Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями на тему: «Былинные богатыри земли Русской»

Сказка будит и пленяет мечту. Она даёт ребёнку первое чувство героического ... 
Она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, любовь к родине, милой матушке, отличие "правды от кривды".

И.А.Ильин.

Программное содержание:

  1. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
  2. Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
  3.  Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
  4.  Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Активизация словаря:

Богатырь, былина, сказитель, нараспев, витязь, , кольчуга, сбруя, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, , булава, ножны, оберёг.

Оборудование:

Картина «Богатыри» В.М.Васнецова, «обереги» - дубовые листочки (на каждого ребёнка и гостей)

Ход:

Сегодня мы поговорим о героях – богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава об их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

– Ребята, а кто такой богатырь? ( ответы детей )

Ребёнок читает стихотворение:

Силён, как вольный ветер,        

Могуч, как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей

И стариков и матерей!

- Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами?

Ответы детей: Из былин, сказаний, из песен, стихотворений, из книг.

- Что такое Былина?

- Былина произошла от слова быль, было.

- Кто слагал Былины о богатырях?

Сказитель.

- Как сказитель рассказывал Былину?

- Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

Сказитель так и говорил:

Расскажу я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские!

- Почти в каждой из былин упоминается Киев:

А он едет-то по славному чисту полю

Прямоезжею дорожкой в стольный Киев-град.

Он приехал-то во славный стольный Киев-град

А ко славному ко князю на широкий двор.

А й Владимир-князь он вышел со божьей церкви.

Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова. Русь… Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами

- В давние–давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов Кто это были ? (татары , печенеги ). Что они делали ? ( Они ходили на Русь, разоряли сёла и деревни, города, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленное добро.)

- Послушайте, как сказитель сказывал былину об Илье Муромце.

Подъехал он ко городу Чернигову.

У того ли города Чернигова

Нагнано врагов черным-черно,

Он как стал-то эту силу великую

И конём топтать и копьём колоть

- И побил он эту силу великую.

- Да, ребята, каждый раз вставали на защиту своей земли русские богатыри.

Беседа по картине В.М.Васнецова «Богатыри».

- Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.

- Кто изображён на картине художника Васнецова?

Ответы детей: Три богатыря.

- Кто находится в центре картины?

Ответы детей: Илья Муромец.

- Как вы догадались, что это Илья Муромец?

Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь.

- Из того ли то из города из Мурома,

Из того села да Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

- Кто слева от Ильи Муромца?

Ответы детей: Добрыня Никитич.

- Расскажите о нём. Какой он? Ответы детей: (Спокойный ,умный , рассудительный )

Славный молодец Добрыня

Взмылил конские бока,

Прямоезжую дорогу

Одолел в четыре дня

О его победах слава

На Руси давно гремит;

Налетел, ударил справа,

Под огонь подставил щит

- Кто справа от Ильи Муромца?

Ответы детей: Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей.

- Какими качествами обладал Алёша Попович?

Ответы детей: Хитростью, смекалкой, дерзостью.

Первым вызвался Алеша -

Сын ростовского попа.

Для него любая ноша

Легче мелкого клопа.

Ни один лихой боярин 

Перед ним не устоит;

Под мечом его тугарин

Потерял копьё и щит.

- Как одеты богатыри?

Ответы детей: На тело надета кольчуга – железная рубашка.

- Зачем она нужна богатырям?

Ответы детей: Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.

- Что надето на головы богатырей?

Ответы детей: Шлем.

Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

- Какие ещё доспехи имеются у богатырей?

Ответы детей: Щиты, лук, колчан со стрелами, , топор, меч – булава.

- Куда смотрит каждый из богатырей?

Ответы детей: Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.

- Что охраняют богатыри?

Ответы детей: Землю русскую, её границы.

- Главным другом богатырей был конь, лошадь. –Какая защита была у коня?

- Знаете , как одним словом можно назвать этих богатырей?

Ответы детей: Витязи! Крепкие духом !

