Комплексное занятие «Синтез искусств»
«Россия – Родина моя»

(старшая группа)

Тема:  «Россия – Родина моя»

Программное содержание:

  • Закрепить знания детей о символах России: герб, флаг;
  • Формировать интерес к народному искусству;  
  • Закрепить знания детей о произведениях искусства художников: Шишкина «Утро в сосновом бору», Левитана «Весна – большая вода»;
  • Познакомить детей с произведениями русского писателя А.С. Пушкина»
  • Активизировать диалогическую и монологическую речь. Обогащать словарь.
  • Воспитывать в детях любовь к своей Родине – России, вызвать у них чувство восхищения красотой её природы, талантом русского народа и гордость за него;

Предварительная работа:

  • Знакомство детей с географической картой России;
  • Рассматривание герба, флага.   Чтение русских народных сказок «Лиса и журавль», «Лягушка – царевна» и т.д.
  • Знакомство и рассматривание предметов народно-прикладного искусства: матрешка, дымковская игрушка, хохломская роспись;
  • Рассматривание картин художников Шишкина «Утро в сосновом бору», Левитана «Весна – большая вода»;
  • Чтение сказок А.С. Пушкина «О рыбаке и золотой рыбке», «О золотом петушке»;

Интеграция образовательной деятельности

«Социализация» - Формирование представлений об дружеских взаимоотношений между сверстниками;

«Коммуникация» - Развитие свободного общения взрослого с детьми;

Ход:

Воспитатель сообщает детям, что им прислали письмо дети, которые живут на Севере. (Воспитатель читают). Здравствуйте ребята, пишут вам дети с Севера, мы живем в России, знаем, что наша страна самая большая на карте мира и глобусе. У нас на Севере живут люди многих национальностей: Якуты, Буряты, Алтайцы Чуваши. Нам очень интересно было бы узнать о России, ее богатстве, культуре русского народа. Дорогие ребята расскажите нам, что вы знаете о нашей большой России, о своём русском народе, русской культуре. Мы вам тоже напишем о живущих людях на севере, о культуре и традициях.

Воспитатель: Я долго думала, как ответить детям с Севера. И решила с вами посоветоваться. А что если нам с вами послать посылку и письмо. Вы ведь много знаете о жизни русского народа. Я вам подобрала интересные предметы, которые помогут детям с Севера лучше узнать нашу Россию. Давайте сначала вспомним, как называется наша маленькая Родина.

Дети: город Осташков

Воспитатель: Чем знамениты наши родные края?

Дети: озеро Селигер, река Волга

Воспитатель: Здесь мы с вами родились, здесь родились ваши родители, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки. Наш город старый, ему много лет. Осташков красивый город. Все кто в нем жил и живут, любят его. Послушайте, как поэт Ветошкин А.О. писал о нем.

Я люблю свой Осташков родной.

Это озеро, эти края,

Селигер – это Волги верховье.

Родина это твоя и моя.

Воспитатель: А как называется наша большая Родина?

Дети: Россия

Воспитатель: Вы можете показать на карте Россию?

(Дети выходят и показывают на карте Россию)

Воспитатель: Наша Родина большая – значит богатая. Чем богата наша Россия?

Дети: Лесами, морями, горами, озерами, реками.

Воспитатель: А можете на карте показать моря, леса, горы и т.д.?

(Дети показывают и рассказывают, каким цветом обозначаются на карте моря, горы, леса и т.д.)

Воспитатель: Вот как поэт сказал:

Что такое Родина?

Все ребята знают,

Это мир прекрасный.

Светлый и большой,

Самая любимая.

Ты страна Родная,

Нет «другой»  на свете.

Родины такой!

Воспитатель: У каждой страны есть символы. Какие символы России вы знаете?

Дети: Герб, флаг

Воспитатель: А вы знаете наш российский флаг? Покажите его.

(Дети из разных флагов выбирают российский флаг, показывают воспитателю)

Воспитатель: Где можно видеть герб и флаг?

Дети: На монетах, на главных зданиях городов, на кораблях и т.д.

Воспитатель: Мы с вами живем в России – мы Россияне. Мы с вами говорим, на каком языке?

Дети: На русском

Воспитатель: Россия большая и её населяют много народов, которые говорят и на татарском, чувашском языке, но большинство людей говорят на русском языке.

Воспитатель: Мы с вами уже говорили, что Россия очень большая, богатая и красивая страна. И живет в России талантливый народ. И чего только русские люди не умеют делать! И сказки придумывать и песни красивые петь и разные красивые предметы делать. Русский народ сложил много сказок, и они интересные, как сюжетом, так и красивым выразительным языком.

Физкультминутка:

Вот мы руки развели, словно удивились,

И друг другу до земли в пояс поклонились.

Ниже, ниже не ленись,

Поклонись и улыбнись.

Воспитатель: Какие вы знаете русские народные сказки?

Дети: «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Аленушка и братец Иванушка» и т.д.

Воспитатель: А эти вы знаете? (Воспитатель показывает книги)

Дети: «Царевна лягушка», «Маша и медведь».

Воспитатель: А теперь посмотрите на портрет. Кто это?

Дети: А.С. Пушкин

Воспитатель: Как вы думаете почему, я вам показала портрет А.С. Пушкина?

Дети: Он писал сказки.

Воспитатель: Да, он тоже любил русские народные сказки и сам сочинял чудесные сказки. А какие сказки он написал?

Дети: «О рыбаке и золотой рыбке», «Сказка о золотом петушке»

Воспитатель: Вот сколько интересных книг, мы отправим детям на север, пусть читают. (Воспитатель и дети складывают книги в посылку)

Воспитатель: Посмотрите, какой красивый сундучок. В нем ваши бабушки хранили посуду, складывали одежду. Давайте посмотрим, что же лежит в сундучке? Здесь лежат разные предметы сделанные русскими мастерами. Что вы здесь видите?

Дети: Петушок, курочка, деревянные ложки, доски, матрешки.

Воспитатель: Все это русские мастера научили делать очень-очень давно. Чем вам понравились эти предметы?

Дети: Красивые, яркие.

Воспитатель: А я загадаю загадки об этих предметах. Попробуйте отгадать.

Ростом разные подружки,

Но, «похожи» друг на дружку.

Все они сидят друг, в дружке

А всего одна игрушка.

Дети: Матрешка

Воспитатель: Это игрушка сделана из глины, разрисована разными красками. Узор очень не обычный: клеточка, а в клеточке разноцветные кружочки.

Дети: Дымковская игрушка.

Воспитатель: Предмет, о котором, расскажу, сделан из дерева, покрыт черной краской. А на черном поле ярко-красные ягоды смородины, желто-зеленые листочки с завитками.

Дети: Кухонные доски

Воспитатель: А какая на них изображена роспись?

Дети: Хохломская роспись.

Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали. Все, что вы видите, делают только в нашей стране. Эти предметы любят гости из разных стран мира, и они всегда покупают их на память о России. Вот, какие красивые предметы мы отправим детям на Север. (Складывают предметы в посылку).

Воспитатель: А какие красивые песни поет наш народ. Мы сейчас послушаем русскую народную песню. Вот одна из них звучит «Калинка». Русские народные песни часто звучат по телевизору, на концертах, на фестивалях, их поют за праздничным столом. Мы положим кассету в посылку, пускай дети с Севера послушают, какие красивые песни поет русский народ.

Воспитатель: Россияне всегда любили и восхищались красотой природы. Белые заснеженные горы, синее моря, длинные и быстрые реки, зеленые леса, золотистые поля, вдохновили художников. И они написали много прекрасных картин. Каких художников вы знаете?

Дети: Левитан, Шишкин.

Воспитатель: А какие картины они написали?

Дети: «Весна – большая вода», «Утро в сосновом бору»

Воспитатель: Давайте еще раз полюбуемся этими картинами. У каждого человека есть свои любимые художники и картины. И мы стараемся ими украсить свои дома.

Воспитатель: Вот какая богатая получилась посылка. Теперь дети с Севера узнают о русском народе, о жизни русских людей. А еще напишу детям, что вы мне рассказывали про Россию. Мне понравилось, как вы рассказывали о своей Родине, и я почувствовала, что вы так, как и я любите свою Родину и малую и большую.

В сердце ты у каждого,

Родина – Россия.

Белые березы, колос золотой,

Нет тебя привольнее.

Нет тебя роднее,

Нет «другой» на свете,

Родины такой.

Литература:

1. Зеленова Н.Г. «Мы живем в России» Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Старшая, подготовительная группа) – М., «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112 стр.

2. Логинова Л.В. «Что может герб нам рассказать» (Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию») – М., «Издательство Скрипторий 2003», 2009. – 72 стр.

3. Писарева А.Е. “Живем в ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. – М., ТЦ Сфера, 2007. – 128 стр. – (Растим патриотов России).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Использование клавес в музыкальных играх как эффективная форма развития ребёнка

Использование клавес в музыкальных играх как эффективная форма развития ребёнка Развитие чувства ритма - это одна из главных задач, которая ставится...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми подготовительной…

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы «Составление описательных рассказов-загадок по теме: «Все профессии...

Проект «Чудесница вода»

Проект «Чудесница вода» Тип проекта: познавательно – творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели). Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители. Актуальность: В настоящее время перед...

Читайте также

Мастер-класс для родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшего…

Мастер-класс для родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста Цель: представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных...

Творческий проект «Игры на асфальте, как повышение познавательно-речевой активности дошкольников…

Творческий проект «Игры на асфальте, как повышение познавательно-речевой активности дошкольников в двигательной деятельности по реализации задач УМК и ФГОС»

Консультация для родителей: «Развитие речевого дыхания»

Консультация для родителей: «Развитие речевого дыхания» Правильное речевое дыхание является основой правильно звучащей речи. Речевое дыхание обеспечивает нормальное звукопроизношение, создает условия...