Конспект занятий по экологии в подготовительной группе «Каменный уголь и мел»

Программное содержание:

1. Познакомить со свойствами каменного угля и мела, с тем как их добывают и используют.

2. Закреплять умение обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности.

3. Поддерживать интерес к опытнической работе.

Материал:

- каменный уголь;

- мел;

- загадки;

- банки с водой и палочки;

- схема добычи каменного угля;

- салфетки;

- бумага для рисования;

- цветные кружочки для игры.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Что нас окружает? (Нас окружает предметы природы.) Какая бывает природа? (Живая и неживая.) Какие признаки живого вы знаете? (Всё живое дышит, размножается, растёт, двигается, питается.) Давайте с вами поиграем в игру «живое - неживое». Я буду называть разные слова, а вы – поднимать круги: если живой предмет – зелёного цвета, если неживой – красного. Молодцы! За правильные ответы я приготовила вам загадки.

С виду неприглядный камень.

Он в земле лежит пластами.

Что б наверх его поднять,

Надо в шахте побывать.

Под землёю огоньки –

Это в шахтах горняки

Отбивают молотками

Этот очень нужный камень.

Он имеет чёрный цвет,

Всем даёт тепло и свет.

                                      (уголь)

Белый маленький комочек,

Он лежит в моей руке.

Им рисуют на асфальте,

Пишут буквы на доске,

Белят потолки и печки.

Растворяется легко:

Попадет комочек в речку –

Утечёт как молоко.

                                (мел)

Вот он какой, каменный уголь. У вас на столах подносы. Найдите на них уголь. Какого он цвета? Он твёрдый или мягкий? Пачкает ли он руки? Каменный уголь не просто камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Его основу составляют остатки погибших растений, которые разлагаются, гниют, превращаются в рыхлый торф, а из него уже образуется уголь.

Что же произойдёт, если опустим его в воду? Уголь утонул. Он тяжёлый. Помешаем воду палочкой. Запомни: каменный уголь не растворим ни в одной из жидкостей.

Нужен ли уголь человеку? Для каких целей?

- даёт много тепла;

- на заводах и фабриках;

- для получения электроэнергии;

- при выплавке чугуна и стали;

- при изготовлении краски и лака.

Добыча ведётся как на поверхности земли, так и глубоко под землёй. Для этого строят шахты.

(Описание шахты).

Найдёт знаки угля на карте области.

А теперь найдите мел своих столах. Какого он цвета? Он оставляет цвет на доске. Значит, он крошится, сыплется. Руки пачкает, в воде он растворяется. Потому что мел – это известняк, который состоит из морских организмов и водорослей. Это затвердевший морской ил, в котором встречаются раковины моллюсков, скелеты морских ежей и даже кораллы.

Как вы думаете, где же используют мел?

- в с.х. для удобрения почвы и для подкормки животных;

- в промышленности для производства цемента и извести;

- для производства пластмассы, лака, краски, стекла и соды;

- с помощью мела очищают сахар от примесей;

- для изготовления лекарств и зубных паст.

Мел залегает на разных глубинах. Его можно обнаружить на берегах рек и глубоко под землёй.

Найдём на карте известняк.

Сегодня мы узнали много нового про уголь и мел. А сейчас я предлагаю вам нарисовать пейзаж мелом на чёрной бумаге. Лучшие работы поместим на выставку.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Организационно-образовательная деятельность по программе «Истоки» во второй младшей группе на…

Организационно-образовательная деятельность по программе «Истоки» во второй младшей группе на тему «Добрая книга» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. Цель: Первоначальное...

Конспект НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте…

Конспект НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в младшей группе (3-4 года) «В гости к гному Гоше и кукле Кате» Цель: Упражнять детей в правильном...

Проект «Хлеб - всему голова!»

Проект «Хлеб - всему голова!» Паспорт проекта Тема проекта Хлеб – всему голова! Вид проекта Практико-ориентированный, творческий Участники проекта Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет, их...

Читайте также

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов…

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов аппликации Актуальность исследования. На современном этапе одной из важнейших задач педагогической...

Выступление на педсовете по теме «Формирование у детей основ безопасной…

Выступление на педсовете по теме «Формирование у детей основ безопасной жизнедеятельности средствами художественной литературы» «Самое дорогое у человека – это жизнь». Н...

Конспект НОД по развитию связной речи детей при помощи мнемотаблиц

Конспект НОД по развитию связной речи детей при помощи мнемотаблиц Тема: «Сказка по щучьему велению» Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет). Цель: обогатить речевой...