НОД по математическому развитию «Что такое календарь?»
для детей подготовительной к школе группы
Образовательные области: познание, коммуникация.
Задачи:
- развивать у детей логическое мышление;
- познакомить с историей возникновения календаря, различными видами календарей;
- закрепить знания о месяцах и последовательности их в году, днях недели;
- закреплять знания порядкового счета, цифр;
- учить пользоваться календарем.
Материал:
- различные виды календарей: отрывной, перекидной, карманный, плакат.
- карточки с названиями дней недели и чисел от 1 до 20.
Ход
В гости к детям приходит Незнайка и говорит о том, что в воскресенье он идет на концерт.
Воспитатель: Незнайка, а ты знаешь, когда будет воскресенье? А какой сейчас день недели?
Незнайка просит детей помочь ему.
Воспитатель: Ребята, а как мы можем помочь Незнайке определить нужный день? Что для этого придумали люди? (Календарь)
Воспитатель: Первый календарь придумали египтяне – они первыми определили число дней в году для того, чтобы знать, когда сеять, а когда убирать урожай. Египтяне разделили год на 12 месяцев, по 30 дней в каждом, в конце года добавили 5 дополнительных дней. Так появился первый календарь.
- Назовите месяца. С какого месяца начинается год? (Ответы детей)
- А уже значительно позже в Древнем Риме очень точно подсчитали, сколько дней в году, и создали календарь, которым мы пользуемся и сейчас.
- Кто знает, сколько дней в году? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас существует самые разные календари. А какие календари вы знаете? (Ответы детей) У всех этих календарей есть общие черты. Давайте рассмотрим. (Раскладывает разные виды календарей: плакаты, карманные, перекидные, отрывные.)
Воспитатель: Чем все календари похожи? (Год, название месяца, числа, дни недели.) Какие вы знаете дни недели? (Ответы детей) Может быть, кто-нибудь знает, почему их так называют? (Ответы детей)
В древности дни недели не имели своих названий: человек еще не придумал неделю. В эту эпоху время делили только по месяцам. Но когда появились города, людям необходим был отдельный день для торговли – базарный день. Это был каждый седьмой день. В этот день никто не работал, люди встречались для торговли. А потом люди придумали дням недели названия.
Незнайка: Давайте посмотрим:
- Каким днем недели является первое число в январе?
- Какие числа выпадают на вторник в январе?
- Сколько дней в январе?
- Какой день недели 31 января?
- Каким днем недели будет 1 февраля? (Дети работают с календарями.)
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем (показ на доске):
- Нужно расставить числа для первой недели, если 1-е число – среда.
- У себя на столах разложите карточки с названиями дней недели; числа в календаре расставьте так, чтобы 1-й день месяца был в пятницу.
Воспитатель: А сейчас давайте поможем Незнайке с помощью календаря определить, когда ему идти на концерт.
- Какой сейчас месяц? Найдите на календаре.
- Какое сегодня число? Определите, какой сегодня день недели? Сколько и каких дней осталось Незнайке до концерта? (Выполняя задания, дети отвечают на вопросы.)
Незнайка благодарит детей и уходит.
Воспитатель: Вы сегодня отлично справились с заданием и оказали неоценимую помощь Незнайке.
Читайте также |
---|
Эффективные практик ориентированные форматы в ранней профориентации
Эффективные практик ориентированные форматы в ранней профориентации Одним из ведущих направлений работы в системе дошкольного и школьного образования России является знакомство...
Дополнительная общеразвивающая программа «Спортивный калейдоскоп» (Фитнес) (стартовый уровень)
Дополнительная общеразвивающая программа «Спортивный калейдоскоп» (Фитнес) (стартовый уровень)
Дидактическая игра «Цветные ежики»
Дидактическая игра «Цветные ежики» Аннотация: Дидактическая игра «Цветные ежики» предназначена для детей 1,5-3 лет. Игра направлена на развитие восприятия и сенсорных способностей детей...