«Ознакомление дошкольников с природой»

Чувство любви к природе можно воспитывать, если знакомить ребенка с её тайнами, вместе с ним разгадывать их, показывать ему интересное в жизни растений и животных, учить его наслаждаться природой: запахом цветущих трав, красотой цветов. Заинтересовавшись природой, ребенок полюбит её, захочет узнать о ней больше. Основной способ знакомства с природой – это непосредственное наблюдение за растениями и животными. Наблюдения должны быть кратковременными, но частыми.

 

Для ознакомления детей с выращиванием растений проводятся экскурсии к месту посадки деревьев. Во время экскурсий в парке, на улице или в сквере им показывают весеннюю посадку деревьев, рассказывают, для чего их сажают, обращают внимание на необходимость бережного обращения с саженцами. Очень полезно привлечь детей к посадкам деревьев на участке детского сада. Они могут поддерживать ствол деревца во время посадки, подсыпать землю в лунки, поливать посаженные растения. Надо показать, как ухаживать за деревьями (обрезка веток, обмазка известью стволов, борьба с вредителями). Во время цветения плодовых деревьев будет целесообразным провести экскурсию во фруктовом саду. Обращают внимание на красоту цветущего сада. Можно вспомнить несколько строк из стихотворения Н. Некрасова: «Зелёный шум» или «Как молоком облитые стоят сады вишневые». Надо показать детям как цветут деревья. Остановиться около яблони, наклонить ветку, чтобы рассмотреть бутоны и понюхать бледно-розовые цветки. Затем следует таким же образом ознакомить детей с грушей (цветки белые, сидят пучками) и вишней (ветки тонкие, цветки меньше, чем у яблони и груши). Следует напомнить, что все эти деревья посадили люди, они заботятся о саде, ухаживают за ним. В средней группе для ознакомления детей с ростом и развитием растений проводят несколько экскурсий по цветнику, огороду и саду. Во время экскурсий обращают внимание на изменения в росте растений, на появление цветов и плодов, на увеличение корней. При этом оценивают уход детей за растениями.

 

В старшей группе для того, чтобы дети получили представление о выращивании злаковых (ржи, овса, кукурузы, пшеницы) организуют несколько экскурсий в поле, на огородный участок. Одну из экскурсий проводят во время цветения ячменя. Обращают внимание детей на величину, простор и красоту поля. Следующую экскурсию организуют во время пожелтения ячменя. Детям задают вопрос: «Какого цвета были колосья на прошлой экскурсии, какими они стали теперь?». Рассматривают колосья, отмечают, что желтые твердые зерна в них - это признак созревания. Проводится наблюдение за тем, как комбайн жнет и обмолачивает колосья, как и куда ссыпается зерно, обращают внимание за тем, кто управляет всем этим процессом.

 

Для детей подготовительной группы, в целях ознакомления с полевыми культурами и их уборкой, также организуют несколько экскурсий в поле, где растут ячмень и пшеница. Первую экскурсию на поле проводят, когда она колосится. Дети рассматривают растения. Второй раз детей приводят на поле во время цветения растений. Отмечают, что ячмень вырос высокий, так как семена посеяли в рыхлую, хорошо удобренную землю. Обращают внимание детей на то, что там, где растут сорняки, колосья развиты плохо. Последнюю экскурсию проводят во время уборки урожая. Детям показывают работу машин и труд комбайнеров. На данном этапе целесообразно расспросить детей, о том какую работу выполняют по их мнению комбайнеры (скашивают пшеницу, обмолачивают колосья, очищают зерно). Пояснить детям, что готовое зерно из комбайна подается через рукав на машины и машины увозят его в зернохранилище. Рассказать, что прежде, когда не было машин, всю работу земледельцы выполняли вручную. Труд был очень тяжелым. Теперь машины помогают собирать урожай быстрее. С экскурсии хорошо принести несколько растений (ячменя, овса, пшеницы) для дальнейшего рассмотрения и приготовления гербария. На экскурсии в сад дети наблюдают, как после цветения развиваются плоды на деревьях и кустарниках, как люди собирают плоды. К сбору опавших плодов можно привлечь и детей.

