Занятие по патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы
«Наро-Фоминск - город-герой, город воинской славы»
Ход занятия.
Звучит песня военных лет. На мультимедийной установке слайд с изображением памятника с надписью «Наро–Фоминск – город – герой, город – труженик».
Входят дети, садятся на стульчики.
В-ль: - Здравствуйте, уважаемые гости!
- Ребята, к нам сегодня пришло очень много гостей: воспитатели из нашего и других детских садов, дети – выпускники нашего детского сада. Они уже школьники, и, как старшее поколение, пришли вам, младшему поколению, передать свои знания.
- Ребята, как вы уже заметили, занятие у нас с вами сегодня необычное. Оно посвящено Освобождению нашего города Наро-Фоминска. 26 декабря – день Освобождения Наро-Фоминска от немецко-фашистских захватчиков.
Реб:
- Летней ночью, на рассвете,
Когда мирно спали дети,
Гитлер дал войскам приказ!
И послал солдат немецких
Против всех людей советских –
Это значит, против нас….
В-ль: - 22июня 1941 года без объявления войны фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. На небольшие по численности войска прикрытия обрушился удар немецко-фашистских полчищ. Они уже к тому времени захватили такие страны как Литва, Латвия, Белоруссия, Украина. Враг рвался к Москве! Немцы считали, что, захватив Москву, они подчинят себе всю страну.
- Враги к Москве подступали с разных направлений.
На мольберте висит карта Московской области.
В-ль: - Ребята, посмотрите, вот карта Московской области, вот звёздочкой выделена Москва, красным цветом – наш город Наро-Фоминск, а черными стрелками показано, откуда наступали враги. Вот одним из путей нападения на Москву был путь через наш город.
Реб: - Немцы наш город называли «калиткой» столицы, потому что они считали, что, захватив Наро-Фоминск, они легко подберутся к Москве.
На мультимедийной установке показана мирная жизнь до войны.
В-ль: - И вот в октябре 1941 года нападение гитлеровских захватчиков прервало мирный труд жителей Наро –Фоминска.
На мультимедийной установке показана подготовка к обороне города.
В-ль: - Сформировались партизанские отряды. В лесах строились землянки, возводились укрепления. Темными ночами на базы возили продовольствие, имущество, боеприпасы. Шла подготовка к обороне родного города Наро-Фоминска.
Слайд меняется: показана стрельба, бой. Звук артиллерийский стрельбы.
В-ль: - Всё слышнее и слышнее становилась артиллерийская стрельба. С наступлением темноты на небе можно было видеть огненные отблески.
...Враги приближались к нашему городу. 15 октября фашисты захватили город Боровск и двинулись к Наро-Фоминску. Ребята, 6 суток шел ожесточенный воздушный и наземный бой на подступах к нашему городу.
Звук бомбардировки. На мультимедийной установке: бомбардировка города.
В-ль: - 21 октября 1941 года немцы ворвались в наш город. На Наро-Фоминск начали сбрасывать бомбы немецкие самолеты. Бомбардировки следовали одна за другой. Город объяло пламенем, рушились здания, была прервана связь, выведен из строя водопровод, образовалось много завалов…
Реб: - Одна бомба попала в гараж фабричной пожарной команды. На боевом посту погиб дежурный телефонист пожарной команды Ефимов, убит начальник караула Гришин, тяжело ранен боец Коряжкин, при тушении пожара ткацкого корпуса Сазонов был сброшен с крыши взрывной волной.
Реб: - Прямое попадание в дом номер 4 оборвало жизнь 17 человек.
В-ль: - Конечно, ребята, погибло очень много людей…
На преодоление 30 км, отделяющие Боровск от Наро-Фоминска, фашистские войска затратили 6 дней. Это время, выигранное нашими войсками, командование использовало для того, чтобы подтянуть к нашему городу подкрепление.
Реб: - Газета «Правда» призывала: «Нельзя ни на шаг дальше пропускать врага к Москве! Надо удесятерить стойкость защитников Москвы, не допускать слабых мест в обороне, помня завет Родины: «Ни шагу назад! Под Москвой должен начаться разгром врага!».
В-ль: - Бои в нашем городе продолжались несколько дней.
- Давайте послушаем стихотворение, которое нам прочтет ученица 1 класса.
Уч-ца 1кл.: Почернело солнце. Тучи мглисты.
Порохом пропахла синева.
Впереди, за Нарою, - фашисты,
За спиною – ратная Москва.
Здесь проходит наша оборона,
Насмерть здесь немало дней стоят
С храбрым комиссаром батальона
Тридцать восемь стреляных солдат.
