Конспект открытого занятия по подготовке к грамоте в подготовительной группе МБДОУ «Ромашка»

Тема: «Звук и буква «М» чтение слогов, слов, ударение»

Программное содержание:

  • Способствовать развитию звукобуквенного анализа;
  • Способствовать развитию фонематического слуха;
  • Познакомить со звуком «М» как согласным звуком и его условным обозначением –синий квадрат;
  • Учить обозначать на схеме место звука «М» в слове, используя условное обозначение – синий квадрат;
  • Учить отгадывать загадки, развивать внимание, мышление. Учить понимать поэтические сравнение лежащие на основе загадки;
  • Учить интонационно выделять звук «М» в словах (морковь, муха, матрешка);
  • Познакомить с печатным написанием буквы «М»;
  • Учить детей писать печатную букву «М», используя образец;
  • Учить читать слоги Ма, Мо, Му, Мы, МЭ.
  • Учить определять первый слог в словах и соединять предмет со слогом.
  • Учить читать слова из пройденных букв - мама, мыло;
  • Учить проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, согласные;
  • Познакомить с ударением и его обозначением.
  • Учить выделять в слове ударный слог и ударные гласные;
  • Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки;

Материал к занятию:

  • Трафарет печатной буквы «М», соответствующие рисунки к заданиям, маска королевы, мягкая игрушка Мишка.

Предварительная работа:

  • Поворот гласных и согласных, разучивание стихотворений, физминутки .


Воспитатель: Ребятки сегодня я хочу вас пригласить в сказочное царство, где живут звуки и буквы, но прежде чем попасть в это царство вы должны закрыть глаза и произнести заветные слова:

Дети: Здравствуй мудрая страна,

Что отсюда не видна

Явись из ниоткуда,

Пусть совершится чудо.

Встань на пути

Нас к себе впусти

(перевоплощаюсь)

Королева: Здравствуйте дети откройте глаза

Я королева букв

Вы оказались в моем сказочном царстве где живут звуки и буквы.

Одни звуки и буквы носят красное платье и их можно легко пропеть

Королева: как они называются?

Дети: Гласные

Королева: Другие носят синее платье при произношении , встречают преграду. Какие это звуки?

Дети: Согласные

Королева: Я слышала, что вы уже изучили 5 гласных звуков и букв какие?

Дети: А, О, У, Ы, Э.

И одну согласную какую?

Дети: Я.

Королева: А сегодня я вас познакомлю с новым звуком и буквой.

Откройте ваши сказочные тетради, я вам загадаю загадки. Вы должны будете найти и назвать отгадки к загадкам на рисунке.

Королева загадывает загадки:

 

1. Целый день летает

Всем надоедает

Ночь настанет

Тогда перестанет (Муха)

 

2. Красный нос в землю врос

А зеленый хвост снаружи

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос (Морковь)

 

3. Ростом разные подружки

Но похожи друг на дружку

Все они сидят в друг в дружке. (Матрешка)

 

Молодцы ребята еще раз назовите эти слова, четко произнося четкий звук

Дети: Мматрешка, мморковь, ммуха

Королевава: назовите первый звук в этих словах.

Дети: М

Запомните ребята этот звук то, он произносится так «М», а если буква то «Эм».

Как вы думаете какой это звук и буква

Дети: согласный.

Почему?

Дети: Потому что при его произношении воздух, выходящий из рта, встречает преграду в виде губ.

Королева: молодцы.

Королева: А теперь поиграем в игру «Определи место звука в слове».

Я узнаю умеете ли вы определять место звука в слове.

Нужно будет определять место звука М в названиях нарисованных предметов.

Нарисовать синий квадрат в соответствующем месте в прямоугольниках под картинами.

Королева: Где нарисовали квадрат в прямоугольнике под изображением молотка?

Дети: В начале прямоугольника.

Королева: Почему

Дети: Потому что звук М стоит в начале слова.

Королева: Где нарисовали квадрат в прямоугольнике под изображением ромашки?

Дети: В середине, потому что М в слове ромашка слышится в середине.

Королева: Где нарисовали синий квадрат в прямоугольнике под изображением дома?

Дети: В конце, потому что звук М в слове дом слышится в конце.

Королева: Молодцы и с этим заданием вы справились.

Стук в дверь.

Входит мишка предлагает поиграть «Мишка косолапый» физкультминутка.

Королева: Ребята кто к нам пришел.

Дети Мишка.

Королева: А в слове Мишка есть звук М где он стоит

Дети: В начале слова.

Дети выполняют движения соответственно тексту стихотворения.

 

Мы пойдем на носках

Мы пойдем на пятках

Мы идем как все ребятки

Раз-два, раз-два (темп быстрый)

И как мишка косолапый

Раз-два, раз-два (темп медленный)

 

Королева: Ребятки мишке очень вы понравились он не хочет от вас уходить хочет посмотреть, как вы занимаетесь, оставим его в гостях?

Дети: Да.

Мишка предлагает вам свою игру «Слоговые домики» задание №3 работаем в тетрадях.

Королева: Буква ЭМ написана в левом уголке, в правом ее шуточное изображение

Королева: Читает стихотворение И. Блюмкина.

Буква Эм известна всем

Посмотри, как палочки

Прочно держат галочку.

В каждом окошечке нужно будет написать печатную букву ЭМ и соединить

Королева: Мишка, а ты сам умеешь читать слог.

Мишка: нет

Королева: А вот наши дети умеют

Королева: Давайте ребята покажем мишке, как мы умеем соединять слоги

Дети: Ма, Му, Мы.

Королева: Молодцы.

Королева. Ребята посмотрите на картинку, что изображено на ней.

Дети: Мухомор, мыло, машина.

Королева: Нужно определять первый слог в названиях, нарисованных предметов и соединять с соответствующим слоговым домиком.

н/р Машину со слогом Ма,

мухомор с Му,

мыло с Мы.

Молодцы и с этим заданием вы справились

Королева: А сейчас мы будем учиться читать первые слова

А вы знаете, что когда слоги соединяются вместе они образуют слово. Послушайте в слове мама слоги произносятся одинаково или нет

Дети: Нет, первый слог произносится более протяжно

Королева предлагает 3-4 детям, произносится слово мама, выделяя первый слог.

Королева: А вы знаете слог, который в слове произносится протяжнее называется ударным слогом, над ним ставится значок, который называется ударение (обращает внимание детей на значок над буквой А в слове мама).

Королева:  Ты мишка слушай, а мы сейчас будем читать.

Давайте ребята прочитаем написанные слова (мама, мыло).  

Королева: Какие Мишка слоги соединялись вместе, чтобы получилось слово мама.

Мишка: Мы-мы

Королева: ребята Мишка прав?

Дети: нет.

Королева: А какие слоги соединялись вместе.

Дети: Ма-ма

Королева: Правильно, Миша у нас совсем не грамотный и не умеет читать.

Королева: Ну-ка Денис соедини другие слоги какое у нас получится слово.

Дети: мыло.

Королева: Какой слог мы произносим в этом слове более протяжно.

Дети: Мы.

Королева: Молодцы. Мне очень понравились ваши ответы с каким новым звуком и буквой мы сегодня познакомились?

Дети: со звуком М и буквой Эм.

Еще чему научились. Научились соединять, два слово и получилось что?

Дети: слово.

Дети: научились находить ударный слог.

Королева: Молодцы ребята! В этом году вы пойдете в школу и будете уже уметь читать. Желаю вам доброго пути.

А теперь вам нужно будет снова вернуться домой из моей страны нужно закрыть глаза и произнести заветные слова;

До свидания мудрая страна

Что отсюда не видна

Явись из ниоткуда

Пусть совершится чудо

Встань на пути

И нас домой верни!

(перевоплощаюсь).

Ребята вот мы и вернулись в свою группу. Путешествие в сказочное царство было интересным и увлекательным.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Работа с неговорящими детьми с задержкой психического развития

Работа с неговорящими детьми с задержкой психического развития Проблема помощи неговорящим детям с задержкой психического развития с целью их социальной адаптации...

Страх "открытой воды" или почему ребенок боится купаться в море?…

Страх "открытой воды" или почему ребенок боится купаться в море? Аннотация: Занимаясь плаванием в бассейне, аккуратно адаптируя ребёнка к воде, мы...

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру Тема моего мастер – класса «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста...

Читайте также

Мастер класс «Богатый урожай»

Мастер класс «Богатый урожай» Овощи и фрукты приносят в дом здоровье в любое время года. И конечно же, чем их больше...

Нрaвственнoе вoспитание дoшкoльников

Нрaвственнoе вoспитание дoшкoльников Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и кoнкретного обществa. Мехaнизм нравственного вoспитания:(знания и представления) +...

Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по теме «Развитие…

Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по теме «Развитие труда» с применением ТРИЗ-технологии Цель: формирование уважительного отношения к результатам труда человека...