 

Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, с изменениями, происходящими в ней в разное время года. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней воспитывают в дошкольниках лучшие черты характера: трудолюбие, уважение к труду взрослых, патриотизм. В решении задач ознакомления детей с природой, воспитании любви к ней помогает уголок живой природы в детском саду.

 

Работа в уголке природы проводится ежедневно, в часы, отведенные для труда. Организация труда зависит от их возраста. В первой младшей группе дети только наблюдают, как воспитатель ухаживает за растениями, во второй младшей группе они сами участвуют в этой работе. В средней группе дети выполняют отдельные поручения воспитателя. В старшей группе их выполняют дежурные под наблюдением воспитателя. В подготовительной группе, кроме дежурств, дети ведут индивидуальные наблюдения за растениями. Во время труда на земельном участке при поливке, рыхлении, дети знакомятся с различными свойствами почвы (сухая, влажная), наблюдают за появлением всходов, развитием листьев, цветков, плодов. Особенно важно сосредоточить внимание на изменении растений в процессе развития его съедобных частей: корней у корнеплодов, луковиц, у лука, листьев у капусты, плодов у томата, семян у гороха. Интересно пронаблюдать усложнение формы побегов у гороха, прикрепление их к опоре. Когда горох начинает клониться в сторону, можно предложить присмотреться к растению и сказать, что изменилось: «Горох начал спускаться к земле» - говорят дети. «А почему он начал опускаться?». Если дети затрудняются ответить, можно предложить рассмотреть стебель кукурузы и сравнить его со стеблем гороха. Они быстро делают вывод: у кукурузы стебель толстый и она стоит прямо, а у гороха тоненький, поэтому он наклонился. При прополке дети учатся отличать культурные растения от сорняков.

 

У всех растений, помещаемых в уголке природы, должны быть ярко выраженные признаки. Нужно также учитывать возрастные особенности детей. Для младшей и средней групп – растения наиболее типичные по строению. В старшей и подготовительной группах, кроме выше названных, должны быть растения, у которых типичные признаки выражены менее ярко. Например растения, имеющие не только зеленую окраску листвы. Комнатные растения не только предоставляют возможность для организации интересной и содержательной воспитательно-образовательной работы с детьми. Они оздоровляют микроклимат помещения, в котором находятся дети: увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом. Для ухода за растениями уголка природы в группе требуется инвентарь: лейки, тазы, клеенка, тряпочки, палочки для рыхления земли.

 

Во второй младшей группе дети должны знать названия двух, трех растений, уметь называть их части (цветок, лист, стебель, корень), знать основные растительные группы (деревья, кустарники, цветы, травы). Знакомить детей рекомендуется с такими растениями: примула, бегония, герань, бальзамин, растениями с широкими плотными листьями (аспидистра, фикус). Дети должны поливать растения под руководством воспитателя, уметь правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно, протирать широкие плотные листья влажной тряпочкой.

 

В средней группе дети систематически привлекаются к выполнению трудовых поручений. Здесь уже вводят элементы разделения труда: один ребенок поливает растение, второй протирает листья или горшок для другого растения. В большей степени, чем в младшей группе, воспитатель стремится сочетать труд детей с наблюдениями. Например, предлагает назвать, у какого растения появились новые листья или цветы. Дети этой группы должны знать названия четырех – пяти растений (в их числе растения для младшей группы, к которым добавляются кустообразные растения, такие как герань и бальзамин). На данном этом этапе дети должны уметь называть части растения, а также уметь описывать их в общем (форму листьев, вид стебля). Важно также научить детей отличать политые и не политые растения по состоянию почвы. Познакомить воспитанников с правилом: после поливки растений, в лейки надо наливать воды и оставлять ее до следующего дня. Использовать дидактические игры с растениями и их изображениями на картинках. В играх следует упражнять детей в описании растений, учить называть их отличительные признаки.

