Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Поговорим о сарафане»

Цель:

  • приобщать детей к истокам русской народной культуры;
  • познакомить с женской народной одеждой – сарафаном;
  •  активизировать в речи слова, обозначающие названия и свойства тканей;
  • учить различать и правильно называть детали одежды;
  • воспитывать любовь и уважение к труду взрослых.

Оборудование: сарафаны для девочек из ситца, шелка и шерсти; сарафан из шерсти для воспитателя; цветные рубашки для мальчиков; грамзапись, сундук, матрешка, красивая коробка с бусами.

 Ход занятия                                                                                          

1. Дети сидят в русской избе на скамеечках. Девочки в сарафанах, мальчики в цветных рубашках

Воспитатель тоже сидит на скамеечке в шерстяном сарафане.

Воспитатель спрашивает:

- Дети, кто такой портной?

- Портной – это человек, который шьет одежду.

- Я вам сейчас расскажу, почему его так называют.

В старину, давным-давно, когда еще не было ни вас на свете, ни ваших мам и пап, ни ваших бабушек и дедушек, а жили ваших бабушек и дедушек родители.

В Древней Руси в старину люди в каждой семье шили себе сами одежду. В бедных семьях шила сама хозяйка, а в более богатых семьях шили одежду служанки. Служанки шили одежду, готовили кушать, стирали одежду.

В наши дни, т. е. сейчас говорят в народе так:

швея или портниха сшила сарафан или блузку, рубашку или брюки.

А в старину всю одежду – и сарафаны, и головные уборы, и верхнюю одежду называли порты. Слово «платье» появилось позже на Руси. Апортами (в народе говорят – портками) стали называть часть мужской одежды – брюки.

До наших дней повседневной одежды простых людей не сохранилось: ее донашивали, перешивали и латали.

В музеях сохранилась одежда только богатых людей. Эта одежда шилась из дорогой ткани, ее редко надевали и передавали по наследству.

У мужчин и женщин основной частью одежды была рубаха и сорочка.

- Дети, как вы думаете, кто носил рубахи?

- Мужчины.

- А кто носил сорочки?

- Женщины, девушки.

2. Физкультминутка

Сундук мы берем,

Сарафаны достаем.

Руки поднимаем,

Сарафаны надеваем.

А потом ручками похлопаем,

Ножками потопаем.

Сядем, отдохнем

И разговор про сарафан поведем.    

3. Сарафан – это высокая юбка с лямками.

- Дети, какая юбка в сарафане?

- Высокая.

- На чем держится эта юбка?

- На широких полосках, на лямках.

В те дни, когда работали женщины носили сарафаны из грубого полотна с простым узором. До наших дней сохранилось полотенце из такой ткани.

Потрогайте руками.

- Дети, а в праздники носили сарафаны из цветного, красочного ситца; из тонкого, легкого шелка, из красивого атласа, из тяжелого, блестящего бархата и парчи.

- Наши с вами сарафаны сшиты из цветного ситца, из легкого шелка и шерсти.

- У Ани, Иры Саши сарафаны сшиты из цветного ситца, из легкого шелка сарафаны у Насти и Гали.

(дети руками трогают сарафаны) .

- А у Светы, Марии сарафаны сшиты из плотной ткани, которая называется шерстяной тканью.

Потрогайте руками.

- А вот эта ткань – атлас. Это красивая, блестящая, праздничная ткань.

- Эта ткань бархат. Тоже красивая мягкая блестящая, праздничная ткань.

- Эта ткань (лоскутик) парча.

Из нее шили сарафаны богатым людям. Сейчас из парчи тоже шьют праздничную одежду, церковное одеяние.

4. В гости к нам пришла матрешка. Она принесла вам подарки, но прежде, чем подарить вам, матрешка желает задать вам несколько вопросов.

Сарафаны на Руси сохранили свое величие. Много-много лет шьют и взрослым, и детям.

- Дети, когда надевают сарафаны?

- Летом, когда жарко на улице, когда народные гулянья – праздники;

Когда выступают артисты – поет хор русские народные песни, когда водят хороводы.

- Из какой ткани шили и до сих пор шьют сарафаны?

- Из цветного ситца, из легкого шелка, из блестящего атласа, из шерстяной ткани, из красивого бархата и парчи.

- Молодцы, ребята. А сейчас отгадайте мою загадку о красавице-дереве, которое носит сарафан.

Русская красавица стоит на поляне.

В зеленой кофточке, в белом сарафане.         (березка)

- Дети, вы мне очень понравились: вы узнали много о сарафанах и тканях и я хочу в знак нашей дружбы подарить вам украшения – бусы и пригласить вас вместе со мной под музыку поплясать. Вы теперь мои сестренки-матрешки.

Дети пляшут под музыку о сарафане и по окончании пляски кланяются гостям.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Посуда для Федоры»…

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Посуда для Федоры», по мотивам хохломской росписи

План проведения тематической недели «Зимние игры и забавы» в детском…

План проведения тематической недели «Зимние игры и забавы» в детском саду Цель: Создание оптимальных условий для организации двигательной активности и оздоровительной работы с детьми...

НОД «Проказы матушки - зимы»

НОД «Проказы матушки - зимы» Цели: обогащать и расширять знания детей о зиме, ее первом месяце-декабре, используя разные жанры устного народного...

Читайте также

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «День Знаний» Цель: создать праздничное настроение у детей, положительное...

Дидактическая игра «Расставь буквы по порядку»

Дидактическая игра «Расставь буквы по порядку» Дидактическая игра “Расставь буквы по порядку” предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Благодаря этой игре...

Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью нейроигр

Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью нейроигр Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую...