Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему

«Знакомства детей со свойствами льда» с детьми старшей группы

Задачи: продолжать знакомить детей с качествами льда: гладкий, скользкий, холодный, если тонкий – то прозрачный; со свойствами – разбивается, иногда может гнуться, тает, превращается в воду, вода превращается в лед. Сравнить качества льда, стекла, дерева им похожи и не похожи. Лёд легче воды, он не тает, развивать логическое мышление.

Активизация словаря: качествами и свойствами льда, прилагательными в разных родах.

Материал: столы буквой «П» на каждого ребенка кусочек льдинки, тазик с водой предметы из разного материала, воск или парафин, сахар.

 

Ход занятия

Воспитатель: Дети, сегодня нам принесли письмо от мальчика негретёнка - «Здравствуйте дети»! Там, где я живу никогда не бывает зимы. Но ко мне приезжал Дед Мороз. Он привез мне льдинку, я так обрадовался: ведь никогда не видел лёд, положил его на стол, а утром встал – на столе – вода. Что случилось с льдинкой?

Воспитатель: Расскажите, что такое лёд и снег? Дети, давайте сначала расскажем ему о том, что такое зима, а потом о снеге и льдинках.

Воспитатель: Какое сейчас время года, месяц, какое погода?

Воспитатель: Что такое буран?

Воспитатель: А как по-другому можно назвать, когда идёт сильный снег с ветром?  

Дети: Вьюга, метель, непогода, пурга.

Воспитатель: Расскажите о зимних развлечениях, на чем вы катаетесь?

Рассказы детей, можно дать для описания картину «Зимние развлечения». Дать план списания.

Физкультминутка

Воспитатель: Предложить сесть за стол. Столы поставлены буквой «П», перед каждым ребенком – льдинки, предложить потрогать их. Что вы можете сказать холодный, прозрачный, может растаять в тепле, твердый, гладкий, разбивается, превращается в воду.

Воспитатель: Какие твердые тела вы ещё знаете?

Дети: стол, стул, кровать и.т.д.

Воспитатель: Они похожи твердостью, а они отличаются? Лёд тает

А они похожи?

Воспитатель: Дерево тоже может быть гладким, холодным. Давайте попробуем ударить лёд молотком. Что с ним случится?

Дети: Раскололась.

Воспитатель: Как еще можно по-другому сказать?

Дети: Разилась, разлетелось на мелкие кусочки, вдребезги, на осколки, это разбилась на тонкий лёд. (Внести толстый лёд)

Воспитатель: Почему они не разбиваются?

Дети: он не раскололся, потому что толстый.

Воспитатель: Где зимой бывает такой лёд?

Дети: На реке. По нему даже могут проезжать машины. Но всегда нужно быть очень осторожным на льду.

Воспитатель: Дети, а что ещё может расколоться на мелкие кусочки?

Дети: сахар, кирпич, стекло.

Воспитатель: Дети, дерево можно распилить, а можно ли распилить лёд? Можно попробовать распилить при детях дерево и лёд, посмотреть, что из этого получится.

Дети: выслушать ответы детей.

Воспитатель: Дети, давайте проведем эксперимент: положим сосульку на стульчик прижмем твердым предметом, а другой нами подвесим что-нибудь в тенечек оставим на время, а потом посмотрим, что случилось.  

Послушайте стихотворение про сосульки.

Однажды зимой бабуся Таня

По белой тропинке у дома гуляем.

Сосульки блестя, розовели в конце,

Над ними смеялось веселые солнце

Но бабушка видела просто и ясно

Ходить по тропинке у дома опасно.

Взяла и махнула метелкой,

сосульки упали, разбившись в осколки.

И жалобно Галя бабушка спросила:

«Зачем ты сосульки метелкой сбила?

Сосулькам то больно, послушай, бабуля,

Давай мы обратно прикрепим сосульки.»

Воспитатель: Дети можно ли обратно прикрепить сосульки? Почему?

Дети, как получится лёд?

Да, если поставить воду морозный день на улицу, то она превратиться в лёд.

А летом, где можно взять лёд?

Дети: в холодильнике.

Воспитатель: Сейчас мы разделимся на 2 команды и придумаем загадку о льде, у кого получится удачно и поможем его мальчику – негритянку, пусть он загадывает его своим друзьям и напишет нам ответ, пусть скажет по которой загадке догадался быстрее.