 

В старшей группе уход за растениями организуют в форме дежурства. Чтобы в процессе дежурства дать детям больше времени для наблюдения за растениями, дежурство в старшей группе целесообразно организовать в течении двух-трех дней, не только в первую половину дня, чтобы дети не уставали. Во второй половине дня лучше использовать индивидуальные поручения.

 

Для уголка природы подбирают растения, которые привлекали бы внимание детей, вызывали радостные эмоции. К ним прежде всего относятся цветущие растения (бальзамин, бегония, фуксия, герань). Детей этой группы знакомят с разными формами стеблей комнатных растений (прямостоящими, свисающими, вьющимися – такими, как фикус, традесканция, колеус, комнатный виноград), с различной расцветкой и формой листьев (традесканция с зелеными и пестрыми листьями, различные виды бегоний). В уголке живой природы следует держать растения, требующие различного ухода: редкой поливки (алоэ), частой поливки (колеус, примула), поливки только в поддон (луковичные, амариллис), растения, требующие мытья листьев тряпочкой, опрыскивания из пульверизатора (аспарагус). В старшей группе надо обратить внимание детей на то, что осенью и зимой растения почти не растут, многие из них не цветут и поэтому их следует поливать реже. С наступлением весны дети видят, что растения начинают расти, и в силу этого наблюдения, детей целесообразно подвести к выводу, что в это время растения следует поливать чаще. Обязательно надо подчеркнуть коллективную значимость труда детей (все потрудились – растения стали красивыми – будут лучше расти). Во время рассматривания растений надо обратить внимание детей на внешний вид растения, подчеркнуть его привлекательность. Например, спросить у воспитанников какое из растений самое красивое: предложить детям рассказать о нем, рассмотреть его.

 

У детей подготовительной к школе группы, в результате накопленных знаний о комнатных растениях и опыта ухода за ними интерес к ним становится более устойчивым. Поэтому надо привлекать детей к выполнению более сложных и длительных видов ухода за растениями (в течении нескольких дней и даже недель). Целесообразным будет подобрать быстрорастущее растение, такое, у которого неожиданно для ребят могут развиться бутоны (кактус, амараллис). Чтобы поддержать интерес детей к работе, следует систематически контролировать их, спрашивать, как развиваются растения, не появилось ли у них что-либо новое и при надобности лично обращать внимание на изменения. Например, обратить их внимание, что листья герани в зимнее время поворачиваются к свету, таким образом подвести воспитанников к выводу, что некоторым растениям мало света, значит их следует перенести в более светлое место. Не стоит забывать о развитии мышления у детей. В этой связи следует познакомить детей с более прихотливыми растениями, требующими сложного ухода (бегония, алоэ, туя, хлорофитум, сансевьера). Дети группы помогают при пересадке растения: подбирают горшок нужного размера, готовят песок и почву. Черенкуют растения и выращивают черенки. Удобряют растения раствором.

 

В конце февраля в уголок природы дети приносят с прогулок ветки. Если ветки поместить в теплую воду, они быстро начнут распускаться. В младшей и средней группах можно таким образом «посадить» ветки тополя или сирени. После этого дать задание детям пронаблюдать, как будут видоизменяться ветки. В беседе обратить внимание, как выглядели ветки до и после помещения в теплую воду. Под руководством воспитателя дети отмечают, как набухают почки, как они сбрасывают чешуйки, как в конечном итоге распускаются листья. Для этих целей также хорошо подойдут ветки с цветочными почками (ива, верба).

 

В конце зимы и начале весны в уголках природы всех возрастных групп проводятся посевы семян и посадка луковиц. Землю для зимне-весенних посевов и посадок готовят накануне дня посадочных работ. В младших и средних группах это делает воспитатель, в старших – дежурные. Для посевов и посадок подготавливаются ящики (по одному на стол), либо коробочки из плотной бумаги, которые устанавливают на поддоне.

