«Чудо-прялка»
Конспект занятия по воспитанию любви к родному краю у старших дошкольников
(из серии тематических занятий «Русский быт»)
Программное содержание:
- знакомить детей с особенностями труда и быта людей в деревнях Белгородской области (исторический аспект);
- формировать представления об этнических особенностях русской народной вышивки и ткачества;
- воспитывать уважение к труду.
Предварительная работа: Экскурсия в краеведческий музей (рассматривали экспозицию «Русская изба XVIII века»), образцы ткачества и вышивки Белгородской области.
Материал и оборудование: Настоящие прялка и веретено (в «Уголке русского быта»), клубки различных по фактуре ниток (шерстяные, шелковые и т.п.), изделия с элементами русской народной вышивки различных регионов Белгородской области.
Ход занятия:
Организационный момент: Занятие проводится двумя воспитателями. Один из них сопровождает детей в «Уголок русского быта», помогает детям в диалогах, начинает и завершает занятие. Второй воспитатель переодевается в народный костюм, играет роль Хозяйки «Уголка русского быта».
Воспитатель: Ребята, вы, наверное, помните, какие красивые вышитые изделия мы видели в краеведческом музее. Наша Хозяйка из «Уголка русского быта» тоже большая рукодельница. Давайте сходим к ней в гости и посмотрим, какая она мастерица.
Дети входят в «Уголок русского быта». В центре стоит прялка. Хозяйка прядет нить.
Хозяйка: Здравствуйте, гости долгожданные. Проходите, присаживайтесь. Может, кто-то из вас знает, что я делаю?
Дети: Нитку прядете.
Xозяйка: Правильно, я нитку пряду. На чем пряду? (Обращает внимание ни прялку). Я вам подскажу. Это прялка. Такие прялки прежде в деревнях были в каждой избе, да и сейчас у многих ещё сохранились. Я, например, родом из села Владимировки. Все женщины нашего села прядут нитки, чтобы потом соткать из них коврики, попоны, холсты. А в каких сёлах живут ваши бабушки и дедушки?
Дети перечисляют названия сёл.
Хозяйка: А сейчас я покажу вам, как работает прялка: я пальчиками вытягиваю шерсть и кручу нитку, начинаю прясть, а нитки наматываются вот сюда. Это называется веретено. Чем больше наматывается ниток, тем толще становится веретено. Посмотрите, что веретено делает? (Хозяйка крутит веретено.)
Дети: Крутится, вертится.
Хозяйка: Вот за то, что оно вертится, его и назвали веретеном. Давайте я вас научу нитку прясть. (Хозяйка берет шерсть и объясняет.) Сначала нужно намочить пальчики, растянуть шерсть и скрутить её в тонкую нитку. Хозяйка раздает детям шерсть, предлагает растянуть и скрутить её. По ходу работы задает вопросы: Что ты делаешь?
Дети: Растягиваю шерсть. Скручиваю нитку. Пряду нитку.
Xозяйка: Вот как нелегко прясть нитки: нужно шерсть держать, нитку вытягивать и скручивать, и на веретено наматывать. Для этого у меня есть помощница - прялка. Вот я сколько ниток напряла. (Хозяйка показывает корзину с разными клубками - шерстяными, шелковыми, хлопчатобумажными. Достает из корзины шерстяные нитки со спицами) Для чего нужны эти нитки?
Дети: Чтобы вязать.
Хозяйка Что можно связать из этих ниток?
Дети: Кофту, варежки, носки, шарф.
Хозяйка: Почему лучше вязать из этих ниток?
Дети: Потому что они шерстяные, толстые, пушистые, мягкие. Из них получится тёплая одежда.
Хозяйка: А для чего нужны эти нитки? (Берёт из корзинки нитки-мулине).
Дети: Чтобы вышивать.
Хозяйка: Правильно. А что у меня в избе вышито нитками?
Дети: Полотенце, наволочка, скатерть, салфетки.
Хозяйка: Да. И это не просто вышивка. Это старинная старооскольская вышивка. Много-много лет назад так выглядели узоры на полотенцах и скатертях ваших пра-прабабушек. Вышивали мастерицы долгими осенними и зимними вечерами, часто сопровождая своё рукоделие песнями. Представьте себе, что за зиму мастерица вышивала до 50 полотенец. Вышивки были, в основном, красные и черные. Посмотрите, как это красиво: яркие птицы, крестики, петушки и розы на белом полотне. Полотно (или холст) рукодельницы тоже ткали сами. Из льняных и конопляных нитей получался материал для платьев и рубашек, а из шерстяных нитей - яркие клетчатые ковры. Были эти ковры такими красивыми и прочными, что их возили на продажу в Харьков и даже в Москву.
Воспитатель: Вы видите, сколько труда и умения прикладывает наша Хозяйка, чтобы прясть нитки, вышивать, шить. Как вы думаете, какие слова подойдут, чтобы об этом рассказать?
Дети: Хозяйка трудолюбивая, гостеприимная, добрая, она рукодельница.
Хозяйка: Спасибо, мои дорогие. Как приятно, когда твой труд ценят!
Воспитатель: Да, простой русский человек всегда умел трудиться сам и уважал труд других. А лентяев и неумех никто не любит. Давайте выучим несколько пословиц и поговорок о труде:
Рабочие руки не знают скуки;
Дело мастера боится;
У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.
Дети хором повторяют пословицы.
Воспитатель: Очень хорошо! А может быть, и вы знаете какие-нибудь пословицы о труде? Поднимите руку и скажите их нам.
Дети: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда;
Делу время - потехе час;
Кто не работает, тот не ест и т.п.
Хозяйка: Молодцы! Я уверена, что среди вас ленивых нет, и вы всегда помогаете вашим папам и мамам. Заходите ко мне ещё, всегда рада вас видеть!
Дети прощаются и уходят.
Читайте также |
---|
Дидактические игры по математике
Дидактические игры по математике «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое...
Паспорт мини – музея «Ракушки» для детей 1-й разновозрастной группы
Паспорт мини – музея «Ракушки» для детей 1-й разновозрастной группы Паспортные данные: Наименование мини – музея: «Ракушки» Профиль мини – музея: поисковая, научная...
Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы
Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век...