Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями на тему: «Былинные богатыри земли Русской»
Сказка будит и пленяет мечту. Она даёт ребёнку первое чувство героического ...
Она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, любовь к родине, милой матушке, отличие "правды от кривды".
И.А.Ильин.
Программное содержание:
- Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
- Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
- Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
- Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Активизация словаря:
Богатырь, былина, сказитель, нараспев, витязь, , кольчуга, сбруя, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, , булава, ножны, оберёг.
Оборудование:
Картина «Богатыри» В.М.Васнецова, «обереги» - дубовые листочки (на каждого ребёнка и гостей)
Ход:
Сегодня мы поговорим о героях – богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава об их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.
Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
– Ребята, а кто такой богатырь? ( ответы детей )
Ребёнок читает стихотворение:
Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
- Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами?
Ответы детей: Из былин, сказаний, из песен, стихотворений, из книг.
- Что такое Былина?
- Былина произошла от слова быль, было.
- Кто слагал Былины о богатырях?
Сказитель.
- Как сказитель рассказывал Былину?
- Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.
Сказитель так и говорил:
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!
- Почти в каждой из былин упоминается Киев:
А он едет-то по славному чисту полю
Прямоезжею дорожкой в стольный Киев-град.
Он приехал-то во славный стольный Киев-град
А ко славному ко князю на широкий двор.
А й Владимир-князь он вышел со божьей церкви.
Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова. Русь… Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами
- В давние–давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов Кто это были ? (татары , печенеги ). Что они делали ? ( Они ходили на Русь, разоряли сёла и деревни, города, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленное добро.)
- Послушайте, как сказитель сказывал былину об Илье Муромце.
Подъехал он ко городу Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнано врагов черным-черно,
Он как стал-то эту силу великую
И конём топтать и копьём колоть
- И побил он эту силу великую.
- Да, ребята, каждый раз вставали на защиту своей земли русские богатыри.
Беседа по картине В.М.Васнецова «Богатыри».
- Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.
- Кто изображён на картине художника Васнецова?
Ответы детей: Три богатыря.
- Кто находится в центре картины?
Ответы детей: Илья Муромец.
- Как вы догадались, что это Илья Муромец?
Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь.
- Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
- Кто слева от Ильи Муромца?
Ответы детей: Добрыня Никитич.
- Расскажите о нём. Какой он? Ответы детей: (Спокойный ,умный , рассудительный )
Славный молодец Добрыня
Взмылил конские бока,
Прямоезжую дорогу
Одолел в четыре дня
О его победах слава
На Руси давно гремит;
Налетел, ударил справа,
Под огонь подставил щит
- Кто справа от Ильи Муромца?
Ответы детей: Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей.
- Какими качествами обладал Алёша Попович?
Ответы детей: Хитростью, смекалкой, дерзостью.
Первым вызвался Алеша -
Сын ростовского попа.
Для него любая ноша
Легче мелкого клопа.
Ни один лихой боярин
Перед ним не устоит;
Под мечом его тугарин
Потерял копьё и щит.
- Как одеты богатыри?
Ответы детей: На тело надета кольчуга – железная рубашка.
- Зачем она нужна богатырям?
Ответы детей: Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.
- Что надето на головы богатырей?
Ответы детей: Шлем.
Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.
- Какие ещё доспехи имеются у богатырей?
Ответы детей: Щиты, лук, колчан со стрелами, , топор, меч – булава.
- Куда смотрит каждый из богатырей?
Ответы детей: Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.
- Что охраняют богатыри?
Ответы детей: Землю русскую, её границы.
- Главным другом богатырей был конь, лошадь. –Какая защита была у коня?
- Знаете , как одним словом можно назвать этих богатырей?
Ответы детей: Витязи! Крепкие духом !
- А вы хотели бы стать богатырями?
- Давайте проверим вашу выносливость.
Физкультминутка
Мы устали, засиделись (потянулись)
Нам размяться захотелось (рука вверху, другая внизу – рывки)
То на стену посмотрели
То в окошко поглядели (смотрим в даль)
Вправо, влево поворот
А потом наоборот (повороты корпуса)
Приседанья начинаем (стойка, ноги шире, руки на поясе)
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз
Приседать не торопись.
И в последний раз присели
А теперь на место сели (садятся)
У нас в группе - молодцы!
Как один все – удальцы!
Тысячу лет прошло, ребята, а мы гордимся делами и подвигами этих витязей – богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, и других. Если бы сказители не сказывали былины, мы бы о них не узнали.
Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословица говорит:
Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.
Поговорки:
Жить – родине служить.
Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
Человек без родины – что соловей без песни.
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило..
Кто к нам с мечом придёт - от меча и погибнет.
Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.
Уходя в поход, богатыри кланялись на все четыре стороны и читали молитву – оберёг: «Надеваю я сбрую богатырскую. Не убьёт меня в ней ни копьё, ни стрела, ни враг. Заговариваю я ратного человека Добрыню крепким заговором. Чур, слову конец, делу венец».
Собираясь на службу, в поход на подвиги ратные, просили богатыри благословение у отца, матери или у старшего по роду. Вот как благословлял Илью Муромца его отец Иван Тимофеевич: «Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела нет моего благословления. Защищай землю русскую не для золота, не для корысти, а для чести, для славушки богатырской».
А вот так просил благословления Добрыня Никитич:
А приходит Добрынюшка Никитинич к своей матушке,
А к честной вдове Амельфе Тимофеевне,
Просит у ней прощеньица-благословеньица:
- Свет государыня, моя матушка!
Дай ты мне прощение-благословеньице
Ехать-то мне в Золоту Орду,
Выправлять-то дани-выходы за двенадцать лет.
Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков.
Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь.
Ребята, знаете какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам?
- Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
А и сильные, могучие богатыри
на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням
Землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
А сейчас я подарю вам талисманчик «Листочек дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.
А вы подарите вот эти талисманчики – нашим гостям !...
(дети садятся на места)
Обращение к родителям :
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Ребёнок читает стихотворение:
Каждому слово «семья » - родное,
Даже в слове том много тепла,
Оно – словно солнце большое,
Полно и надежд, и добра.
Нас согревают мамины руки,
Они – словно солнца лучи,
А папины руки не знают скуки,
Спасут детвору от тревоги они
Беседа с родителями:
1. Как происходит воспитание патриотических чувств в семье ?
2. Какие традиции, реликвии есть в семье?
3. У кого есть генеалогическое дерево?
Используемая литература:
Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий. Интегрированный подход».- Москва, 2013 «Скрипторий»
Читайте также |
---|
Обновление развивающей предметно-пространственной, образовательной среды как условие для интеллектуального, художественного…
Обновление развивающей предметно-пространственной, образовательной среды как условие для интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольников «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь...
«Вот и лето прошло!»
«Вот и лето прошло!» (Старшая группа) Ход занятия: Перед занятием дети рассматривают фотографии о летнем отдыхе. Далее идут рассказы детей о том, где они...
Люби и знай свой край!
Люби и знай свой край! Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей...