Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Путешествие муравья Мурашека»

Тема. Количество и счет.

Образовательные задачи:

  • Познакомить с количественным составом числа 7;
  • Закрепить представление о цифре 7, знания о осенних месяцах и признаках осени.

Развивающие задачи:

  • Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, смекалку, зрительную память, воображение;
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к математическим занятиям, взаимопомощь, взаимоконтроль, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Демонстрационные материалы: коллаж «Осень», магнитная азбука – цифры, осенние листья с цифрами от 1 до 10, изображение муравейника, картинки муравьев – девочек и мальчиков, изображение цифры 7, шапочки ежика и муравья, конверт с задачами.

Раздаточный материал: карточки с точечным изображением цифры 7, цветные карандаши.

 

Ход занятия.

1. - Ребята, сегодня к нам в гости пришел необычный гость. А кто он, вы должны отгадать.

А теперь для вас, ребята,

Загадаю я загадку.

Знаю, знаю наперед,

Вы – смекалистый народ!

В лесу, у пня, суета, беготня.

Народ рабочий весь день хлопочет:

Себе дом строит.

Кто это? (Муравей)

(Входит печальный Муравей).

- Я - муравей Мурашек.

Живу в лесу густом.

Ребята, помогите отыскать мой дом!

В лесу, среди густой травы, окруженный таинственным лабиринтом с запутанными дорожками затерялся мой дом – муравейник. А мне очень нужно попасть домой.

Воспитатель: Ребята, почему же Мурашек такой печальный? (Ответы детей).

- Рассмотрите эту таблицу и скажите, приметы какого времени года зашифрованы здесь? А какие осенние месяцы вы знаете? Какой месяц наступит за сентябрем? А какой месяц наступает после октября? Какой месяц находится между месяцами сентябрь и ноябрь?

Так вот скоро двери муравейника закроются и останется Мурашек на улице. А впереди холодная зима! Нельзя дать ему погибнуть, надо отыскать его домик. Поможем, ребята, маленькому Мурашеку отыскать свой домик?

- А для этого мы с вами отправимся в лес. Темного леса не испугаетесь? А лесных жителей пугать не будете? Тогда в путь!

А в лес попасть легко!

Не надо ехать далеко:

Закрой глаза и сделай шаг,

Теперь в ладоши хлопни раз!

Над нами сеют небеса,

Везде одни только деревца.

Открой скорее ты глаза!

Вот мы и в лесу.

2. (На экране изображение леса).

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Все открой, не утаи,

Ты же видишь, мы – свои!

(На коврике лежат разноцветные осенние листья)

- Посмотрите, как прекрасна осень в лесу! А сколько листьев нападало. Листья эти не простые, на каждом своя цифра написана. Ветерок подул и перемешал их.

Вот так цифры, вот так чудо –

Перепутались повсюду.

Ты подумай, посмотри,

И на место их верни!

(Дети составляют числовой ряд и считают от 1 до 10 и обратно).

3. Ребята, мы продолжаем наш путь. Посмотрите, кто идет нам навстречу! (Ежик)

Давайте спросим у него, не знает ли он дорогу к муравейнику?

Ежик: Некогда мне с вами возиться! Вот задачки задали в лесной школе. Поможете решить их, покажу дорогу.

(Дети помогают Ежику решить задачи)

Ежик по лесу шел,

На обед грибы нашел:

2 под березой, 3 у осины.

Сколько их будет в плетеной корзине? (5)

 

Вот 8 зайчат по дорожке идут,

За ними вдогонку двое бегут.

Так сколько ж всего по дорожке лесной

Торопится в школу зайчишек зимой? (10).

 

3 яблока из сада зайчик притащил.

Самое румяное белке подарил.

С радостью подарок получила белка.

Сосчитайте яблоки у зайчика в тарелке! (2).

Ежик: Спасибо, ребята. Я покажу вам дорогу к муравейнику.

Воспитатель: А вот и муравейник. Посмотрите, ребята, какой он?

4. Физминутка «Муравейник на поляне».

Муравейник на поляне ночью крепко спит.

А, как солнце заиграет, муравьишки выбегают:

Лапками перебирают, и головками качают.

Муравьишек ровно 5: 1-2-3-4-5!

Очень дружные они!

Ты, дружок, их береги.

5. (На доске изображение муравейника).

муравейник 

Воспитатель: Ребята, давайте мы опишем муравейник: какой он? (Большой, высокий, красивый…)

На что похож домик муравьев? (На горку, на кучу, на шапку, на коробочку конфет).

Давайте сосчитаем, сколько в нем этажей .

А теперь будьте внимательны и посчитайте, сколько квартир на 1 этаже? На 2? На 4?

Давайте сравним 1 и 3 этажи. На каком этаже больше квартир? На каком меньше?

Почему на верхнем этаже квартир меньше, а на нижнем больше? (Вверху узкий, а внизу широкий).

На какую геометрическую фигуру похож муравейник? (На треугольник).

6. Ребята, у каждого муравья своя квартира. Наш Мурашек живет на первом этаже в квартире номер 7. Давайте отыщем его квартиру. (Дети находят и показывают).

А где еще мы встречали число 7? (сказка «Волк и семеро козлят», 7 дней в неделе, 7 нот в музыке, пословица «Семеро одного не ждут», 7 чудес света).

А как можно получить число 7? (На первом этаже муравейника дети показывают состав числа 7,расселяя муравьев – девочек и мальчиков по квартирам).

7. А какой цифрой будет обозначена квартира Мурашека? (7).

Знакомство с цифрой 7 : как выглядит? На что похожа? Поиск цифры 7 среди других цифр магнитной азбуки, обведение по точкам, штриховка цветными карандашами.)

 Конспект занятия

8. Вот Мурашек и дома, ребята. Теперь ему не страшна зима. И нам пора домой.

До свидания, старый лес,

Полный сказок и чудес.

Подружились мы с тобой,

Нам теперь пора домой!

 

Использованная литература:

1. Т.М.Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ». ИП Лакоценина,2012г.

2. Н.В.Лободина «Комплексные занятия по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Подготовительная группа». Издательство»Учитель», 2012г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Интегрированное занятие из цикла «В старину в Отечестве нашем» «Русские…

Интегрированное занятие из цикла «В старину в Отечестве нашем» «Русские богатыри» (Старший возраст) Цель: Создать условия для формирования представлений о Русских богатырях. Задачи: Воспитывать гордость...

Аппликация из комбинированного материала: креповой и цветной бумаги в старшей…

Аппликация из комбинированного материала: креповой и цветной бумаги в старшей группе «Ёлочка нарядная в гости к нам пришла!» Цель: создание условий для...

«Профессия педагога. Её значение в современном обществе»

«Профессия педагога. Её значение в современном обществе» Размышляя на тему «Значение профессии педагога в современном обществе», я задаю себе вопрос: «А...

Читайте также

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Домашние животные»

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Домашние животные» Цель: формировать у детей знания о домашних животных. Задачи: 1. Закрепить знания о домашних животных...

Экспериментальная деятельность в первой младшей группе. Тема: «Чудеса со снегом»

Экспериментальная деятельность в первой младшей группе Тема: «Чудеса со снегом» Возрастная группа 2-3 года. Цель: Познакомить детей с новыми свойствами снега: тает, окрашивается. Задачи: Образовательные: Познакомить с новыми свойствами снега: в...

Дидактическая игра «Волшебный круг» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии

Дидактическая игра «Волшебный круг» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии Цель: освоение детьми базовой модели ТРИЗ «Объект – Имя признака – Значение имени признака». Задачи: -...