Занятие по патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы
«Наро-Фоминск - город-герой, город воинской славы»

Ход занятия.

Звучит песня военных лет. На мультимедийной установке слайд с изображением памятника с надписью «Наро–Фоминск – город – герой, город – труженик».

Входят дети, садятся на стульчики.

В-ль: - Здравствуйте, уважаемые гости!

- Ребята, к нам сегодня пришло очень много гостей: воспитатели из нашего и  других детских садов,  дети – выпускники нашего детского сада. Они уже школьники, и, как старшее поколение, пришли вам, младшему поколению, передать свои знания.

- Ребята, как вы уже заметили, занятие у нас с вами сегодня необычное. Оно посвящено Освобождению нашего города Наро-Фоминска. 26 декабря – день Освобождения Наро-Фоминска от немецко-фашистских захватчиков.

Реб:

- Летней ночью, на рассвете,

Когда мирно спали дети,

Гитлер дал войскам приказ!

И послал солдат немецких

Против всех людей советских –

Это значит, против нас….

В-ль: - 22июня 1941 года без объявления войны фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. На небольшие по численности войска прикрытия обрушился удар немецко-фашистских полчищ. Они уже к тому времени захватили такие страны как  Литва, Латвия, Белоруссия, Украина. Враг рвался к Москве! Немцы считали, что, захватив Москву, они подчинят себе всю страну.

- Враги к Москве подступали с разных направлений.

На мольберте висит карта Московской  области.

В-ль: - Ребята, посмотрите, вот карта Московской области, вот звёздочкой выделена Москва, красным цветом – наш город  Наро-Фоминск, а черными стрелками показано, откуда наступали враги. Вот одним из путей нападения на Москву был путь через наш город.

Реб: - Немцы наш город называли «калиткой» столицы, потому что они считали, что, захватив Наро-Фоминск, они легко подберутся к Москве.

На мультимедийной установке показана мирная жизнь до войны.

В-ль: - И вот в октябре 1941 года нападение гитлеровских захватчиков прервало мирный труд жителей Наро –Фоминска.

На мультимедийной установке показана подготовка к обороне города.

В-ль: - Сформировались партизанские отряды. В лесах строились землянки, возводились укрепления. Темными ночами на базы возили продовольствие, имущество, боеприпасы.  Шла  подготовка к обороне родного города Наро-Фоминска.

Слайд меняется: показана стрельба, бой. Звук артиллерийский стрельбы.

В-ль: - Всё слышнее и слышнее становилась артиллерийская стрельба. С наступлением темноты на небе можно было видеть огненные отблески.

...Враги приближались к нашему городу. 15 октября фашисты захватили город Боровск и двинулись к Наро-Фоминску. Ребята, 6 суток шел ожесточенный воздушный и наземный бой на подступах к нашему городу. 

Звук бомбардировки. На мультимедийной установке: бомбардировка города.

В-ль: - 21 октября 1941 года немцы ворвались в наш город. На Наро-Фоминск начали сбрасывать бомбы немецкие самолеты.  Бомбардировки следовали одна за другой.  Город объяло пламенем, рушились здания, была прервана связь, выведен из строя водопровод, образовалось много завалов…

Реб: - Одна бомба попала в гараж фабричной пожарной команды. На боевом посту погиб дежурный телефонист пожарной команды Ефимов, убит начальник караула Гришин, тяжело ранен боец Коряжкин,  при тушении  пожара ткацкого корпуса Сазонов был сброшен с крыши взрывной волной.

Реб: - Прямое попадание в дом номер 4 оборвало жизнь 17 человек.

В-ль: - Конечно, ребята, погибло очень много людей…

На преодоление 30 км, отделяющие Боровск от Наро-Фоминска, фашистские войска затратили 6 дней. Это время, выигранное нашими войсками, командование использовало для того, чтобы подтянуть к нашему городу подкрепление.

Реб: - Газета «Правда» призывала: «Нельзя ни на шаг дальше пропускать врага к Москве! Надо удесятерить стойкость защитников Москвы, не допускать слабых мест в обороне, помня завет Родины: «Ни шагу назад! Под Москвой должен начаться разгром врага!».

В-ль: - Бои в нашем городе продолжались несколько дней.

- Давайте послушаем стихотворение, которое нам прочтет ученица 1 класса.

 

Уч-ца 1кл.: Почернело солнце. Тучи мглисты.

Порохом пропахла синева.

Впереди, за Нарою, - фашисты,

За спиною – ратная Москва.

Здесь проходит наша оборона,

Насмерть здесь немало дней стоят

С храбрым комиссаром  батальона

Тридцать восемь стреляных солдат.

На счету гранаты  и патроны.

Фронтовой мороз колюч и яр.

Но бойцы бодры и непреклонны –

Рядом с ними славный комиссар.

Смотрит вдаль он пристально и строго,

Гладя серебро своих седин:

- Земляки, у нас одна дорога –

От Наро-Фоминска на Берлин.

В зареве огней и тучах дыма

Путь к победе пробивали вы.

И от Нары -

От ворот Москвы –

Вы дошли до самого Берлина.

На слайде: река Нара в военное время.

В-ль: - Река Нара, протекающая в нашем городе, стала местом ожесточенных боев. Фронт проходил по реке и делил город на 2 части. Одна часть была в руках наших солдат, другая – в руках врага.

Дети: Не широка речушка Нара

На вид, ну что твой ручеек.

Но костью в горле она стала

Фашистам вдоль и поперек.

Не проглотить ее, не сплюнуть,

Не переплыть, не обойти.

Она «Блицкригу» и «Тайфуну»

Преградой  стала на пути.

Земля дышала под ногами,

Гремел набат: «Москва за нами!»

Наш город бастионом стал.

В кровавых отблесках закаты,

Свист пуль, вой бомб, разрывы мин.

Но встали насмерть здесь солдаты

За мой родной Наро-Фоминск.

За каждый шаг и за высоты,

За каждый метр родной земли

Они сводили  с врагом счеты,

Себя в боях не берегли.

Реб: - Притихла Нара для броска…

В руках солдат – она рука

На спуске верного курка…

Она – передовой дозор Москвы,

Она – боец и комиссар.

За Нарою лежит страна,

И Нара – всей стране видна…

И я от Нары не уйду…

Москва за нами на виду!

Пять русских у лесной реки

Стояли насмерть до конца.

Когда пришли сибиряки,

Уже не бились их сердца…

Лишь кто-то мелом написал

На окровавленном щите:

«Прощай Москва! На высоте

Здесь каждый честно умирал…»

Слайд меняется: на экране танкист у танка.

В-ль: - Пройдут века, но в памяти нашего народа никогда не забудутся подвиги людей, бесстрашно сражавшихся в годы Великой Отечественной Войны.

- Ребята, давайте расскажем об одном из них, о подвиге лейтенанта Хетагурова.

Дети: Лейтенант Хетагуров предложил смелый план разведки: ворваться на танке в занятый врагом город и установить расположение огневых средств  врага.  Командование дивизии одобрило этот план. Тяжелый танк прошел через кладбище, спустился к реке и ринулся на огромной скорости в расположение противника. Немцы не ожидали…

На улице началась беспорядочная стрельба. Хетагуров, заметив у одного из домов скопление вражеских машин и солдат, развернул танк и со всего хода ударил по зданию.

Выведя танк на центральную улицу, Хетагуров повел его к штабу дивизии. Первым выстрелом он разбил стену, вторым – обрушил крышу и потолок. От следующих выстрелов дом обвалился и вспыхнул.

В это время Хетагуров заметил, что по нему бьют противотанковые пушки. Быстро развернув танк, он нашел их на площади у церкви и раздавил. Обратный путь танк прокладывал себе по шоссе, затянутому ротой немецких солдат. «Огненный рейс» экипажа Хетагурова продолжался 1 час 40 минут.

В-ль: - Подобных подвигов было немало.

За  2 месяца фашисты превратили город в груды развалин. Руины и пепел пожарищ остались на месте городских строений.

На мультимедийной установке: слайд о разрушенном городе.

В-ль: - Враги взорвали родильный дом, сожгли помещение районной библиотеки, две школы, аптеку, детские сады, хлебозавод.

- Ребята, а когда вы слышите слово «война», какое чувство оно у вас вызывает, какая картинка возникает перед глазами, какие слова-ассоциации приходят вам на ум?

Дети дают ответы (говорят слова – ассоциации к слову «война»).

В-ль: - Были трудные бои, много людей погибло тогда…

Но к исходу дня, 26 декабря 175-й мотострелковый полк нанес врагу решительный удар, и выбил гитлеровцев из Наро-Фоминска.  Враг на Москву не прошел!

Реб: Пришел наш час, расправив спину,

С боями, сквозь огонь и дым,

Погнал солдат стальную силу

От речки Нары на Берлин.

На слайде: фото орденов и медалей.

В-ль: - Родина не забыла бойцов-героев и наградила их орденами и медалями. Именами героев названы корабли, улицы, школы, площади и даже планеты в дальнем космосе…

- Ребята, а какие вы знаете улицы в нашем городе, которые названы именами героев Великой Отечественной Войны?

Дети: - Георгий Константинович Жуков – герой Советского Союза, маршал Победы. Улица имени Жукова.

- Дмитрий Погодин – командир танковой роты. За мужество и подвиги присвоено звание героя Советского Союза. Улица Погодина.