На счету гранаты и патроны.
Фронтовой мороз колюч и яр.
Но бойцы бодры и непреклонны –
Рядом с ними славный комиссар.
Смотрит вдаль он пристально и строго,
Гладя серебро своих седин:
- Земляки, у нас одна дорога –
От Наро-Фоминска на Берлин.
В зареве огней и тучах дыма
Путь к победе пробивали вы.
И от Нары -
От ворот Москвы –
Вы дошли до самого Берлина.
На слайде: река Нара в военное время.
В-ль: - Река Нара, протекающая в нашем городе, стала местом ожесточенных боев. Фронт проходил по реке и делил город на 2 части. Одна часть была в руках наших солдат, другая – в руках врага.
Дети: Не широка речушка Нара
На вид, ну что твой ручеек.
Но костью в горле она стала
Фашистам вдоль и поперек.
Не проглотить ее, не сплюнуть,
Не переплыть, не обойти.
Она «Блицкригу» и «Тайфуну»
Преградой стала на пути.
Земля дышала под ногами,
Гремел набат: «Москва за нами!»
Наш город бастионом стал.
В кровавых отблесках закаты,
Свист пуль, вой бомб, разрывы мин.
Но встали насмерть здесь солдаты
За мой родной Наро-Фоминск.
За каждый шаг и за высоты,
За каждый метр родной земли
Они сводили с врагом счеты,
Себя в боях не берегли.
Реб: - Притихла Нара для броска…
В руках солдат – она рука
На спуске верного курка…
Она – передовой дозор Москвы,
Она – боец и комиссар.
За Нарою лежит страна,
И Нара – всей стране видна…
И я от Нары не уйду…
Москва за нами на виду!
Пять русских у лесной реки
Стояли насмерть до конца.
Когда пришли сибиряки,
Уже не бились их сердца…
Лишь кто-то мелом написал
На окровавленном щите:
«Прощай Москва! На высоте
Здесь каждый честно умирал…»
Слайд меняется: на экране танкист у танка.
В-ль: - Пройдут века, но в памяти нашего народа никогда не забудутся подвиги людей, бесстрашно сражавшихся в годы Великой Отечественной Войны.
- Ребята, давайте расскажем об одном из них, о подвиге лейтенанта Хетагурова.
Дети: Лейтенант Хетагуров предложил смелый план разведки: ворваться на танке в занятый врагом город и установить расположение огневых средств врага. Командование дивизии одобрило этот план. Тяжелый танк прошел через кладбище, спустился к реке и ринулся на огромной скорости в расположение противника. Немцы не ожидали…
На улице началась беспорядочная стрельба. Хетагуров, заметив у одного из домов скопление вражеских машин и солдат, развернул танк и со всего хода ударил по зданию.
Выведя танк на центральную улицу, Хетагуров повел его к штабу дивизии. Первым выстрелом он разбил стену, вторым – обрушил крышу и потолок. От следующих выстрелов дом обвалился и вспыхнул.
В это время Хетагуров заметил, что по нему бьют противотанковые пушки. Быстро развернув танк, он нашел их на площади у церкви и раздавил. Обратный путь танк прокладывал себе по шоссе, затянутому ротой немецких солдат. «Огненный рейс» экипажа Хетагурова продолжался 1 час 40 минут.
В-ль: - Подобных подвигов было немало.
За 2 месяца фашисты превратили город в груды развалин. Руины и пепел пожарищ остались на месте городских строений.
На мультимедийной установке: слайд о разрушенном городе.
В-ль: - Враги взорвали родильный дом, сожгли помещение районной библиотеки, две школы, аптеку, детские сады, хлебозавод.
- Ребята, а когда вы слышите слово «война», какое чувство оно у вас вызывает, какая картинка возникает перед глазами, какие слова-ассоциации приходят вам на ум?
Дети дают ответы (говорят слова – ассоциации к слову «война»).
В-ль: - Были трудные бои, много людей погибло тогда…
Но к исходу дня, 26 декабря 175-й мотострелковый полк нанес врагу решительный удар, и выбил гитлеровцев из Наро-Фоминска. Враг на Москву не прошел!
Реб: Пришел наш час, расправив спину,
С боями, сквозь огонь и дым,
Погнал солдат стальную силу
От речки Нары на Берлин.
На слайде: фото орденов и медалей.
В-ль: - Родина не забыла бойцов-героев и наградила их орденами и медалями. Именами героев названы корабли, улицы, школы, площади и даже планеты в дальнем космосе…
- Ребята, а какие вы знаете улицы в нашем городе, которые названы именами героев Великой Отечественной Войны?
