Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию «Весна»

в подготовительной группе

Цель: Закрепить знания детей о характерных признаках ранней весны.

Задачи:

  • учить детей использовать выражения из стихов и рассказов о весне, строить развёрнутое суждение, умозаключения;
  • закрепить умение находить причинно – следственные связи и явления живой и неживой природы, использовать разнообразные прилагательные, глаголы, характеризующие весенние явления;
  • закрепить умение делать звуковой анализ слов, делить слова на слоги, придумывать предложения, использовать активный словарь по теме;
  • воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, социализация, музыка.

Оборудование: картина ранней весны, схема об объектах весны, предметные картинки с изображением птиц, гнёзд; фишки по обучению грамоте. Костюмы весны, ласточки; музыкальная запись с голосами птиц.

Предварительная работа: Ежедневные наблюдения за живой и неживой природой, чтение художественной литературы.

Методические приёмы: словесный, наглядный, художественное слово, дидактические игры.

Ход образовательной деятельности

Выглянуло солнышко из – за синей тучки, выглянуло и залюбовалось. Сколько оно по небу ни хаживало, сколько дива дивного не видывало, а такой красоты ещё никогда не встречало. Смотрит она на картину весны, глаз оторвать не может.

     Ребёнок: Пришли тёплые деньки,

                     Зазвенели ручейки,

                     Подснежник расцветает

                     Когда это бывает?

- Ещё пахнет талым снежком, но для тех, кто любит весну, кто её ждал, она     уже наступила.

- Дети, после какого времени года наступает весна?

- Какие приметы этого времени вы уже заметили?

- Дети, вам поможет рассказать о ранней весне вот эта графическая схема об объектах весны.

- Что происходит с солнцем?

- Какое небо весной?

- Какой день весной?

- Что происходит со снегом?

- Какие весенние цветы вы знаете?

- Что происходит с животными?

- Да ребята, вся природа просыпается весной, а особенно в лесу

(включается грамзапись с голосами птиц). На все лады пели – щебетали птицы.

- Дети, где и когда поют, заливаются птицы?

- Осенью птичьи голоса затихают, почему?

- Почему птицы покидают родные места?

- Дети, как говорят о перелётных птицах весной?

(птицы весну на своих крыльях принесли)

- Ребята, каких перелётных птиц вы знаете?

Первые посланцы весны – это грачи. В след за грачами скворцы прилетают, мчатся на родину ласточки, журавли, дикие утки, дикие гуси, стрижи, кукушки, цапли и т.д.

- Какая первая забота у птиц весной?

(Поправлять старые гнёзда и построить новые.)

- Вот гнёзда готовы, какая следующая забота у птиц?

(отложить яйца, вывести птенцов.)

Дидактическая игра «Чьё гнездо?»

- Ребята, вы хорошо знаете перелётных птиц, но сегодня я познакомлю вас с новой птицей – это Щегол.

Щегол – одна из самых красивых птиц, часто встречающихся в наших лесах.

В оперении этой пташки бросаются в глаза красный лоб и горло, а также ярко – жёлтые полоски на чёрных крыльях. За такой праздничный, щегольский наряд птицу и назвали «Щеглом». Селятся Щеглы в уютных рощицах, фруктовых садах, неподалеку от пышных кустов и зарослей бурьяна. Здесь в середине мая, когда начнут пушиться тополь и ива, Щегол приступит к строительству гнезда. Одна важная особенность гнезда Щегла: располагается оно далеко от ствола и высоко от земли. Любимое лакомство Щегла – головки чертополоха и репейника.

 Дидактическая игра «Назови птицу, птенца, птенцов».

Кукушка – кукушонок – кукушата

Грач – грачонок – грачата

Аист – аистёнок – аистята

Журавль – журавлёнок – журавлята

Лебедь – лебедёнок – лебедята

Щегол – щеглёнок - щеглята

- Дети, а мы с вами можем как – то помочь птицам весной?

- Вы, не обижаете птиц?

- Не делайте этого ни когда. Потому, что птицы настоящие небесные цветы. Они способны приносить только праздник. Берегите их и они ответят вам любовью и светлой радостью в душе!

Ребята, весну издавна любил народ, её ласково называли.

- Как её называли?

(Весна - красна)

- Почему?

- Какие пословицы, поговорки вы знаете?

- Как в народе называют весенние месяцы?

