Конспект непосредственно образовательной деятельности
Физическое развитие «Здоровье»
Тема: «Слух»

 

Программное содержание:

Цель: познакомить детей со значением слуха.

Программные задачи:

  1. Дать детям расширенные знания об одном из важнейших органах чувств – слухе, простейшее понятие о строении и функциях уха;
  2. Показать значимость этого органа для человека, приучать беречь слух, соблюдать правила гигиены по уходу за ушами;
  3. Работать над совершенствованием навыков постановки опытов и экспериментов;
  4. Продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдения и экспериментов;
  5. Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью.

Предварительная работа:

  • Чтение О. И. Скороходовой «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир».
  • Малоподвижная игра «сломанный телефон»

Оборудование и материал:

Краски, листы бумаги с восковыми рисунками, морские ракушки, иллюстрации «строение уха», музыкальное сопровождение, проектор, экран, иллюстрация «чебурашка», иллюстрация «слуховой аппарат», таблица «ручная речь глухонемых», воронка, стакан с водой, картон, колокольчик, повязка.

 

Ход занятия

  1. Упражнения для снятия мышечных зажимов и снижения психоэмоционального напряжения "Тихое озеро".

Воспитатель: Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете...

А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду. Встаньте. Мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня.

(Упражнение проводится под спокойную, расслабляющую музыку.)

Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами будем говорить… А вот о чем мы будем говорить, вы должны догадаться сами. Я вам помогу. Отгадайте мою загадку: Угадайте кто я? У меня уши не самые большие, не самые длинные, не на макушке, не с кисточками. Как вы думаете, кто же я такой?

(Ответы детей).

Воспитатель: ребята, я вам помогу. Ответ на эту загадку вы найдете на своих листах. Вы с помощью губки должны закрасить весь лист. И на нем появится ответ на загадку.

(Дети рисуют).

Воспитатель: ну что ребята, догадались кто это?

Дети: чебурашка.

Воспитатель: правильно. Это чебурашка. Давайте посмотрим, какие у него красивые, мягкие, большие, здоровые уши.

Ребята, а вы знаете, для чего нам нужны уши?

Ответы детей: чтобы слушать окружающие звуки, были красивыми.

Воспитатель: я вам сегодня расскажу о наших ушках. И что нужно сделать , чтобы они были здоровыми.

Воспитатель: Что такое слух?

Дети: слух- способность воспринимать звуки

Воспитатель: А каким органом мы воспринимаем звуки?

Дети: ушами.

Воспитатель: Сколько у нас ушек?

Дети: два.

Воспитатель: У всех людей по два уха и расположены они по обе стороны нашей головы. В отличии от глаз, которые закрываются веками, наши уши постоянно открыты, а значит, они постоянно слышат, улавливают какие-то звуки, даже когда человек спит. Поэтому уши одни из первых могут сообщить нам об опасности.

Воспитатель: Но ведь есть люди, у которых есть проблемы со слухом, которые плохо слышат. А некоторые и совсем не слышат.

Воспитатель: Как называют человека, который не слышит?

Дети: глухой.

Воспитатель: Как можно помочь таким людям?

Дети: врачи им выписывают слуховые аппараты, можно написать на листочке.

Воспитатель: Для чего нужны еще уши?

Дети: чтобы разговаривать.

Воспитатель: Мы с вами общаемся с помощью слов. А как тогда общаются глухие люди?

Дети: с помощью жестов.

Воспитатель: Давайте и мы с вами попробуем сказать хотя бы одно слово на языке жестов. Например, слово «ПРИВЕТ»

Воспитатель: А теперь я вам покажу слово, а вы попробуйте его прочесть. (мама, папа)

Воспитатель: Давайте рассмотрим ухо друг у друга. Те, кто сидят справа, повернитесь к своему товарищу и рассмотрите его ухо. А потом поменяйтесь ролями.

Воспитатель: Что видно снаружи? (Ответы.)

Воспитатель: То, что вы описали, называется ушная раковина. Повторим. (Хоровой повтор.)

Воспитатель: Что еще видите? (Ответы: Педагог направляет внимание де­тей на наружный слуховой проход.

