Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду (познание) по теме «История куклы»
в подготовительной группе
Цель:
1. Знакомство с историей куклы.
2. Выполнить обереговую куклу на основе традиционной технологии.
Задачи:
- Прививать интерес к русской культуре, как виду народного творчества.
- Развивать интерес к русской кукле, как виду народного творчества.
- Развивать навыки работы с различными материалами.
- Формировать интерес детей к миру традиционной русской культуре. Воспитывать интерес к истории своего народа.
Оборудование: Презентация «История куклы», кубанская кукла, на каждого ребёнка лист бумаги формата А4, нитки, салфетка, белая ткань 20Х20, цветная ткань 15Х15, 10Х6Х6, ножницы.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций с изображением кукол, загадывание загадок.
Ход непосредственно образовательной деятельности
I. Оргмомент. Вводное слово педагога.
Загадка о кукле:
Платье носит,
Есть не просит.
Всегда послушна,
Но с ней не скучно.
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим об истории куклы.
II. Рассказ педагога об истории куклы.
Кукла – самая древняя и популярная игрушка, в виде фигурки человека. Куклы делятся на три большие группы : куклы – обереги , игровые и обрядовые . (Приложение №1)
Самые первые куклы делались из золы. Игрушки не имели ни рук, ни ног , а только голову в виде шара, полученного из золы. Голову оборачивали кусочком белой материи и перевязывали внизу ниткой. Туловище сворачивали из ткани, затем шили юбку, собирая её на завязке.
Самая распространённая детская игровая кукла – «стригушка» делалась она из стриженой травы. Когда женщина работала в поле, она брала с собой ребёнка, и чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. (Приложение №1)
Куклы-обереги изготавливались без ниток и иголок. Люди им поклонялись, просили о помощи. С их помощью избавлялись от болезней. У этих кукол не было лица. В старину люди считали, что у куклы не должно быть лица, иначе оно принесёт горе и болезни. У каждого младенца в колыбельке была кукла охраняющая его. (Приложение №1)
«Сонница-бессонница
Не играй моим дитяткой,
А играй этой куколкой» - приговаривала мать.
Куклы не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинках, коробах, запирали в ларчики. Их брали на посиделки, в гости. О куклах сочиняли сказки, в которых они представлялись волшебными помощницами.
- Какую русскую народную сказку вы помните, в которой кукла помогала девушке? («Василиса Прекрасная», русская народная сказка.)
На Кубани тряпичную куклу называли кукла-закрутка. Раньше в каждом кубанском доме было много таких кукол. Это была самая распространённая игрушка. Считалось, что она приносила удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Красивая кукла, с любовью сделанная своими руками , была гордостью девочки и её верной подругой. Главной особенностью этой куклы является то, что её делают без иголки. (Приложение №2)
Со временем люди научились делать куклы из соломы, дерева, ткани, глины. Современная кукла имеет детские пропорции. Она хлопает глазами, цветёт румянцем. С появлением «Барби» в кукольном мире произошёл переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки. (Приложение №1)
Физкультминутка.
А теперь все на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки в бок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг,
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно.
III. Изготовление куклы-закрутки.
- Ребята, сегодня мы с вами сделаем кубанскую куклу-закрутку.
Этапы работы:
1. Берём лист бумаги и скручиваем его в трубочку, фиксируем ниткой.
2. Берём кусочек синтепона и скатываем его в шарик. Этот шарик кладём на кусочек белой ткани.
3. Прикладываем шарик на верхнюю часть трубки, фиксируем ниткой. Получилась голова.
4. Оттягиваем угол ткани в стороны, фиксируем ниткой угол. Это – «руки» .
5. Берём любую цветную ткань, складываем пополам и стягиваем нитку, положенную внутрь на пояс. Это получилась «юбка» .
Гимнастика для глаз.
Раз – налево, два – направо,
Три – вверх, четыре – вниз.
Теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
IV. Итог занятия.
- Рассмотрите все поделки.
- Вспомните этапы работы.
- Что вы узнали о истории куклы?
- Как называется кубанская кукла?
Читайте также |
---|
Психолого-педагогическое сопровождение детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста
Психолого-педагогическое сопровождение детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста Аннотация. Данная статья посвящена проблеме изучения взаимосвязи стиля детско-родительских отношений и...
Конспект образовательной деятельности для детей группы старшего дошкольного возраста с…
Конспект образовательной деятельности для детей группы старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет по художественно – эстетическому развитию на...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений по…
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений по теме: «Количество и счет» (Вторая младшая группа) Цель: Создать условия для формирования умения сравнивать...