Конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности в
старшей группе «Церковь»
Программные задачи:
- Продолжать знакомить детей с русским зодчеством, его разнообразием в архитектурных композициях, имеющих художественное и историческое значение, в том числе и храмах нашего города;
- Познакомить детей с архитектурными деталями: колонны, фронтоны, широкой лестницы, башни, купола, шпили, арки, колокольни….;
- Учить самостоятельно придумывать и изображать церковь, опираясь на обобщенные представления о строении церквей и архитектурных элементах;
- Упражнять в закрашивании рисунка с разным нажимом карандаша, получении интенсивного, яркого цвета при закрашивании куполов, крыши и рисовании мелких деталей (арочная форма окон, дверей) и светлого тона при закрашивании стен церкви и неба;
- Воспитывать чувство любви к своему городу.
Новые слова: фронтоны, колонны, купола, арки, барельеф, вселенная, держава, песнопения, богослужения, священнослужители
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и открыток с изображением зданий разной архитектуры, рисование, конструирование, аппликация, лепка зданий разного назначения, заучивание стихов Е.Санина «Православная азбука для детей».
Материал: альбомный лист бумаги, графитный и цветные карандаши на каждого ребенка, мяч, иллюстрации церквей, грамзапись спокойной музыки, звон колоколов.
Ход занятия:
- Ребята, послушайте внимательно загадку и отгадайте её
Этот дом - не просто дом:
Он красивый и с крестом.
Золотые купола,
Звонкие колокола!
Помолиться в этот дом
Ходят в трепете святом.
По утрам и вечерам.
Это православный…(храм).
- Как еще по- другому называют храм? (Ответы детей).
- Церковь - это особый дом, посвященный Богу. В ней пребывает благодать - Дух Святой, который подается нам через совершающих богослужение священнослужителей. Иисус Христос даровал нам в своей Святой Церкви все силы и средства к очищению, обновлению и украшению нашего внутреннего храма.
- Ребята, что это звучит? (слышен звон колоколов).
- Для чего они нужны церкви?
- В Москве на Красной площади есть удивительной красоты храм Василия Блаженного, построенный в далёкие-далёкие времена. Сверху донизу этот храм украшен лепными узорами, а его башни – круглыми куполами и все они разные. А самая высокая башня увенчана золотым куполом. В нашем городе есть много красивых зданий, которые похожи друг на друга, а вот архитектура церквей не повторяется. Церковь подобна кораблю, плывущему по бурным волнам жизни к тихой гавани.
- Кто знает, какие церкви есть в нашем городе? (Свято – Троицкий собор, Свято – Никольская церковь, храм Иоанна Крестителя, Григорианская церковь, строится на Черемушках храм Рождества Христова).
- Как вы думаете, чем отличается здание церкви от других построек нашего города?
- Правильно, у всех церквей есть купола с крестами и колокольни. Все православные христиане поклоняются кресту и поют песнопения: «Крест – хранитель всей вселенной, крест – красота церкви, крест – царей держава, крест – верующих утверждение, крест – ангелов слава…».
- На что похож купол церкви?
(Рассматривание церквей Краснодарского края на иллюстрациях).
- Перед вами две церкви Кубани: Покрова Божьей Матери в станице Каневской, построенной в 1911 году и церковь Успения Пресвятой Богородицы в городе Славянске-на-Кубани, построенной в конце 19 века. Обратите внимание на фронтоны – треугольное пространство под скатами крыши. А вот лепные выпуклые украшения, их называют барельефами. Нижний фронтон поддерживают высокие белые колоны. Окна с закругленным верхом называются арочными. Украшают церкви башни с куполами.
Дидактическая игра «Покажи, что я назову».
Звучит музыка. Дети стоят по кругу и передают мяч. Ребенок называет картинку с изображением архитектурных деталей, когда музыка заканчивается.
- Ребята, а сейчас вы будете настоящими художниками и нарисуете церковь. Подумайте, из какого материала будет ваша постройка: деревянная, как храм Иоанна Крестителя или белокаменная, какСвято- Никольский храм. А может, вы нарисуете ее кирпичной, как Григорианская церковь. Не забудьте о том, как будет выглядеть вашфасад, сколько и какой формы купола. При размещении окон и дверей не забудьте, чтобы они были нарисованы симметрично, то есть на одном уровне, в их расположении. Набросок рисунка вы выполните графитным карандашом. Карандаш следует держать наклонно к бумаге, подальше от его кончика.
- Как вы будете раскрашивать? …Правильно, не выходя за контур.
При закрашивании куполов, фронтонов, дверей карандаш следует держать ближе к его кончику и рисовать с сильным нажимом.
(Самостоятельная деятельность детей).
Физминутка. (АВТОР)
Тук-тук молотком тут и там Дети иммитируют
Дети строят новый храм стук молотка.
Молоточком по гвоздикам застучали Повернулись вправо -
И гвоздики в доски быстро забивали влево
Строят крышу и крыльцо – Руки вверх - вниз
Получилось хорошо.
Вот идет маляр с ведром Плавные движения
Он покрасит новый храм. руками вправо-влево
- Ребята, какие красивые работы у вас получились. Посмотрите на все церкви и выберите самую лучшую на ваш взгляд. Расскажите, почему именно эта работа вам понравилась. ( Ответы 2-3 детей)
- Ребята, кто хочет рассказать стихотворения о церквях?
Мы ходили редко в храм
А теперь мы часто там
Почему? Да потому,
Что узнала точно мама –
Нет спасения без храма.
Вслед смотри без укоризны
Тем, кто в церковь не идет.
Пожалей их: после жизни
Что хорошего их ждет.
Остров небесный на грешной земле –
Вот что такое храм!
Чтобы совсем не погибнуть во зле,
Богом дарован он нам! (Е.Санин).
Читайте также |
---|
Занятие по ОМЦ «Доброта нужна всем»
Занятие по ОМЦ «Доброта нужна всем» (Подготовительная к школе группа) Цель: продолжать формирование нравственных ценностей: добро, уважение, любовь, способствовать развитию сочувствия, сопереживания. Ход...
Сценарий праздника «День мамы» для средней группы
Сценарий праздника «День мамы» для средней группы Звучит музыка. Нарядные дети входят в зал, встают около стульев. Ведущая: Сегодня, друзья, самый нежный и...
Метод воспитания – слово
Метод воспитания – слово Взрослому родителю хочется воплотить в реальность все самое лучшее в этом мире: мечты, планы и надежды. С...