Воспитатель: Обследуйте свое ухо пальчиком. Расскажите о том, что вы

Воспитатель: почувствовали. (Ответы.)

Далеко ли уходит вглубь наружный слу­ховой проход? (Ответы.)

Воспитатель: Чтобы в слуховой проход не проникали пыль и микробы, его стенки выделяют особое вещество, которое называется се­рой. Сера густая, липкая, к ней прилипают пыль и микробы. А потом сера выходит из прохода, и когда мы моем уши, то удаля­ем ее вместе с грязью. А если не мыть уши, то в них скапливается очень много грязи. А
чем это вредно, кто догадается? (Ответы.)

Воспитатель: Вы смогли бы добраться пальчиком до конца прохода?

(От­вет: нет.)

Воспитатель: >Природа сделала так, чтобы никто не мог туда забрать­ся. Потому что в конце прохода есть тонкая-тонкая плёночка. Она называется перепонкой. Повторим это слово.

Воспитатель: Звук ударяется об эту перепонку, и мы его слышим.

Воспитатель: Вот мы с вами разглядели как выглядит ухо снаружи . Подумайте, на что оно похоже? (ответы детей)

(Звучит музыка «море»)

Воспитатель: Правильно, на морскую раковину. Давайте возьмем в руки и рассмотрим ее. А потом сравним с нашим ухом.

Воспитатель: Чтобы понять, как мы слышим, проделаем опыт. (Его де­монстрирует педагог.) Представьте себе, что воронка — это ухо. Широкая часть воронки — ушная раковина, узкая — наружный слуховой проход. Вода — это звук, который проходит в ухо. Кар­тон — барабанная перепонка. Теперь смотрите и слушайте. Звук через ушную раковину идет к барабанной перепонке и ударяется о нее. Перепонка дрожит. Чем сильнее звук, тем сильнее дрожит перепонка. (Педагог сопровождает объяснения экспериментом - льет воду на картон через воронку. Дети слышат звук, возникаю­щий от удара воды о картон. Вначале вода льется отдельными каплями; при повторении педагог льет воду струей. Эти опыты имитируют слабый и сильный звуки.)

Воспитатель: А теперь представьте, что какой-то мальчик решил ковы­ряться булавкой или тонкой палочкой в ухе. Что может произой­ти с перепонкой? (Ответы детей: тонкая перепонка прорвется, проколется.)

(Педагог делает в картоне или в бумаге большую дыру.)

Воспитатель: Льем воду. Что получается? (Надо постараться, чтобы вода ли­лась в таз через это отверстие бесшумно.( Ответы детей.)

Воспитатель: Да, вы правы. Вот и остался человек глухим на всю жизнь. Починить >перепонку нельзя.

Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим строение уха внутри, там, где мы не видим.

Воспитатель: Слух — способность воспринимать звуки, Звуки улавливаются наружным ухом и через барабанную перепонку и слуховые косточ­ки звуковые колебания передаются во внутреннее ухо. Затем колебания передаются по слуховому нерву в головной мозг. За долю секунды мозг обрабатывает информацию. Например: мама крикнула из окна, а гуляющий во дворе ребенок может ска­зать сам себе: «Мама зовет меня домой».

Воспитатель: Ну а как на самом деле мы слышим, давайте посмотрим на экран.

(Просмотр мультика 16.36).

Воспитатель: А что может случиться, если вы нечаянно втолкнете в на­ружный слуховой проход какой-нибудь маленький предмет, на­пример горошину или конфету? Давайте посмотрим. Вот узкая трубочка; предположим, это наружный слуховой проход. Вот в него попала горошина. Как ее достать оттуда? Попробуйте. >Переворачивать трубочку нельзя, это же не трубочка, а слуховой проход. (Дети, как ни старается, не может достать горошину.)

Воспитатель: Так будет и с вами, если заиграетесь и не заметите, как в проход >попадет мелкий предмет. Иногда и врачи не могут его вытащить. Так что будьте очень внимательны при игре с мелкими предме­тами.

Воспитатель: Проверим, хороший ли у вас слух, не повреждена ли пере­понка. Я буду произносить слова, а вы будете их повторять. (Пе­дагог произносит отдельные слова сначала обычным голосом, а потом все тише и тише. Последние слова произносятся настоль­ко тихо, что их могут расслышать только отдельные дети. Весьма важным моментом занятия, к которому следует привлечь внима­ние, является прислушивание ребят к очень тихо произнесен­ным словам).