 

После появления ростков, их высаживают на участке. Перед посевами и посадками, нужно отобрать посевной материал. Луковицы нужны среднего размера, ровные. Накануне их кладут в емкость и заливают теплой водой, после остывания ее сливают. Перед самым занятием у луковиц срезают верхушку (примерно пятую часть). В этом случае растение растет ровнее, а воспитанникам проще сориентироваться в посадке луковиц (срезанной частью вверх).

 

Семена цветочных и овощных растений накануне посевов проверяют: для этого их кладут в стакан с водой: полновесные (то есть более пригодные для посадки) тонут, легковесные остаются на поверхности воды. Семена, особенно мелкие, следует засыпать землей, смешанной с песком. Для посевов следует создать влажный микроклимат (накрыть пленкой).

 

Мелкие семена требуют очень осторожной поливки, иначе они всплывают, их лучше опрыскивать из пульверизатора или со щетки. Ставят посевы в самое светлое место. Когда появляется два - три листочка, рассаду пикируют, отщипывают кончик главного корня, что приводит к развитию боковых корней. Примерно через две недели после пикировки, растения можно высадить в грунт. Весь уход за посадками и посевами (кроме пикировки) проводят дети старших групп под руководством воспитателя (в ходе дежурств или при выполнении индивидуальных поручений). В младшей и средней группах на занятии все дети сеют семена одних и тех же растений, делают лунки, в которые кладут по одному семени. В старших группах дети могут сеять семена разных растений. При этом стоит использовать другой прием посадки: в ящиках делают бороздку определенной глубины и в ней выкладывают цепочкой семена на равном друг от друга расстоянии. Если ящиков нет, посев производят в коробочки, повторяют прием посева, освоенный прежде. Дети подготовительной к школе группы осваивают и такой прием: мелкие семена смешивают с песком и высевают в неглубокую бороздку.

 

Вся воспитательная работа по ознакомлению детей с природой осуществляется с целью подготовки детей к школе. Наличие у детей, пришедших в первый класс, конкретных представлений по выращиванию растений, является необходимой предпосылкой для сознательного усвоения уже систематизированных знаний о природе.

 

Список литературы:

1. «Удивительные растения» (пер. с итал. Павловой Е.Э.; русс.текст Сендеровой Н.Л.) Dami Editore, АСТ, Премьера, 2000 г.

2. «Неприхотливые садовые растения. Практическое руководство по выращиванию и уходу за растениями». АСТ 2005 г.

3. «Огород. Работа на участке в вопросах и ответах». 4-е изд. Осипова Г.С. БХВ-Петербург (2011 г.).

4. «365 золотых правил садовода на каждый день года» Траннуа П.Ф. Эксмо 2008 г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Взаимоотношение детей, родителей и воспитателей в группе ДОУ

Взаимоотношение детей, родителей и воспитателей в группе ДОУ

Открытое занятие по ФЭМП в старшей группе «Поможем Федоре»

Открытое занятие по ФЭМП в старшей группе «Поможем Федоре» Цель: Формирование элементарных представлений у воспитанников посредством дидактических игр в познавательной деятельности. Задачи: -...

Конспект занятия «День Земли» в младшей группе

Конспект занятия «День Земли» в младшей группе Программное содержание: 1. Дать детям представление о том, что планета –Земля – это огромный шар. 2...

Читайте также

Авторское дидактическое пособие «От А до Я»

Авторское дидактическое пособие «От А до Я» Дидактическое пособие предназначено для групповых и индивидуальных занятий с детьми с 3 до 7...

Пособие для развития мелкой моторики «Рисование по муке»

Пособие для развития мелкой моторики «Рисование по муке»

План родительского собрания «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни»

 План родительского собрания «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни»