Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду (познание) по теме «История куклы»

в подготовительной группе

Цель:

1. Знакомство с историей куклы.

2. Выполнить обереговую куклу на основе традиционной технологии.

Задачи:

  • Прививать интерес к русской культуре, как виду народного творчества.
  • Развивать интерес к русской кукле, как виду народного творчества.
  • Развивать навыки работы с различными материалами.
  • Формировать интерес детей к миру традиционной русской культуре. Воспитывать интерес к истории своего народа.

Оборудование: Презентация «История куклы», кубанская кукла, на каждого ребёнка лист бумаги формата А4, нитки, салфетка, белая ткань 20Х20, цветная ткань 15Х15, 10Х6Х6, ножницы.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций с изображением кукол, загадывание загадок.

Ход непосредственно образовательной деятельности

I. Оргмомент. Вводное слово педагога.

Загадка о кукле:

Платье носит,

Есть не просит.

Всегда послушна,

Но с ней не скучно.

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим об истории куклы.

II. Рассказ педагога об истории куклы.

Кукла – самая древняя и популярная игрушка, в виде фигурки человека. Куклы делятся на три большие группы : куклы – обереги , игровые и обрядовые . (Приложение №1)

Самые первые куклы делались из золы. Игрушки не имели ни рук, ни ног , а только голову в виде шара, полученного из золы. Голову оборачивали кусочком белой материи и перевязывали внизу ниткой. Туловище сворачивали из ткани, затем шили юбку, собирая её на завязке.

Самая распространённая детская игровая кукла – «стригушка» делалась она из стриженой травы. Когда женщина работала в поле, она брала с собой ребёнка, и чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. (Приложение №1)

Куклы-обереги изготавливались без ниток и иголок. Люди им поклонялись, просили о помощи. С их помощью избавлялись от болезней. У этих кукол не было лица. В старину люди считали, что у куклы не должно быть лица, иначе оно принесёт горе и болезни. У каждого младенца в колыбельке была кукла охраняющая его. (Приложение №1)

«Сонница-бессонница

Не играй моим дитяткой,

А играй этой куколкой» - приговаривала мать.

Куклы не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинках, коробах, запирали в ларчики. Их брали на посиделки, в гости. О куклах сочиняли сказки, в которых они представлялись волшебными помощницами.

- Какую русскую народную сказку вы помните, в которой кукла помогала девушке? («Василиса Прекрасная», русская народная сказка.)

На Кубани тряпичную куклу называли кукла-закрутка. Раньше в каждом кубанском доме было много таких кукол. Это была самая распространённая игрушка. Считалось, что она приносила удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Красивая кукла, с любовью сделанная своими руками , была гордостью девочки и её верной подругой. Главной особенностью этой куклы является то, что её делают без иголки. (Приложение №2)

Со временем люди научились делать куклы из соломы, дерева, ткани, глины. Современная кукла имеет детские пропорции. Она хлопает глазами, цветёт румянцем. С появлением «Барби» в кукольном мире произошёл переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки. (Приложение №1)

Физкультминутка.

А теперь все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки в бок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы, вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг,

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно.

III. Изготовление куклы-закрутки.

- Ребята, сегодня мы с вами сделаем кубанскую куклу-закрутку.

Этапы работы:

1. Берём лист бумаги и скручиваем его в трубочку, фиксируем ниткой.

2. Берём кусочек синтепона и скатываем его в шарик. Этот шарик кладём на кусочек белой ткани.

3. Прикладываем шарик на верхнюю часть трубки, фиксируем ниткой. Получилась голова.

4. Оттягиваем угол ткани в стороны, фиксируем ниткой угол. Это – «руки» .

5. Берём любую цветную ткань, складываем пополам и стягиваем нитку, положенную внутрь на пояс. Это получилась «юбка» .

Гимнастика для глаз.

Раз – налево, два – направо,

Три – вверх, четыре – вниз.

Теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

IV. Итог занятия.

- Рассмотрите все поделки.

- Вспомните этапы работы.

- Что вы узнали о истории куклы?

- Как называется кубанская кукла?



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Психолого-педагогическое сопровождение детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста

Психолого-педагогическое сопровождение детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста Аннотация. Данная статья посвящена проблеме изучения взаимосвязи стиля детско-родительских отношений и...

Конспект образовательной деятельности для детей группы старшего дошкольного возраста с…

Конспект образовательной деятельности для детей группы старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет по художественно – эстетическому развитию на...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений по…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений по теме: «Количество и счет» (Вторая младшая группа) Цель: Создать условия для формирования умения сравнивать...

Читайте также

Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности для детей младшего дошкольного возраста из…

Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности для детей младшего дошкольного возраста из цикла развлечений по познавательному развитию с участием родителей дошкольников «День...

«Островок Детства»

«Островок Детства» Как же здорово быть детьми! И как же здорово когда у тебя есть мама и папа! Ребенок ждет с...

Педагогический проект по экологическому развитию «О тех кто летает»

Педагогический проект по экологическому развитию «О тех кто летает» Младшая группа Пояснительная записка Дошкольное детство - это период, во время которого у малыша...