НОД по математическому развитию «Что такое календарь?»

для детей подготовительной к школе группы

Образовательные области: познание, коммуникация.

Задачи:

- развивать у детей логическое мышление;

- познакомить с историей возникновения календаря, различными видами календарей;

- закрепить знания о месяцах и последовательности их в году, днях недели;

- закреплять знания порядкового счета, цифр;

- учить пользоваться календарем.

Материал:

- различные виды календарей: отрывной, перекидной, карманный, плакат.

- карточки с названиями дней недели и чисел от 1 до 20.

Ход

В гости к детям приходит Незнайка и говорит о том, что в воскресенье он идет на концерт.

Воспитатель: Незнайка, а ты знаешь, когда будет воскресенье? А какой сейчас день недели?

Незнайка просит детей помочь ему.

 

Воспитатель: Ребята, а как мы можем помочь Незнайке определить нужный день? Что для этого придумали люди? (Календарь)

 

Воспитатель: Первый календарь придумали египтяне – они первыми определили число дней в году для того, чтобы знать, когда сеять, а когда убирать урожай. Египтяне разделили год на 12 месяцев, по 30 дней в каждом, в конце года добавили 5 дополнительных дней. Так появился первый календарь.

- Назовите месяца. С какого месяца начинается год? (Ответы детей)

- А уже значительно позже в Древнем Риме очень точно подсчитали, сколько дней в году, и создали календарь, которым мы пользуемся и сейчас.

- Кто знает, сколько дней в году? (Ответы детей)

 

Воспитатель: Сейчас существует самые разные календари. А какие календари вы знаете? (Ответы детей) У всех этих календарей есть общие черты. Давайте рассмотрим. (Раскладывает разные виды календарей: плакаты, карманные, перекидные, отрывные.)

 

Воспитатель: Чем все календари похожи? (Год, название месяца, числа, дни недели.) Какие вы знаете дни недели? (Ответы детей) Может быть, кто-нибудь знает, почему их так называют? (Ответы детей)

В древности дни недели не имели своих названий: человек еще не придумал неделю. В эту эпоху время делили только по месяцам. Но когда появились города, людям необходим был отдельный день для торговли – базарный день. Это был каждый седьмой день. В этот день никто не работал, люди встречались для торговли. А потом люди придумали дням недели названия.

 

Незнайка: Давайте посмотрим:

- Каким днем недели является первое число в январе?

- Какие числа выпадают на вторник в январе?

- Сколько дней в январе?

- Какой день недели 31 января?

- Каким днем недели будет 1 февраля? (Дети работают с календарями.)

 

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем (показ на доске):

- Нужно расставить числа для первой недели, если 1-е число – среда.

- У себя на столах разложите карточки с названиями дней недели; числа в календаре расставьте так, чтобы 1-й день месяца был в пятницу.

 

Воспитатель: А сейчас давайте поможем Незнайке с помощью календаря определить, когда ему идти на концерт.

- Какой сейчас месяц? Найдите на календаре.

- Какое сегодня число? Определите, какой сегодня день недели? Сколько и каких дней осталось Незнайке до концерта? (Выполняя задания, дети отвечают на вопросы.)

Незнайка благодарит детей и уходит.

 

Воспитатель: Вы сегодня отлично справились с заданием и оказали неоценимую помощь Незнайке.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Эффективные практик ориентированные форматы в ранней профориентации

Эффективные практик ориентированные форматы в ранней профориентации Одним из ведущих направлений работы в системе дошкольного и школьного образования России является знакомство...

Дополнительная общеразвивающая программа «Спортивный калейдоскоп» (Фитнес) (стартовый уровень)

Дополнительная общеразвивающая программа «Спортивный калейдоскоп» (Фитнес) (стартовый уровень)

Дидактическая игра «Цветные ежики»

Дидактическая игра «Цветные ежики» Аннотация: Дидактическая игра «Цветные ежики» предназначена для детей 1,5-3 лет. Игра направлена на развитие восприятия и сенсорных способностей детей...

Читайте также

Предметно-развивающая среда в ДО для детей раннего возраста. Пособие для…

Предметно-развивающая среда в ДО для детей раннего возрастаПособие для детей младшего возраста «Тактильные дощечки» Задачи: Обогащать тактильный опыт ребенка, через узнавание на...

Дидактическая игра для детей 6-7 лет по обучению чтению

Дидактическая игра для детей 6-7 лет по обучению чтению Процесс обучения чтению детей дошкольного возраста, является достаточно монотонным и однообразным занятием. Используя...

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему: «Посиделки на…

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему: «Посиделки на день святого Николая» Цель: Знакомить детей с духовно-нравственными традициями русского народа...