Конспект НОД «На что похожи овощи и фрукты»
(подготовительная группа)
Цель: Развитие образной речи детей.
Задачи:
- развивающие: развитие мышления детей на основе сравнения предметов;
- образовательные: расширение знаний о плодах; приобщение к художественной литературе; уточнение жанров художественной литературы; формирование понятий «сравнение», «эпитет»; обогащение словаря за счет литературных тропов; составление сложных предложений;
- воспитательные: формирование культуры речевого общения.
Материал: презентация по теме «Овощи – фрукты», предметные рисунки детей по данной лексической теме, репродукция картины П.П.Кончаловского «Яблоки на столе у печки», муляжи плодов, салфетка, шапочки плодов для театрализованной деятельности, музыкальное сопровождение, фрукты для угощения.
Ход
- Вы любите отгадывать загадки? Тогда внимание!
Но мы сегодня загадки будем не только отгадывать, но находить в них сравнения (т. е. на что предмет похож) и эпитеты (т.е. слова, которые рассказывают, какой предмет).
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок,
На ощупь очень гладкая,
На вкус, как сахар сладкая. (морковь)
Дети отгадывают. На экране появляется изображение-отгадка.
- С чем сравнивается морковь? Как вы думаете, почему?
В огороде желтый мяч,
Только не бежит он вскачь.
Он, как полная луна.
Вкусные в нем семена. (тыква)
- А здесь где сравнение? Почему тыква, как полная луна?
(похожа по форме и цвету)
Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (репка)
- Как вы догадались? На что похожа репка? Почему? Как мы скажем?
(репка, как колобок)
Это что за чудеса?
На траве лежит звезда!
Может это дивный сон?
Нет, ведь это… (патиссон)
- С чем сравнивается патиссон? Как мы скажем? (патиссон, как звездочка, как летающая тарелка. Сравнение по форме)
Удлиненный, как овал
Синий овощ этот.
Ждет, чтоб ты его назвал,
Различив по цвету. (баклажан)
- Попробуйте сами придумать загадки. А помогут вам в этом ваши рисунки. Называйте только слова, какой это предмет или на что он похож. Например: светло-зеленая, большая, зрелая, хрустящая, круглая, как голова. Что это? (капуста).
Дети загадывают.
- красный, спелый, сочный, круглый, горит, как фонарик.
- золотистый. горький, полезный, блестит, как золото.
- оранжевая, вытянутая, зрелая, сладкая, как мед.
- желтая, твердая, небольшая, круглая, как мяч.
- вытянутый, большой, плотный, фиолетовый, как чернила.
Динамическая пауза «Заготавливаем капусту».
Руками имитируем соответствующие действия.
- Мы капусту рубим! (прямыми напряженными ладонями имитируем движения топора вверх-вниз)
- Мы капусту режем! (энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)
- Мы капусту солим! (пальцы собраны «щепотью», «солим капусту»)
- Мы капусту жмем! (энергично сжимаем пальцы в кулаки то одновременно на двух руках, то поочередно)
- Мы морковку трем! (пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмические движения вверх-вниз по ладони другой руки. Затем меняем положение рук).
Отгадайте мою загадку:
- Румяное, наливное, круглое, ароматное. (яблоко)
Послушайте стихотворение Я. Акима «Яблоко» и скажите, какие эпитеты можно подобрать к слову яблоко.
Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
Дети называют эпитеты.
А вот стихотворение Ю. Коринец «Последнее яблоко».
Ветрами наземь сбитая, листва в саду шуршит,
А яблоко забытое на яблоне висит.
Скрипят деревья черные: «Ну падай же, пора!»
Но яблоко упорное опять висит с утра.
Висит оно, качается, и осень не кончается.
Какие здесь слова вы услышали? Какое яблоко? Почему упорное? Можно ли так сказать о человеке, упорный человек? Что это значит? ( человек, который добивается своей цели, не смотря на препятствия, на преграды)
Вот так поэты могут передать красоту самого простого предмета в своих произведениях.
А художники показывают красоту плодов в картинах. Давайте вспомним знакомую нам картину П.П. Кончаловского «Яблоки на столе у печки».
- Какая чудесная яркая картина! Что же делает её такой яркой? (яблоки)
- Какие они? (их много. Они разные: красные, желто-красные, румяные, сочные, есть крупные зеленовато-белые. Они спелые, вкусные, медовые.)
Художник любуется и восхищается красотой округлых форм, их спелостью и сочностью.
Игра «Определи на ощупь».
Дети подходят к столу, где лежат овощи, накрытые салфеткой.
Теперь представьте, что собрались однажды овощи вместе и заспорили, кто из них всех полезней. Стали они хвалиться, кто какой.
Игра «Похвались» (под музыку мяч по кругу)
- Кто из вас, из овощей, и вкуснее и нужней?
Кто от всех болезней будет всем полезней?
- Покажите, что вы самый важный и полезный овощ. (Дети надевают шапочку, обозначающую какой-либо овощ, по выбору. Обратить внимание на мимику, жесты, позу.)
Кабачок. Я свежий, большой, спелый, а какая из меня вкусная кабачковая икра.
Лук. Я крепкий, золотистый. Хоть и горький, но помогаю от всех болезней.
Чеснок. Я с резким запахом, но самый полезный, от всех отгоняю простуду.
Помидор. Я сочный, спелый, аппетитный, из меня делают томатный сок.
Огурец. А я молодой, свежий, бываю соленый, маринованный.
Свекла. Я спелая, сахарная, витаминная.
Капуста. Я хрустящая, самая полезная из всех овощей, а какая вкусная квашеная.
Морковь. Я самая красивая, сочная, из меня делают вкусный морковный сок.
Баклажан. Я крупный, красивый, фиолетовый, баклажанная икра из меня самая полезная.
Входит медицинская сестра, говорит о пользе овощей и фруктов.
Фруктовое угощение.
Читайте также |
---|
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему: «Путешествие…
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему: «Путешествие в сказочную страну» Программное содержание: Готовить детей к решению несложных математических задач. Закрепить знания...
Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру
Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру Тема моего мастер – класса «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста...
Дидактическая игра «Буквы и слова»
Дидактическая игра «Буквы и слова» Данная дидактическая игра способствует оперативному мышлению, обогащению словарного запаса у старших дошкольников, умению отличать согласные и...