Занятие по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы
Тема: Составление рассказа по последовательным картинкам «Купили щенка»
Цель – развитие связной речи детей
Задачи:
1) формировать умение составлять рассказ по последовательной сюжетной серии картин;
2) упражнять в умении рассказывать в определённой последовательности, логически связывая одно событие с другим;
3) упражнять в умении понятно излагать свои мысли, рассуждать, активно отвечать на вопросы полными предложениями.
Предварительная работа:
- пополнение словаря с помощью упражнений «Составление предложений по опорным словам», «Подбери синонимы, антонимы» и др.;
- дидактическая игра «Последовательные картинки»;
- индивидуальная работа с ребёнком по составлению рассказа по картине.
Атрибуты к занятию:
игрушки собаки и щенка, 4 последовательных картины из серии «Купили щенка», щенок – игрушка с песенкой, мольберт, панно, изображение лиц радостных и грустных.
Ожидаемый результат: ответы детей полными предложениями, речевая активность, связные последовательные рассказы детей.
Ход
Дети подходят к игрушкам собаки и щенка, рассматривают.
Воспитатель: Кто это?
Упражнение «Назови признаки и действия».
Воспитатель: Какие бывают собаки? Что они умеют делать?
Воспитатель: Можно собаку со щенком назвать четвероногими друзьями? Почему? У кого дома есть такие друзья? Расскажите, как они у вас появились, что умеют делать, как вы за ними ухаживаете.
Рассказы детей о своих домашних животных.
Рассказ воспитателя о своей собаке: «У меня есть собака, она мой четвероногий друг. Мы взяли её щенком у друзей, когда у их собаки появились щенки. Сейчас она большая, сильная, смелая, охраняет наш дом».
Воспитатель: Приглашаю вас поговорить про собаку и её щенков.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель открывает только первую картинку, остальные 3 закрыты.
Рассматривание 1-й картинки.
Вопросы: Кто изображён на картине? Как бы ты назвал картину и почему?
Упражнение «Придумывание предложения по опорным словам».
Цель: придумать предложение по опорным словам «щенки, собака, появились»; распространить за счёт прилагательных (У какой собаки появились щенки? Какие щенки появились у большой собаки?)
Вопросы: Кто наблюдает за щенками? Почему они пришли? Как вы думаете, какого щенка выбрал мальчик и почему? Как бы вы назвали эту картинку? Как вы думаете, что произойдёт дальше?
План рассказа по первой картинке: 1) расскажи о собаке и щенках, 2) кто пришёл и зачем? 3) какого щенка выбрали и почему? 4) что может произойти дальше? (придумать свой вариант продолжения)
Рассказ ребёнка по первой картинке.
Анализ воспитателем: отмечает наиболее удачные места в рассказе ребёнка, интересные слова и выражения. Какое интересное продолжение придумал ребёнок?
Рассматривание 2-й картинки.
Воспитатель: Сейчас посмотрим, что же произошло на самом деле. (открывает 2-ю картинку).
Вопросы: Что же произошло дальше? Картинка называется «Щенка купают». А как сказать по-другому?
Упражнение «Скажи иначе».
Цель: подобрать синонимы к слову «купают» - моют, чистят, отмывают, умывают…
Воспитатель: Расскажите, какое настроение у щенка. Почему мама надела фартук? Расскажите про мальчика, который стоит рядом.
Как вы думаете, что могло бы произойти дальше?
Рассказ ребёнка по двум картинкам – первой и второй.
Анализ с детьми: Вам понравилось, как ребёнок сказал о настроении щенка? Какими словами?
Чистоговорка «Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока» (произносят тихо, громко, по очереди).
Рассматривание 3-й картинки.
Воспитатель: Сейчас мы узнаем, что произошло дальше (открывает 3-ю картинку). Что же здесь происходит? Как бы вы назвали картину? (Щенок проголодался).
Воспитатель: Посмотрите, щенка трудно узнать, почему? Какой стала шерстка у щенка после купания? Что делает мама? Кто наблюдает за кормлением? Как вы думаете, кто эта девочка? Мы видим, как люди заботятся о щенке. Какие они? (заботливые) Как по-другому можно сказать? (добрые, внимательные, любящие)
Что могло произойти дальше?
Рассказ ребёнка по трём картинкам.
Анализ с детьми: Как рассказал о заботе хозяев о щенке?
Игра «Весёлый щенок» (в кругу)
Цель: подобрать предметы к признакам «весёлый … щенок, весёлая …, весёлое…, весёлые…).
Рассматривание 4-й картинки.
Вопросы: Что происходило дальше? Что хозяева приготовили для щенка? что за собака стоит рядом с коробкой, в которой крепко спит щенок? О чём беседуют дети, наблюдая за спящим щенком? Ну вот, теперь все картины перед вами. Как вы их назовёте?
Появляется игрушка-щенок с песенкой.
Воспитатель: Почему собака такая грустная? Какая у неё «собачья жизнь»?
Давайте ей расскажем, как хорошо, когда у собаки есть друг, хозяин.
Рассказывание по всем картинкам – 4 ребёнка по порядку.
Анализ: Как изменилось настроение у щенка (игрушки)? Почему? (Мы рассказали, что есть у собаки другая жизнь. Какая?)
Воспитатель: Как сделать жизнь собаки радостной, беззаботной? (найти хозяина, приласкать, накормить…)
Оставляют щенка в группе.
Рефлексия.
Воспитатель: Давайте подумаем, всегда ли мы бываем добры к нашим четвероногим друзьям? Если «да», то выберите радостное лицо, если «нет» – грустное.
Пожелание быть внимательными и заботливыми к животным.
Читайте также |
---|
Конспект открытого занятия по пожарной безопасности в средней группе «Путешествие…
Конспект открытого занятия по пожарной безопасности в средней группе «Путешествие по стране безопасности!» Цель: Закрепить знания о правилах пожарной безопасности. Задачи: 1. Формировать...
Значение художественной литературы в воспитании ребёнка
Значение художественной литературы в воспитании ребёнка Книга – незаменимый источник знаний. Именно из книг дети узнают о мире чувств и взаимоотношений, о...
Проект «Неделя добрых дел»
Проект «Неделя добрых дел»