- Василий Шибанков – полковник, герой Советского Союза. Пал смертью храбрых в борьбе с фашистами.

- Василий Пешехонов – герой Советского Союза. Его именем названа улица в нашем городе. Он повторил подвиг Матросова.

- Павел Полубояров – герой Советского Союза, командир танкового полка. Его именем названа улица в нашем городе.

- Павел Новиков – командир. Его полк оборонял Наро-Фоминск. Улица Новикова.

- Братья Курзенковы – летчики. Герои Советского Союза. Погибли, защищая Москву. Улица братьев Курзенковых.

- Василий Ермолаев – командир танка. Геройски погиб в 19 лет. Его именем названа улица в нашем городе.

В-ль: - Люди помнят о героях , и повсюду на нашей земле стоят памятники защитникам Родины.

Слайд меняется: памятник.

Дети: Наш путь к Победе был не близкий,

Мы помним павших имена.

И встали, встали обелиски

Там, где стеной прошла война.

Они и в бронзе, и в граните

Стоят у Мира на виду.

Потомки! Память сохраните

О тех, кто победил войну.

И там, де бои гремели,

Нам трель соловья слышна,

На братских могилах ели,

Священные имена.

Трубите сильней, фанфары,

О грозных сороковых.

О тех, кто погиб у Нары,

О тех, кто еще в живых!

В-ль: - Ребята, и на территории Наро-Фоминска тоже есть памятники защитникам Родины. Давайте посмотрим, и назовем их:

На слайдах памятники Наро-Фоминска.

- Мемориал всем павшим за детской поликлиникой на ул. Калинина (Родина-мать, братская могила);

- Памятник латышским стрелкам в парке Ёлочки;

- Самолет в Парке Победы;

- Памятник Матросам у железнодорожной линии;

- Танк у Никольского собора;

- Три танка у главного КПП 4-й танковой Кантемировской бригады;

- Мемориальный щит на 70-м км Киевского шоссе « Наро-Фоминск- город – герой, город – труженик».

В-ль: - В 2010 году был издан указ правительства о присвоении нашему городу за боевые заслуги звание «Город воинской славы» . В эту честь была построена  на площади победы Стелла Воинской Славы. Наш город награжден «орденом Отечественной войны 1 степени».

Слайды с фотографией  Стеллы, ордена.

В-ль: - Давайте послушаем стихотворение ученицы 3-го класса.

 

Уч-ца 3 кл.:

Никогда не забыть нам суровой зимы,

Грохот танков врага у порогов Москвы,

Город Наро-Фоминск в сорок первом году

Грудью встретил стальную орду.

Шли на подвиг бессмертный народов сыны,

Чтобы билось могучее сердце страны.

Разгромили фашистов в суровых боях

На заснеженных русских полях.

Вдоль реки часовыми родной стороны

Обелиски стоят на могилах страны.

Под  Москвою  решалась судьба всей страны,

Будем памяти павших верны.

В-ль: Будем Родину нашу и мир охранять,

Чтобы люди могли и любить, и мечтать.

Вдохновленным трудом, город, славься в веках,

Процветай на родных берегах.

- Ребята, мы с вами сегодня поговорили о том, что наш город пережил в годы Великой Отечественной войны, как наши войска прогнали фашистов, освободили город Наро-Фоминск от врагов, вспомнили  героев, чьими именами названы улицы, назвали памятники защитникам Родины в нашем городе. Понравилось вам занятие? На этом наше занятие закончено.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Использование театрализованных игр и элементов драматизации в работе по речевому…

Использование театрализованных игр и элементов драматизации в работе по речевому развитию детей раннего возраста «Театр - это волшебный мир, он дает...

Методы и приемы, помогающие повысить мотивацию на занятиях у старших…

Методы и приемы, помогающие повысить мотивацию на занятиях у старших дошкольников Мотивация – это процесс побуждения, это совокупность внутренних и внешних...

Конспект интегрированного занятия познавательного цикла по экологии с элементами экспериментирования…

Конспект интегрированного занятия познавательного цикла по экологии с элементами экспериментирования и физкультуры в старшей группе «Юные защитники леса» Задачи: Познавательное развитие: развивать умение анализировать экологическую...

Читайте также

«Город мастеров» для детей дошкольного возраста

«Город мастеров» для детей дошкольного возраста Формирование представлений у дошкольников о мире профессий – это важный этап в профессиональном самоопределении их...

Сценарий развлечения «Хитрые задачки Светофорчика»

Сценарий развлечения «Хитрые задачки Светофорчика» Старшая группа Цель: закрепление знаний дошкольников о дорожных знаках и правилах безопасного поведения на дороге. Задачи: - закрепить у...

Дидактическая игра «Мастерим бусы» для детей младшего возраста

Дидактическая игра «Мастерим бусы» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних...