Интегрированное занятие в старшей группе по осознанному восприятию и заучиванию стихотворения на основе синтеза искусств по теме «Весна»

Интеграция образовательных областей: «Художественная литература», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество».

Цель: Осознанное восприятие и заучивание стихотворения на основе синтеза искусств.

Задачи:

Образовательные:

  1. Вызвать интерес у детей к познанию природы и отражению полученных представлений в художественных образах.
  2. Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения.
  3. Учить детей видеть прекрасное в произведениях искусства.
  4. Показать ладовую зависимость и выразительность интонации в передаче настроения в музыке.
  5. Познакомить детей с возможностями средств художественной выразительности в передаче настроения в произведениях литературы, музыки, живописи.
  6. Совершенствовать умение детей создавать сюжетные композиции по литературному тексту (Г. Ладонщиков «Возвращаются певцы»), самостоятельно выбирая выразительно-изобразительные средства.
  7. Закреплять у детей умение читать стихотворение выразительно.

Развивающие:

  1. Развивать умение детей выражать свое эмоциональное отношение к созданию сюжета о пробуждающейся природе в соответствии с содержанием стихотворения, соединяя в сюжете поэтические образы с реальными.
  2. Развивать слуховое и творческое воображение.
  3. Развивать восприятие, внимание, память и ассоциативное мышление.
  4. Развивать чувство цвета, формы и композиции.
  5. Развивать тембровый слух, чувство ритма.
  6. Развивать умение использовать разные приемы игры на музыкальных инструментах для передачи стихотворных образов.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к заучиванию стихотворных текстов.
  2. Воспитывать художественный вкус.

Предварительная работа: наблюдения в природе за весенними изменениями: таяние снега, голубизна неба, первые проталины, появление ручейков, капель, изменение птичьих песен и поведения птиц. Рассматривание иллюстраций о весне. Знакомство со стихотворениями И. Токмаковой «Весна», Я.Колас «Песня о весне». Самостоятельная художественная деятельность детей по отражению в детских работах весенних изменений в природе.

Словарная работа: полуденный, проталина, работяга, зал живописи, зал музыки, творческая мастерская.

Индивидуальная работа: Воспитывать любовь к литературным произведениям – Маша К, Аня Т; учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог – Ксюша Ц, Дима П.

Материал к занятию: Картины - «Пробуждение весны» Жуковский, «Грачи прилетели» Саврасов, фотоальбом по стихотворению «Возвращаются певцы» Г Ладонщикова, музыкальные инструменты – ксилофон, металлофон, маракас, колокольчик, коробочка, тонированные листы для творческих работ, фломастеры, восковые мелки, гелиевые ручки,

Ход:

Организационный момент:

Воспитатель и дети приходят в гости к Кисточке. Кисточка рассказывает детям, сколько красивого и прекрасного она увидела, посмотрев в окно.

Вопросы:

- Что может быть прекрасным?

- Что из прекрасного может быть весёлым и радостным? (весёлый день с друзьями, радостный день рождения.)

- Может быть светлым и добрым? (добрая песня мамы..)

- Через какие виды искусства мы можем познакомиться с прекрасным? (живопись, музыка, художественная литература)

Мини – итог: Прекрасное учит добру, отзывчивости, жалости, помогать всем добрыми делами и поступками. Нас окружает прекрасный мир.

Кисточка приглашает вас дети в музей искусства.

1 часть:

Пробуждение весныПервый зал – зал живописи. Обратите внимание на репродукцию картины знаменитого художника Жуковского.

- Как выдумаете, какое время года изобразил художник? Да эта картина называется «Пробуждение весны», написал её художник Жуковский.

-Рассмотрите внимательно, какие приметы весны старался изобразить художник, которые указывают на пробуждение (небо голубое, ярко голубое, лучи солнца, проталины).

- Что такое проталина? От чего она появляется?

- Вы правильно всё отметили. Именно первые проталины, яркие лучи солнца, говорят о пробуждении весны.

Грачи прилетелиОбратите внимание на репродукцию картины художника Саврасова, который назвал ее «Грачи прилетели».

- На этой картине, какое время года изображено?

- Это начало весны или середина?

- Как вы догадались?

- Вы правильно заметили, ребята, что птицы прилетают в середине весны и сразу начинают вить гнёзда.

- Что значит вить гнёзда? (строить)

Мини – итог: На картинах мы увидели, как художники изобразили весну, глядя на них смогли рассказать о признаках прекрасного времени года - весна.

Следующий зал – зал музыки.

Муз. рук: О весне может рассказать не только живопись, но и другие виды искусства. Какие? Я вас приглашаю в зал музыкального искусства.

- Можно ли рассказать о весне при помощи музыки и танца?

- Когда соединяются музыка и танец, это какой вид искусства? Я предлагаю послушать музыкальное произведение композитора Чайковского «Подснежник» и при помощи движений изобразить маленький, нежный, весенний цветок.

Пластический этюд «Подснежник»

В. Ребята, вам удалось при помощи движений изобразить первый весенний цветок - подснежник.

