Звуковая культура речи. Звук - Ш -

(средняя группа)

Цель:

  • учить детей рассматривать сюжетную картинку,
  • обогащать их словарь, совершенствовать грамотный строй речи,
  • упражнять в произношении изолированного звука и звука в словах.

Наглядность: Поезд с тремя вагончиками;

Картинки с изображением: матрешки, чебурашки, мишки, петрушка, зайца, шишки, шара, волка, собаки;

Игрушки: волк, слон, заяц, мишка, петух, корова, фишки, синий фломастер, тетрадь, карточка с буквой - ш - , звуковые квадратики.

 

Ход занятия.

В.: Дети, давайте вспомним, какой сказочный праздник мы недавно отмечали?

д.: Новый год.

В.: Вокруг чего мы водили хороводы и пели песни?

д.: Вокруг елки.

В.: И сегодня мы с вами отправимся в гости к елке, но сначала
вспомним, как поется свистящая песенка - с - .

В.: На свете живет еще шипящая песенка ш - . Это трудная песенка. Если каждый день упражняться, то есть поднимать кончик языка кверху, округлять и втягивать губы (показ воспитателя), то звук зашипит.

Давайте все вместе произнесем звук - ш - .

А сейчас Кристина, Ваня ... (5 детей).

Если - ш - произнести четко и достаточно громко, на ладони, поднесенной к губам, но не прижатой к ним, ощущается струя теплого воздуха.

Поднесите ладошки к губам, и попробуйте пошипеть, чувствуете струю теплого воздуха?

д.: Да.

В.: Значит, звук - ш - произносите правильно.

Звук - ш - отчетливо слышен, когда шипит и собирается ущипнуть вас чем-то рассерженный гусь.

Д.: - Ш-

В.: Когда скворчит на сковородке сало или масло - ш - ш - варк

Д.: - ш - ш- варк.

В.: Когда ветер гонит осенние листья: шур-шим, шур-шим.

Д.: шур-шим, шур-шим.

В.: А сейчас я предлагаю, отправится в гости к елке. Сядем на коврик кружочком и произнесем заклинание вначале тихо, затем громко.

В.: ша-ша-ша - очень елка хороша.

Д.: повторяют.

В.: аш-аш-аш - а под елкой карандаш.

(В это время выставить на ватмане нарисованную с детьми елку).

В.: Закройте глазки и пошипите.

(В это время разложить карточки с изображением

матрешки,        петрушки,         шара,

чебурашки,      зайца, волка,

мишки,               шишки,               собаки).

 

1 задание: Откройте глазки и выберите те игрушки, в названии которых есть звук - ш - . Если звук - ш - нет, измените слово так, чтобы там появился звук - ш - , например: заяц - зайчишка.

Произнесите слово так, чтобы отчетливо слышался звук - ш

Повесьте игрушки на елку.

 

2 задание: Звук - ш - хочет с вами поиграть. Вы должны правильно закончить фразы и правильно подобрать слова, близкие по смыслу и по звучанию.

Прицепившись к задней шине

Мишка едет на ... (машине)

 

Клеить детские игрушки

Поручается ... (Андрюшке)

 

Со своим большим мешком

Еле-еле шел ... (пешком)

 

И шалить без передышки

Целый день могли ... (мартышки)

 

 

Долго, долго крокодил

Море синее ... (тушил)

 

Уронила белка шишку,

Шишка стукнула ... (зайчишку)

 

Говорит мартышка мышке:

- Я в гостях была у ... (мишки)

 

3 задание: Отберите те игрушки, в название которых есть звук - ш - .

Посадите игрушки в поезд.

Кто поедет в 1 вагоне, во 2 вагоне, в 3 вагоне? Измените название игрушек так, чтобы слышался звук - ш - .

1 вагон - волк 1 слог) 2 вагон - за-яц (2 слога) 3 вагон-

            слон                  миш-ка                                ко-ро-ва

                                       пе-тух                                  (3 слога)

 

4 задание: Играем в слоговой аукцион.

Я начинаю, а вы продолжаете. Придумываете слоги со звуками

- Ш -.

Ми-(ша)

Шу-(ба)

Ма-(ша)

Шко-(ла)

 

ши-(на)

ша-(ры)

шап-(ка)

суш-(ки)

 

шут-(ка)

мы-(ши)

ши-(ло)

камы-(ши)

 

5 задание: Поднимите правую руку вверх, если услышите звук - ш - в словах. Если звука - ш - нет, то руки прячем за спину.

Слова: шуба, шапка, зима, школа, шкаф, окно, кошка, воробей, Вова, Гриша, сушка.

 

6 задание: С помощью звуковых квадратиков, выложите слоги

- аш       Слова: Ма-ша

- ша       Са-ша

Звук - ш - всегда твердый, поэтому оба слога - твердые.

В.: Пройдя все станции возвращаемся за столы.

Итак, звуки мы слышали, а буквы видим и пишем.

Показ буквы - Ш - разобрать из чего состоит буква.

Сколько палочек внизу, вверху? Одинаковы ли палочки по длине?

Посмотри на букву - Ш -

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать -- Е - и - Ё - .

 

7 задание: Выложите из фишек букву - Ш - (индивидуально каждый ребенок).

 

8 задание: Работа в тетрадях. Обвести по контору букву - Ш - .

Заштриховать слева направо. Прописать по точкам.

 

9 задание: Итог занятия. Оценка детских ответов, работ.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Технологическая карта НОД на тему: «Ракета для полета в космос»

Технологическая карта НОД на тему: «Ракета для полета в космос»

Проект «Удивительный мир космоса»

Проект «Удивительный мир космоса»

Обучение дошкольников составлению синквейна с помощью кругов Луллия

Обучение дошкольников составлению синквейна с помощью кругов Луллия Цель: формирование понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы. Задачи: формировать умение составлять...

Читайте также

Дидактическая игра «Чей листок?»

Дидактическая игра «Чей листок?» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Чей листок?» предназначена для детей 3-4 лет. Игра направлена на развитие памяти...

Дидактическая игра «Цветная стирка» для детей младшего возраста

Дидактическая игра «Цветная стирка» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах...

Организация деятельности старшего воспитателя в повышении профессиональной компетентности педагога ДОУ

Организация деятельности старшего воспитателя в повышении профессиональной компетентности педагога ДОУ Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, который вызывает изменения различных...