое. Помните, я говорила вам о Степане Разине - борце за свободу, этакий Робин Гуд волжского края. И был у него друг Федор Шелудяк.

Что же произошло, почему один из утесов назван его именем.

 

Предание

Давным-давно то было, когда войско Степана Разина и Федора Шелудяка воевали за свободу с царскими войсками. И вот в одном бою неравные оказались силы, и туго пришлось Федору. Ранили его и захотели взять в плен. Забрался тогда он на высокую гору и встал у края пропасти, кровь стекала на камень из рассеченного виска, а внизу стояли царские войска и жгли костры. Но знал Шелудяк - живым он врагу не дастся. Кинулся вниз - навстречу дико засвистевшему ветру. Заликовали, обрадовались враги, но рано. Вдруг раздвинулся камень и бережно принял его в свои недра. Так спасла удальца Хозяйка Каменных гор. Но атаман не обрадовался избавлению, без солнца, без красавицы Волги стал он чахнуть. Так и погиб он. А хозяйка горы очень расстроилась и стала каждый день плакать и слезы ее стекали в каменную чашу. Помрачнел утес, и назвали его именем атамана. Так и появился Утес Шелудяк и углубление, которое люди назвали Каменной чашей.

Понравились вам легенды? Люди умирают, а песни, сложенные ими, живут в веках. Предания и легенды, созданные народом, бессмертны, как и сам народ. В них - память сердца, в них - завет грядущим поколениям.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Я буду очень рада, если оно вам понравилось, если легенды вас заинтересовали. И на следующих наших занятиях мы еще много чего узнаем о нашей малой Родине, о Самарском крае. Мы познакомимся с наиболее интересными местами Жигулей, узнаем про гору Верблюд, про гору Лепешка, про пещеру Степана Разина и братьев Греве и еще много чего интересного.


А в заключение нашего занятия я хочу, чтобы вы послушали стихотворе­ние Евгения Синицына «Берегите Россию».

Берегите Россию - нет России другой.

Берегите ее тишину и покой.

Это небо и солнце, этот хлеб на столе,

И родное оконце в позабытом селе...

Берегите Россию, без нее нам не жить.

Берегите ее, чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой.

Берегите Россию - нет России другой.

Л.Н. Толстой сказал: «Только тот может быть патриотом своей Родины, кто умеет ценить и любить природу родного края».

Цените, любите, берегите все то, что создала для нас матушка природа. И мы с ребятами хотим подарить детскому саду небольшую картину Айвазовско­го «Волга у Жигулевских гор».

И вам, ребята, я хочу подарить на память о нашем занятии небольшие по­дарки (календарики). Если вам доведется когда-то уехать далеко, или просто станет грустно, то закройте глаза и вспомните все, о чем мы сегодня говорили и эту песню, и тогда пройдет грусть и печаль.

(Звучит песня «Край ты мой любимый»).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект подгруппового логопедического занятия по постановке звука [Р] «День рожденья…

Конспект подгруппового логопедического занятия по постановке звука [Р] «День рожденья Р» для обучающихся 5-6 лет (К дню открытых дверей в ДОО)

Проект по художественно-эстетическому воспитанию с использованием нетрадиционных техник рисования с…

Проект по художественно-эстетическому воспитанию с использованием нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебный мир красок» Паспорт проектаСроки проведения: сентябрь 2022...

Сценарий досуга: «День матери в подготовительной группе»

Сценарий досуга: «День матери в подготовительной группе» Цель: Прививать любовь и уважение к маме, как к самому близкому и родному человеку. Задачи: Создание...

Читайте также

Лэпбук по развитию речи «Интерактивные пособия для дошкольников»

Лэпбук по развитию речи «Интерактивные пособия для дошкольников»

Влияние режима дня на адаптацию ребенка к детскому саду

Влияние режима дня на адаптацию ребенка к детскому саду Огромное влияние на самочувствие ребенка в новой для него обстановке, играет распорядок...

Проект в группе раннего возраста «Играем в сказку»

Проект в группе раннего возраста «Играем в сказку» Сроки выполнения проекта: краткосрочный с 14 марта – 26 марта. Тип – социальный, игровой. Участники проекта:...