- А из каких источников можно ещё узнать о признаках весны? (в книге)

- Как вы думаете, кроме живописи, танца, музыки какое искусство еще может рассказать о весне? (художественное слово)

2 часть

Кисточка для вас приготовила книгу с весенними стихотворениями.

- Кто скажет, что такое стихотворение и кто их пишет? (небольшое поэтическое произведение, пишут поэты).

Присаживайтесь удобно на стульчики и послушайте (в сопровождении музыки)

Стихотворение

Г. Ладонщиков «Возвращаются певцы»

От полуденных лучей

Побежал с горы ручей

И подснежник маленький

Вырос на проталинке.

Возвращаются скворцы-

Работяги и певцы,

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

И малиновка и дрозд

Занялись устройством гнёзд:

Носят, носят в домики

Птицы по соломинке.

В.  - Как сказано в стихотворении о пробуждении весны?

- Почему именно на проталинке вырос подснежник?

- Кого называют работягой и певцом? Почему?

- Какие птицы в стихотворении строят гнездо и носят соломинки?

- Предлагаю выучить стихотворение, а поможет нам в этом фотоальбом. Мой альбом рассыпался. Я думаю, вы мне поможете собрать, но для этого надо вспомнить стихотворение. Кто помнит первую строчку – найдите картинку к этой строке, и повтори ее…(так собирается весь альбом)

Чтение детьми по цепочке по строчке.

Муз. Рук: Ребята, сегодня мы с вами попробуем озвучить это стихотворение с помощью музыкальных инструментов. Посмотрите внимательно и скажите, при помощи каких инструментов мы можем изобразить

  • восход солнца и ручей? (металлофон)
  • Какой музыкальный инструмент поможет изобразить подснежник? (колокольчик)
  • Как можно изобразить прилет скворцов? (маракасы)
  • Какими музыкальными инструментами можно изобразить воробьев? (металлофон)
  • Какие музыкальные инструменты помогут изобразить строительство гнезд? (ксилофон, коробочка)

«Возвращаются певцы» Г. Ладонщиков

От полуденных лучей           - металлофон стаккато

Побежал с горы ручей.           - металлофон глиссандо

И подснежник маленький     -  колокольчик        

Вырос на проталинке.

Возвращаются скворцы-        - маракас          

Работяги и певцы,                 -  окарина        

Воробьи у лужицы                   - металлофон стаккато

Шумной стайкой кружатся.     - металлофон тремоло  

И малиновка и дрозд                 - коробочка              

Занялись устройством гнёзд:

Носят, носят в домики             - ксилофон глиссандо

Птицы по соломинке.

Наш оркестр будет озвучивать стихотворение на музыкальных инструментах, а остальные вместе с Л.В. рассказать его, выходите…

Мини итог: Наш оркестр прозвучал слаженно. Мы показали, как можно необычно изобразить весну. Уверена, эта музыка помогла запомнить стихотворение «Возвращаются певцы».

3часть: Кисточка приготовила для вас художественные материалы с помощью которых вы можете сами стать художниками. Предлагаю разделить наше стихотворение. У каждого ряда будет свой рисунок. Послушайте (дети прослушивают четверостишие и дорисовывают к нему недостающие предметы).

Презентуйте свои рисунки друзьям и гостям строчками из стихотворения.

Мини – итог: Эти рисунки мы повесим   в раздевальной комнате, они помогут вам рассказать стихотворение родителям и гостям нашей группы.

Итог занятия:

Кисточка. Сегодня мы совершили экскурсию в музей искусства и поговорили о прекрасном времени года – весне. Больше наблюдайте за всем, что вас окружает. Заботьтесь о птицах, цветах весной. Берегите и охраняйте красоту окружающего мира. Мне было интересно с вами. До новых встреч.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект сюжетно-ролевой игры детей средней группы по социальному-коммуникативному развитию. Тема:…

Конспект сюжетно-ролевой игры детей средней группы по социальному-коммуникативному развитию Тема: «Поездка в театр» Цели: Способствовать развитию компонентов детской игры (обогащение игровых действий...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) в средней группе с использованием…

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) в средней группе с использованием экологической сказки Тема: «Деревья и кустарники» Цель: закрепить, активизировать представления детей...

Проект: Мини-музей «Книги» во 2 младшей группе

Проект: Мини-музей «Книги» во 2 младшей группе Тема: Мини-музей «Книги».Участники: воспитатели группы, родители.Целевая группа: дети младшего дошкольного возраста ДОУ.Масштаб: время реализации: сентябрь 2022г.- декабрь 2022г.Количество...

Читайте также

Формирование здорового образа жизни с использованием здоровьесберегающих технологий

Формирование здорового образа жизни с использованием здоровьесберегающих технологий  

Программа по математике для средней группы по программе «Детский сад…

Программа по математике для средней группы по программе «Детский сад 2100» Пояснительная записка. Программа для дошкольников является начальным звеном единого непрерывного курса...

Досуг для детей старшей группы «Весна - Красна»

Досуг для детей старшей группы «Весна - Красна» Цель. Создать у детей праздничное настроение, чувство радости от того, что пришла весна. Задачи Уточнить...