Март – весной света

Апрель – весной воды

Май – весной цветов

Дети, весна – это замечательное, прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого зимнего сна. Недаром поэты называют

Весну утром года! Вот и вы сейчас расскажите в своих стихах, как пробуждается природа.

Весна приходит за зимой

Тепло приносит нам с тобой

Приносит небо голубое

Сосульки, пенье ручейка

Проталины и первоцветы

И таянье на речках льда

                   Весна приносит первые листочки

                   И нежность шёлковой травы

                  И лопанье душистых почек

                   Садов прекрасные цветы

                   Птиц перелётных новоселье

                   И насекомых звонких рой

                   Конец медвежьей зимней спячки

                   Приносит в лес весна с собой

С Весной ликует всё живое!

Линяют звери по весне,

Детей заводят, кормят, учат

Жизнь пробуждается везде!

- Ребята, какое настроение бывает у людей весной?

- Придумайте определение к слову весна!

- Весна, какая?

(тёплая, красивая, голубая, зленная, шумная, красная и т.д.)

- Про что можно сказать весенний, весенняя, весеннее?

Физкультминутка «Хомка, Хомка – хомячок»

- Сделайте звуковой анализ слов.

- Разделите слова на слоги.

- Придумайте предложения с этими словами.

Дидактическая игра «Скажи ласково».

Ручей – ручеёк - Лужа – лужица

Дерево – деревце

Почка – почечка и т.д.

- Ребята, Весна – это праздник пробуждения природы. Всё живое население лесов, полей, озёр, рек тянется к теплу, к солнечному свету и ждёт от Весны радости и милости.

- Давайте позовём к себе Весну!

(чтение потешек)

Иди весна, иди красна    

Принеси ржаной колосок

Овсяной снопок  

Большой урожай в наш край.

                   Весна – весна красная

                   Приди весна ясная

                   Приди весна с радостью

                   Приди весна с милостью

С солнцем горячим,

С дождём обильным

Принеси урожай

В наш счастливый край.

(прилетает ласточка)

- Ласточка, ласточка, милая ласточка ты, где была, ты с чем пришла?

- За морем бывала, весну добывала

Несу, несу, весну красну.

(появляется Весна)

Идёт матушка Весна

Отворяй-ка ворота

Первым Март пришёл

Белый снег сошёл

А за ним и Апрель

Отворил окно и дверь

А уж как пришёл Май

Солнце в терем приглашай.

 

Весна: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуй Весна!

Ребёнок: Ну весна, как дела?

Весна: У меня уборка

Ребёнок: Для чего тебе метла?

Весна: Снег смести с пригорка

Ребёнок: Для чего тебе ручьи?

Весна: Мусор смыть с дорожки

Ребёнок: Для чего тебе лучи?

Весна: Для уборки тоже

           Я лужайки подсушу

           Всех Вас в гости приглашу.

Ребята, я всех вас приглашаю в хоровод «Веснянка»

Литература:

1. Горбатенко О.Ф.   «Система экологического воспитания в дошкольных учреждениях» - Волгоград: Учитель, 2007. – 286с.

3. Маневцова, Л. М. Мир природы и ребёнок. Методика экологического воспитания./ Л. М. Маневцова. – Ст. – П. Акцидент, 2000. – 319с.

4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию 2006г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развлечение в средней группе «Весеннее солнышко и пальчики»

Развлечение в средней группе «Весеннее солнышко и пальчики» - Вот и к нам весна пришла, Солнце людям принесла. Солнце ярко засветило И снежок весь...

Логоритмическое занятие в старшей группе по теме: «Части тела»

Логоритмическое занятие в старшей группе по теме: «Части тела» Задачи: Развивать динамическую координацию движений, пространственную организацию движений, мелкую и мимическую моторику. Воспитывать произвольное...

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе. Тема «Путешествие в…

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе. Тема «Путешествие в сказку» Образовательная область «Познавательное развитие». Цель: Закрепить и обобщить знания детей о свойствах...

Читайте также

Проблемы воспитания личности дошкольника в современных условиях

Проблемы воспитания личности дошкольника в современных условиях Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий...

Сценарий праздника ко дню 8 марта «Поиграем в магазин» для…

Сценарий праздника ко дню 8 марта «Поиграем в магазин» для детей 4-5 лет Звучит песня «Весна пришла». Дети «цепочкой» входят в зал...

Конспект праздника «Здравствуй, детский сад!»

Конспект праздника «Здравствуй, детский сад!» Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса к...