Дети: - Георгий Константинович Жуков – герой Советского Союза, маршал Победы. Улица имени Жукова.
- Дмитрий Погодин – командир танковой роты. За мужество и подвиги присвоено звание героя Советского Союза. Улица Погодина.
- Василий Шибанков – полковник, герой Советского Союза. Пал смертью храбрых в борьбе с фашистами.
- Василий Пешехонов – герой Советского Союза. Его именем названа улица в нашем городе. Он повторил подвиг Матросова.
- Павел Полубояров – герой Советского Союза, командир танкового полка. Его именем названа улица в нашем городе.
- Павел Новиков – командир. Его полк оборонял Наро-Фоминск. Улица Новикова.
- Братья Курзенковы – летчики. Герои Советского Союза. Погибли, защищая Москву. Улица братьев Курзенковых.
- Василий Ермолаев – командир танка. Геройски погиб в 19 лет. Его именем названа улица в нашем городе.
В-ль: - Люди помнят о героях , и повсюду на нашей земле стоят памятники защитникам Родины.
Слайд меняется: памятник.
Дети: Наш путь к Победе был не близкий,
Мы помним павших имена.
И встали, встали обелиски
Там, где стеной прошла война.
Они и в бронзе, и в граните
Стоят у Мира на виду.
Потомки! Память сохраните
О тех, кто победил войну.
И там, де бои гремели,
Нам трель соловья слышна,
На братских могилах ели,
Священные имена.
Трубите сильней, фанфары,
О грозных сороковых.
О тех, кто погиб у Нары,
О тех, кто еще в живых!
В-ль: - Ребята, и на территории Наро-Фоминска тоже есть памятники защитникам Родины. Давайте посмотрим, и назовем их:
На слайдах памятники Наро-Фоминска.
- Мемориал всем павшим за детской поликлиникой на ул. Калинина (Родина-мать, братская могила);
- Памятник латышским стрелкам в парке Ёлочки;
- Самолет в Парке Победы;
- Памятник Матросам у железнодорожной линии;
- Танк у Никольского собора;
- Три танка у главного КПП 4-й танковой Кантемировской бригады;
- Мемориальный щит на 70-м км Киевского шоссе « Наро-Фоминск- город – герой, город – труженик».
В-ль: - В 2010 году был издан указ правительства о присвоении нашему городу за боевые заслуги звание «Город воинской славы» . В эту честь была построена на площади победы Стелла Воинской Славы. Наш город награжден «орденом Отечественной войны 1 степени».
Слайды с фотографией Стеллы, ордена.
В-ль: - Давайте послушаем стихотворение ученицы 3-го класса.
Уч-ца 3 кл.:
Никогда не забыть нам суровой зимы,
Грохот танков врага у порогов Москвы,
Город Наро-Фоминск в сорок первом году
Грудью встретил стальную орду.
Шли на подвиг бессмертный народов сыны,
Чтобы билось могучее сердце страны.
Разгромили фашистов в суровых боях
На заснеженных русских полях.
Вдоль реки часовыми родной стороны
Обелиски стоят на могилах страны.
Под Москвою решалась судьба всей страны,
Будем памяти павших верны.
В-ль: Будем Родину нашу и мир охранять,
Чтобы люди могли и любить, и мечтать.
Вдохновленным трудом, город, славься в веках,
Процветай на родных берегах.
- Ребята, мы с вами сегодня поговорили о том, что наш город пережил в годы Великой Отечественной войны, как наши войска прогнали фашистов, освободили город Наро-Фоминск от врагов, вспомнили героев, чьими именами названы улицы, назвали памятники защитникам Родины в нашем городе. Понравилось вам занятие? На этом наше занятие закончено.
Читайте также |
---|
Использование театрализованных игр и элементов драматизации в работе по речевому…
Использование театрализованных игр и элементов драматизации в работе по речевому развитию детей раннего возраста «Театр - это волшебный мир, он дает...
Методы и приемы, помогающие повысить мотивацию на занятиях у старших…
Методы и приемы, помогающие повысить мотивацию на занятиях у старших дошкольников Мотивация – это процесс побуждения, это совокупность внутренних и внешних...
Конспект интегрированного занятия познавательного цикла по экологии с элементами экспериментирования…
Конспект интегрированного занятия познавательного цикла по экологии с элементами экспериментирования и физкультуры в старшей группе «Юные защитники леса» Задачи: Познавательное развитие: развивать умение анализировать экологическую...