Конспект открытого занятия по подготовке к грамоте в подготовительной группе МБДОУ «Ромашка»
Тема: «Звук и буква «М» чтение слогов, слов, ударение»
Программное содержание:
- Способствовать развитию звукобуквенного анализа;
- Способствовать развитию фонематического слуха;
- Познакомить со звуком «М» как согласным звуком и его условным обозначением –синий квадрат;
- Учить обозначать на схеме место звука «М» в слове, используя условное обозначение – синий квадрат;
- Учить отгадывать загадки, развивать внимание, мышление. Учить понимать поэтические сравнение лежащие на основе загадки;
- Учить интонационно выделять звук «М» в словах (морковь, муха, матрешка);
- Познакомить с печатным написанием буквы «М»;
- Учить детей писать печатную букву «М», используя образец;
- Учить читать слоги Ма, Мо, Му, Мы, МЭ.
- Учить определять первый слог в словах и соединять предмет со слогом.
- Учить читать слова из пройденных букв - мама, мыло;
- Учить проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, согласные;
- Познакомить с ударением и его обозначением.
- Учить выделять в слове ударный слог и ударные гласные;
- Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- Формировать навык самоконтроля и самооценки;
Материал к занятию:
- Трафарет печатной буквы «М», соответствующие рисунки к заданиям, маска королевы, мягкая игрушка Мишка.
Предварительная работа:
- Поворот гласных и согласных, разучивание стихотворений, физминутки .
Воспитатель: Ребятки сегодня я хочу вас пригласить в сказочное царство, где живут звуки и буквы, но прежде чем попасть в это царство вы должны закрыть глаза и произнести заветные слова:
Дети: Здравствуй мудрая страна,
Что отсюда не видна
Явись из ниоткуда,
Пусть совершится чудо.
Встань на пути
Нас к себе впусти
(перевоплощаюсь)
Королева: Здравствуйте дети откройте глаза
Я королева букв
Вы оказались в моем сказочном царстве где живут звуки и буквы.
Одни звуки и буквы носят красное платье и их можно легко пропеть
Королева: как они называются?
Дети: Гласные
Королева: Другие носят синее платье при произношении , встречают преграду. Какие это звуки?
Дети: Согласные
Королева: Я слышала, что вы уже изучили 5 гласных звуков и букв какие?
Дети: А, О, У, Ы, Э.
И одну согласную какую?
Дети: Я.
Королева: А сегодня я вас познакомлю с новым звуком и буквой.
Откройте ваши сказочные тетради, я вам загадаю загадки. Вы должны будете найти и назвать отгадки к загадкам на рисунке.
Королева загадывает загадки:
1. Целый день летает
Всем надоедает
Ночь настанет
Тогда перестанет (Муха)
2. Красный нос в землю врос
А зеленый хвост снаружи
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос (Морковь)
3. Ростом разные подружки
Но похожи друг на дружку
Все они сидят в друг в дружке. (Матрешка)
Молодцы ребята еще раз назовите эти слова, четко произнося четкий звук
Дети: Мматрешка, мморковь, ммуха
Королевава: назовите первый звук в этих словах.
Дети: М
Запомните ребята этот звук то, он произносится так «М», а если буква то «Эм».
Как вы думаете какой это звук и буква
Дети: согласный.
Почему?
Дети: Потому что при его произношении воздух, выходящий из рта, встречает преграду в виде губ.
Королева: молодцы.
Королева: А теперь поиграем в игру «Определи место звука в слове».
Я узнаю умеете ли вы определять место звука в слове.
Нужно будет определять место звука М в названиях нарисованных предметов.
Нарисовать синий квадрат в соответствующем месте в прямоугольниках под картинами.
Королева: Где нарисовали квадрат в прямоугольнике под изображением молотка?
Дети: В начале прямоугольника.
Королева: Почему
Дети: Потому что звук М стоит в начале слова.
Королева: Где нарисовали квадрат в прямоугольнике под изображением ромашки?
Дети: В середине, потому что М в слове ромашка слышится в середине.
Королева: Где нарисовали синий квадрат в прямоугольнике под изображением дома?
Дети: В конце, потому что звук М в слове дом слышится в конце.
Королева: Молодцы и с этим заданием вы справились.
Стук в дверь.
Входит мишка предлагает поиграть «Мишка косолапый» физкультминутка.
Королева: Ребята кто к нам пришел.
Дети Мишка.
Королева: А в слове Мишка есть звук М где он стоит
Дети: В начале слова.
Дети выполняют движения соответственно тексту стихотворения.
Мы пойдем на носках
Мы пойдем на пятках
Мы идем как все ребятки
Раз-два, раз-два (темп быстрый)
И как мишка косолапый
Раз-два, раз-два (темп медленный)
Королева: Ребятки мишке очень вы понравились он не хочет от вас уходить хочет посмотреть, как вы занимаетесь, оставим его в гостях?
Дети: Да.
Мишка предлагает вам свою игру «Слоговые домики» задание №3 работаем в тетрадях.
Королева: Буква ЭМ написана в левом уголке, в правом ее шуточное изображение
Королева: Читает стихотворение И. Блюмкина.
Буква Эм известна всем
Посмотри, как палочки
Прочно держат галочку.
В каждом окошечке нужно будет написать печатную букву ЭМ и соединить
Королева: Мишка, а ты сам умеешь читать слог.
Мишка: нет
Королева: А вот наши дети умеют
Королева: Давайте ребята покажем мишке, как мы умеем соединять слоги
Дети: Ма, Му, Мы.
Королева: Молодцы.
Королева. Ребята посмотрите на картинку, что изображено на ней.
Дети: Мухомор, мыло, машина.
Королева: Нужно определять первый слог в названиях, нарисованных предметов и соединять с соответствующим слоговым домиком.
н/р Машину со слогом Ма,
мухомор с Му,
мыло с Мы.
Молодцы и с этим заданием вы справились
Королева: А сейчас мы будем учиться читать первые слова
А вы знаете, что когда слоги соединяются вместе они образуют слово. Послушайте в слове мама слоги произносятся одинаково или нет
Дети: Нет, первый слог произносится более протяжно
Королева предлагает 3-4 детям, произносится слово мама, выделяя первый слог.
Королева: А вы знаете слог, который в слове произносится протяжнее называется ударным слогом, над ним ставится значок, который называется ударение (обращает внимание детей на значок над буквой А в слове мама).
Королева: Ты мишка слушай, а мы сейчас будем читать.
Давайте ребята прочитаем написанные слова (мама, мыло).
Королева: Какие Мишка слоги соединялись вместе, чтобы получилось слово мама.
Мишка: Мы-мы
Королева: ребята Мишка прав?
Дети: нет.
Королева: А какие слоги соединялись вместе.
Дети: Ма-ма
Королева: Правильно, Миша у нас совсем не грамотный и не умеет читать.
Королева: Ну-ка Денис соедини другие слоги какое у нас получится слово.
Дети: мыло.
Королева: Какой слог мы произносим в этом слове более протяжно.
Дети: Мы.
Королева: Молодцы. Мне очень понравились ваши ответы с каким новым звуком и буквой мы сегодня познакомились?
Дети: со звуком М и буквой Эм.
Еще чему научились. Научились соединять, два слово и получилось что?
Дети: слово.
Дети: научились находить ударный слог.
Королева: Молодцы ребята! В этом году вы пойдете в школу и будете уже уметь читать. Желаю вам доброго пути.
А теперь вам нужно будет снова вернуться домой из моей страны нужно закрыть глаза и произнести заветные слова;
До свидания мудрая страна
Что отсюда не видна
Явись из ниоткуда
Пусть совершится чудо
Встань на пути
И нас домой верни!
(перевоплощаюсь).
Ребята вот мы и вернулись в свою группу. Путешествие в сказочное царство было интересным и увлекательным.
Читайте также |
---|
Работа с неговорящими детьми с задержкой психического развития
Работа с неговорящими детьми с задержкой психического развития Проблема помощи неговорящим детям с задержкой психического развития с целью их социальной адаптации...
Страх "открытой воды" или почему ребенок боится купаться в море?…
Страх "открытой воды" или почему ребенок боится купаться в море? Аннотация: Занимаясь плаванием в бассейне, аккуратно адаптируя ребёнка к воде, мы...
Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру
Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру Тема моего мастер – класса «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста...