Конспект НОД «На что похожи овощи и фрукты»

(подготовительная группа)

Цель: Развитие образной речи детей.

Задачи:

  • развивающие: развитие мышления детей на основе сравнения предметов;
  • образовательные: расширение знаний о плодах; приобщение к художественной литературе; уточнение жанров художественной литературы; формирование понятий «сравнение», «эпитет»; обогащение словаря за счет литературных тропов; составление сложных предложений;
  • воспитательные: формирование культуры речевого общения.

Материал: презентация по теме «Овощи – фрукты», предметные рисунки детей по данной лексической теме, репродукция картины П.П.Кончаловского «Яблоки на столе у печки», муляжи плодов, салфетка, шапочки плодов для театрализованной деятельности, музыкальное сопровождение, фрукты для угощения.

 

Ход

- Вы любите отгадывать загадки? Тогда внимание!

Но мы сегодня загадки будем не только отгадывать, но находить в них сравнения (т. е. на что предмет похож) и эпитеты (т.е. слова, которые рассказывают, какой предмет).

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок,

На ощупь очень гладкая,

На вкус, как сахар сладкая.     (морковь)

Дети отгадывают. На экране появляется изображение-отгадка.

- С чем сравнивается морковь? Как вы думаете, почему?                                            

В огороде желтый мяч,

Только не бежит он вскачь.

Он, как полная луна.

Вкусные в нем семена.    (тыква)

- А здесь где сравнение? Почему тыква, как полная луна?

(похожа по форме и цвету)

Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это?     (репка)

- Как вы догадались? На что похожа репка? Почему? Как мы скажем?

(репка, как колобок)

Это что за чудеса?

На траве лежит звезда!

Может это дивный сон?

Нет, ведь это…    (патиссон)

- С чем сравнивается патиссон? Как мы скажем? (патиссон, как звездочка, как летающая тарелка. Сравнение по форме)

Удлиненный, как овал

Синий овощ этот.

Ждет, чтоб ты его назвал,

Различив по цвету.    (баклажан)

- Попробуйте сами придумать загадки. А помогут вам в этом ваши рисунки. Называйте только слова, какой это предмет или на что он похож. Например: светло-зеленая, большая, зрелая, хрустящая, круглая, как голова. Что это? (капуста).

Дети загадывают.

- красный, спелый, сочный, круглый, горит, как фонарик.

- золотистый. горький, полезный, блестит, как золото.

- оранжевая, вытянутая, зрелая, сладкая, как мед.

- желтая, твердая, небольшая, круглая, как мяч.

- вытянутый, большой, плотный, фиолетовый, как чернила.

Динамическая пауза «Заготавливаем капусту».

Руками имитируем соответствующие действия.

- Мы капусту рубим! (прямыми напряженными ладонями имитируем движения топора вверх-вниз)

- Мы капусту режем! (энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)

- Мы капусту солим! (пальцы собраны «щепотью», «солим капусту»)

- Мы капусту жмем! (энергично сжимаем пальцы в кулаки то одновременно на двух руках, то поочередно)

- Мы морковку трем! (пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмические движения вверх-вниз по ладони другой руки. Затем меняем положение рук).

Отгадайте мою загадку:

- Румяное, наливное, круглое, ароматное. (яблоко)

Послушайте стихотворение Я. Акима «Яблоко» и скажите, какие эпитеты можно подобрать к слову яблоко.

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

Дети называют эпитеты.

А вот стихотворение Ю. Коринец «Последнее яблоко».

Ветрами наземь сбитая, листва в саду шуршит,

А яблоко забытое на яблоне висит.

Скрипят деревья черные: «Ну падай же, пора!»

Но яблоко упорное опять висит с утра.

Висит оно, качается, и осень не кончается.

Какие здесь слова вы услышали? Какое яблоко? Почему упорное? Можно ли так сказать о человеке, упорный человек? Что это значит? ( человек, который добивается своей цели, не смотря на препятствия, на преграды)

Вот так поэты могут передать красоту самого простого предмета в своих произведениях.

А художники показывают красоту плодов в картинах. Давайте вспомним знакомую нам картину П.П. Кончаловского «Яблоки на столе у печки».

- Какая чудесная яркая картина! Что же делает её такой яркой? (яблоки)

- Какие они? (их много. Они разные: красные, желто-красные, румяные, сочные, есть крупные зеленовато-белые. Они спелые, вкусные, медовые.)

Художник любуется и восхищается красотой округлых форм, их спелостью и сочностью.

Игра «Определи на ощупь».

Дети подходят к столу, где лежат овощи, накрытые салфеткой.

Теперь представьте, что собрались однажды овощи вместе и заспорили, кто из них всех полезней. Стали они хвалиться, кто какой.

Игра «Похвались» (под музыку мяч по кругу)

- Кто из вас, из овощей, и вкуснее и нужней?

Кто от всех болезней будет всем полезней?

- Покажите, что вы самый важный и полезный овощ. (Дети надевают шапочку, обозначающую какой-либо овощ, по выбору. Обратить внимание на мимику, жесты, позу.)

Кабачок. Я свежий, большой, спелый, а какая из меня вкусная кабачковая икра.

Лук. Я крепкий, золотистый. Хоть и горький, но помогаю от всех болезней.

Чеснок. Я с резким запахом, но самый полезный, от всех отгоняю простуду.

Помидор. Я сочный, спелый, аппетитный, из меня делают томатный сок.

Огурец. А я молодой, свежий, бываю соленый, маринованный.

Свекла. Я спелая, сахарная, витаминная.

Капуста. Я хрустящая, самая полезная из всех овощей, а какая вкусная квашеная.

Морковь. Я самая красивая, сочная, из меня делают вкусный морковный сок.

Баклажан. Я крупный, красивый, фиолетовый, баклажанная икра из меня самая полезная.

Входит медицинская сестра, говорит о пользе овощей и фруктов.

Фруктовое угощение.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему: «Путешествие…

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему: «Путешествие в сказочную страну» Программное содержание: Готовить детей к решению несложных математических задач. Закрепить знания...

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру Тема моего мастер – класса «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста...

Дидактическая игра «Буквы и слова»

Дидактическая игра «Буквы и слова» Данная дидактическая игра способствует оперативному мышлению, обогащению словарного запаса у старших дошкольников, умению отличать согласные и...

Читайте также

Патриотическое воспитание дошкольников

Патриотическое воспитание дошкольников (Из опыта работы воспитателя) Мы живём в историческое и сложное время, являемся современниками переломного момента, как в нашей стране...

Использование интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников

Использование интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников

Конспект по физическому развитию «Петушок»

Конспект по физическому развитию «Петушок» Вторая младшая группа Задачи: Образовательные: упражнять детей в ходьбе и беге всей группой за воспитателем; упражнять в ходьбе и беге...