Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи детей подготовительной группы «Масленица, угощай!»

1. Продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями, с видами устного народного творчества.

2. Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы; способствовать развитию речи.

3. Учить детей находить приметы времени; воспитывать интерес и уважение к русской культуре .

Воспитатель. Сегодня мы побываем в нашем прошлом. Узнаем много нового и интересного.

Мы с вами живём в красивом городе, в многоэтажных кирпичных домах, у каждой семьи есть своя квартира. А как раньше было?

Дети. Раньше люди жили в деревнях, в деревянных избах.

Воспитатель. В наших квартирах сейчас есть всё: красивая мебель, бытовая техника, посуда, газовая плита, на которой мама готовит кушать. А как раньше было?

Дети. А раньше пищу готовили в печке. Печку топили дровами, и в доме становилось тепло. Дети и старики тоже спали на печке.        

Воспитатель. Верно, печь занимала центральное место в доме. Она и кормила, и грела, и сушила, и лечит. Вот почему говорят: «Печь - всему голова».

Расскажите, что ещё находилось в доме?

Дети. Большой длинный стол и лавки, за которым кушали. А вечерами за этим же столом все женщины пряли пряжу, вязали домотканые дорожки, вышивали узорами одежду и полотенца. А мужчины вырезали из берёзы и липы посуду, игрушки.

Воспитатель. Молодец! Правильно. А ещё девочки готовили для себя приданное, которое складывали в сундуки для будущей семейной жизни.

Дети.

Мне безделье недосуг

Пополняю я сундук

Вышиваю я платок

Будет счастлив мой дружок

Воспитатель. Женщины работали по дому, вели хозяйство, растили детей, ухаживали за скотиной, учились жить и работать у своих матерей. Мужчины работали в поле и выполняли мужскую работу в доме. Старики учили молодых – давали им советы, «учили уму-разуму», передавали свой опыт. Бабушки занимались с малыми детьми. Под одной крышей жили «от мала до велика», «и мал и стар».

Люди жили с верой в душе и передавали из поколения в поколение обычаи и традиции русского народа.

Но не только работали люди. Умели весело отдыхать, веселиться. А какой народный праздник мы недавно отмечали?

Дети. Масленицу, проводы зимы.

Дети.    

С давних пор и посейчас

Хоровод в чести у нас!

Нынче праздник! Эй, народ,

Заводи-ка, хоровод!

(Дети водят хоровод, звучит музыка.)

Воспитатель. На что, ребята, похож хоровод?

Дети.  Хоровод похож на солнце, на венок.

(Показываю цветочный венок).

Воспитатель. Вот почему в хороводе движение по кругу. Вся жизнь идет по кругу, все в ней связано, сомкнуто, соединено. Отсюда название – круговой хоровод.

Ребята, нас с вами ждут в гости. Вы согласны?

(Проходим в комнату народного быта. Нас встречают хозяин с хозяйкой–дети.)

Хозяйка. Здравствуйте, детушки милые, гостюшки мои дорогие! Милости прошу! Проходите в горницу.

(Дети входят в горницу с поклоном.)

Дети. Мир вашему дому, хозяюшка!

Хозяин. Ну что ж, долгожданные мои, сядем рядком, да поговорим ладком. О том, как жили люди русские, как сейчас живём, какие традиции соблюдаем.

(Дети по желанию сели на лавочки.)

Воспитатель. Ребята, хозяйка увидела нас и сказала « Здравствуйте!» А что это за слово такое? Почему мы каждый день при встрече говорим его друг другу?

Дети. Мы желаем друг другу быть здоровыми, не болеть.                      

Дети.   Говорить его надо ласковым голосом.

Воспитатель. Верно, ребята, смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.

Воспитатель. А мы сказали: «Мир вашему дому!» А что это означает?

Дети. Чтоб никаких ссор в семье не было.

Дети. Чтоб в доме было мирно, хорошо.

Воспитатель. Видите, всё это не просто слова, а добрые пожелания.

Ребята, давайте назовём пословицы, поговорки о добре, о друзьях, о труде, о весне, которые мы и по сей день вспоминаем.

Дети. Добро того учит, кто слушает.

           Добро помни, а зло забывай.

           Рабочие руки не знают скуки.

           Любишь есть калачи, не сиди на печи.

           Апрель с водой, май с травой.

           Дерево живёт корнями, а человек друзьями.

           Весёлая мысль половина здоровья.

           На солнце тепло, а возле матери хорошо.

Хозяйка. Дед Ерофей, повесели ребятушек, гостей наших.

(У деда в руках деревянные ложки.)

Хозяин.

А я дед Ерофей,

Износил сто пар лаптей,

Только пару сапог

До сих пор сносить не смог.

Хозяин.

Сшила бабка мне кафтан

Из овчины латки.

Променял я тот кафтан

На три шоколадки.

Дети.

Ох, давно блинов не ела,

Я блиночков захотела!

Ой, блины, блины, блины,

Ой, блиночки мои!

Хозяйка.

Как на масленой неделе

Из печи блины летели!

Масленица, угощай!

Всем блиночков подавай!

(Воспитатель держит поднос с блинами.)

Воспитатель.

С пылу, с жару – разбирайте,

Похвалить не забывайте!

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи!

(Дети угощают гостей-взрослых.)

Воспитатель. А мы с вами, ребята, угощаться будем в группе.

Дети.

Вот настал момент прощанья

Будет краткой наша речь:

Говорим мы до свиданья,

До счастливых новых встреч!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте…

Конспект НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в младшей группе (3-4 года) «В гости к гному Гоше и кукле Кате» Цель: Упражнять детей в правильном...

Сценарий осеннего праздника для детей 2-х лет «В гости к…

Сценарий осеннего праздника для детей 2-х лет «В гости к ежику» Дети под музыку заходят в зал. Ведущая: Ходит осень по дорожке, Промочила в...

НОД по финансовой грамотности «Разбойник «Монеточка» и его сокровища»

НОД по финансовой грамотности «Разбойник «Монеточка» и его сокровища» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации...

Читайте также

Понятие тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста

Понятие тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста Наиболее известным в отечественной и зарубежной литературе представляется изучение феномена тревожности...

Организация речевого развития детей в ДОУ «Клад волшебника» (конспект занятия…

Организация речевого развития детей в ДОУ «Клад волшебника» (Конспект занятия по развитию речи в старшей группе) Цель: Формирование правильной грамматической структуры...

Конспект по аппликации «Чайник с чашкой» для детей с ограниченными…

Конспект по аппликации «Чайник с чашкой» для детей с ограниченными возможностями здоровья, с умственной отсталостью легкой степени Подготовительная группа Цель: активизация мелкой...