- А вы хотели бы стать богатырями?

- Давайте проверим вашу выносливость.

Физкультминутка

Мы устали, засиделись (потянулись)

Нам размяться захотелось (рука вверху, другая внизу – рывки)

То на стену посмотрели

То в окошко поглядели (смотрим в даль)

Вправо, влево поворот

А потом наоборот (повороты корпуса)

Приседанья начинаем (стойка, ноги шире, руки на поясе)

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз

Приседать не торопись.

И в последний раз присели

А теперь на место сели (садятся)

У нас в группе - молодцы!

Как один все – удальцы!

Тысячу лет прошло, ребята, а мы гордимся делами и подвигами этих витязей – богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, и других. Если бы сказители не сказывали былины, мы бы о них не узнали.

Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословица говорит:

Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.

Поговорки:

Жить – родине служить.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

Человек без родины – что соловей без песни.

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило..

Кто к нам с мечом придёт - от меча и погибнет.

Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.

Уходя в поход, богатыри кланялись на все четыре стороны и читали молитву – оберёг: «Надеваю я сбрую богатырскую. Не убьёт меня в ней ни копьё, ни стрела, ни враг. Заговариваю я ратного человека Добрыню крепким заговором. Чур, слову конец, делу венец».

Собираясь на службу, в поход на подвиги ратные, просили богатыри благословение у отца, матери или у старшего по роду. Вот как благословлял Илью Муромца его отец Иван Тимофеевич: «Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела нет моего благословления. Защищай землю русскую не для золота, не для корысти, а для чести, для славушки богатырской».

А вот так просил благословления Добрыня Никитич:

А приходит Добрынюшка Никитинич к своей матушке,

А к честной вдове Амельфе Тимофеевне,

Просит у ней прощеньица-благословеньица:

- Свет государыня, моя матушка! 

Дай ты мне прощение-благословеньице 

Ехать-то мне в Золоту Орду, 

Выправлять-то дани-выходы за двенадцать лет.

Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков.

Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь.

Ребята, знаете какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам?

- Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

А и сильные, могучие богатыри

на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням

Землю Русскую

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнётся!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

А сейчас я подарю вам талисманчик «Листочек дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.

А вы подарите вот эти талисманчики – нашим гостям !...

(дети садятся на места)

Обращение к родителям :

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Ребёнок читает стихотворение:

Каждому  слово «семья » - родное,

Даже в слове  том  много  тепла,

Оно – словно  солнце  большое,

Полно  и  надежд, и  добра.

Нас  согревают  мамины  руки,

 

Они – словно  солнца  лучи,

А  папины  руки  не  знают  скуки,

Спасут  детвору  от  тревоги  они

Беседа с родителями:

1. Как происходит воспитание патриотических чувств в семье ?

2. Какие традиции, реликвии есть в семье?

3. У кого есть генеалогическое дерево?

Используемая литература:

Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий. Интегрированный подход».- Москва, 2013 «Скрипторий»



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Обновление развивающей предметно-пространственной, образовательной среды как условие для интеллектуального, художественного…

Обновление развивающей предметно-пространственной, образовательной среды как условие для интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольников «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь...

«Вот и лето прошло!»

«Вот и лето прошло!» (Старшая группа) Ход занятия: Перед занятием дети рассматривают фотографии о летнем отдыхе. Далее идут рассказы детей о том, где они...

Люби и знай свой край!

Люби и знай свой край! Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей...

Читайте также

«Профессия педагога. Её значение в современном обществе»

«Профессия педагога. Её значение в современном обществе» Размышляя на тему «Значение профессии педагога в современном обществе», я задаю себе вопрос: «А...

Развитие речи дошкольников посредством художественных произведений

Развитие речи дошкольников посредством художественных произведений В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается культура...

Из опыта работы «Эффективность техники оригами для развития связной речи…

Из опыта работы «Эффективность техники оригами для развития связной речи дошкольников» Введение Оригами - японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло мое внимание...