Придумывание загадки обоими подгруппами.

А я знаю такую загадку:

«Прозрачен, как стекло,

А не вставить в окно,

Мост, как синее стекло

Весело, светло».

Чем сравнивается лед в этой загадке? со стеклом.

Значит лед похож на стекло. А какое еще бывает стекло, т.е., чем они еще похожи со льдом.

Стекло тоже прозрачное, через него видно, оно разбивается на кусочки и бьется вдребезги.

Воспитатель: Стекло тоже гладкое, холодные. Чем они не похожи?

Лёд тает, стекло-нет, в стеклянную посуду можно налить жидкости в ледяную можно, но только пока оно не растаяло, холодную воду или молоко.

Как можно изменить слово «лёд» по – другому. Льдинка она маленькая. Лед большой. Ледок.

Назовите слово «лёд», чтобы в нем было 2 части. Составьте от слово «лёд» такое слово чтобы в нем было 3 части.

Дети: Ле-дя-ной.

Воспитатель: В сказке «Кот, петух и лиса», какая была избушка у лисы?

Дети: Ледяная.

Воспитатель: А у зайца?

Дети: Лубяная

Воспитатель: Про что можно сказать «ледяная», «ледяной», «ледяное»? Когда бывают сосульки? В какое время года? Откуда они берутся?

Дети: отвечают

Воспитатель: давайте посмотрим, что случилось с нашей льдинкой. Она согнулась. Значит, лед может в тепле сгибается. Дети лед в тепле что делает?

Дети: тает

Воспитатель: А вода на морозе?

Дети: превращается в лед.

Воспитатель: Значит, лед — это что?

Дети: Замёрзшая вода.

Физкультминутка

«Снег идет, замерзла речка

Но не мерзну я ничуть

Мне сосульки у крылечка – так и хочется лизнуть

Ах, сосульки – просто чудо!

Только мама говорит:

«Заболеешь ты простудой,

И рот сосульки не бери!

И сосульки не сосу я

Мне не хочется болеть.

Но скорее в дом несу я –

У огня сперва согреть».

Воспитатель: что же попробует этот мальчик? Воду.

А какие тела еще могут превращаться в жидкость? Если дети не отвечают, то воспитатель проводит опыт: взять кусочек сахара, положить его на ложку, нагреть, что получилось? Затем перелить содержимое в другую ложечку. Значит в жидкость может превратиться и сахар. В конце занятия посмотреть, что он опять превратился в леденец. Что еще может превратиться?

Показать опыт с воском (сахар и воск лежат на столе у воспитателя). Обратить внимание на них до вопроса воспитателя, какие еще тела могут превратиться в жидкость? Что еще из того, что лежит на столе? Можно положить стеклянные вещи, железные. Каким стал воск (или парафин). Мягким, его можно перелить, затем он опять твердит. Дети что из этих предметов утонет, а что нет? Почему лед в воде не тонет?

Воспитатель: Давайте положим в воду лед и сахар. Что с ним произойдет?

Дети: Они растают.

Я закину вами загадки для негритянке на следующем занятий мы напишем ему письмо, ваши рассказы и спросим, как его зовут, а то он не назвал себя, что мы узнали с вами о льдинках и о льде, расскажите сегодня об этом вашим мамам, бабушкам.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников

Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников Современная культура, объединяющая человечество, основана на общих ценностях, одной из которых является...

Дополнительная образовательная программа для детей 3-7 лет «Веселая математика»

Дополнительная образовательная программа для детей 3-7 лет «Веселая математика»

Дидактическая игра «Магазин «Продукты» с применением ТРИЗ-технологии

Дидактическая игра «Магазин «Продукты» с применением ТРИЗ-технологии Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к анализу строения объектов и их создания...

Читайте также

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в детском саду

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в детском саду Давно известно, что дошкольный возраст, это возраст познания и исследования ребенка мира, в...

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной группе по тематической неделе…

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной группе по тематической неделе «Осень в творчестве художников и поэтов»

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП для дошкольников старшей группы…

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП для дошкольников старшей группы Тема: «Стоит в поле теремок» Цель: закрепление пройденного материала. Программное содержание: Образовательные задачи: упражнять...