Воспитатель: Когда лучше слышно: когда слова произносятся тихо или громко? (Ответы.)

Воспитатель: Что вы делали, чтобы услышать тихий голос? (Ответы.)

Воспитатель: Сейчас я включу музыку. Мы будем плотно закрывать уши ладонями и открывать их. Все делаем по моему показу. (Педагог включает магнитофон). Вначале закрывает и открывает уши с не­большим интервалом, затем все быстрее и быстрее.

(Звучит музыка.)

Дети, повто­ряя эти движения, слышат вибрирующий звук.)

Воспитатель: Опишите, что вы слышали? (Ответы.)

Воспитатель: А почему? Когда лучше слышно: при открытых ушах или при закрытых? (Ответы.)

Воспитатель: Почему?

Воспитатель: Проделаем знакомый опыт. Заткнем воронку ватой. Почему не слышим удара воды о картон? (Ответ детей: вода до него не доходит. Звук тоже не доходит до перепонки, если уши закрыты.

Воспитатель: Сейчас выясним, могут ли уши выполнять какие-нибудь другие обязанности, кроме слушания звуков. Петя, подойди ко мне. Мы завяжем тебе глаза, будем звонить в колокольчик, а ты гово­ри, где он звенит, далеко или близко. (Педагог указывает, кто из детей звенит в колокольчик. Петя определяет расстояние, а осталь­ные наблюдают за ним и делают выводы. Опыт повторяют с дру­гими испытуемыми).

Воспитатель: Что скажете, можно ли определить с по­мощью ушей расстояние? (Ответы).

Воспитатель: Еще один опыт. Можно ли определить с помощью ушей
направление, откуда раздался звук? Станем в круг, завяжем Олегу
глаза, поставим его в центр круга. Тот, на кого я покажу пальцем, хлопнет два раза в ладоши. Олег покажет рукой, в каком направлении раздался звук. (Испытуемыми служат 2—3 ребенка.)

Воспитатель: Ну что? Можем мы с помощью ушей определить направление, откуда раздался звук?
(Ответы.)

Воспитатель: Поиграем в игру «Узнай чей голосок». Завяжем Свете глаза. Тот, на кого я укажу, позовет ее по имени. Света должна угадать, кто ее позвал. (Опыт повторяется на 2—3 испытуемых.)

Воспитатель: Усложним игру. Окликая Диму, старайтесь изменить свой голос. (Опыт повторяют с 2—3 другими испытуемыми.) И эти ребята справились со своей задачей. Вот какие хорошие у них уши.

Воспитатель: А теперь послушаем тишину. Кто больше услышит в ней зву­ков? (Дети замолкают и слушают звуки, раздающиеся в здании, на >улице, участке детсада.)

Вывод: какие хорошие у вас уши.

Воспитатель: Мы уже знаем, что звуки бывают разными. Попробуйте определить звуки, которые вы услышите.

(Звучат разные звуки. Дети каждый раз определяют источник звука.)

Воспитатель: Последний опыт будет шумным. Я скажу вам слово. Вы его повторите. Когда я махну рукой, вы громко закричите, когда махну рукой второй раз — сразу же перестанете кричать.

Воспитатель: Начали «Елка».

(Дети повторяют. Далее действуют по описанной методике. Шум продолжается не более 3—5 с. Во время крика воспитатель произ­>носит обычным голосом другое слово, например «заяц». После восстановления тишины педагог спрашивает, какое слово было названо во время шума. Выяснится, что его никто не услышал. Это служит поводом для обсуждения вредного влияния шума на наши уши.

Воспитатель: А если заболело ухо, если в горле стало сухо,

Воспитатель: Не волнуйся и не плачь - ведь тебе поможет врач.

Ребята, как называется врач, который лечит наши уши?

Дети: лор.

Воспитатель: он лечит уши, горло, нос

Воспитатель: слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши не болели, слух оставался хорошим, нужно знать и выполнять основные правила.

Воспитатель: кто из вас их знает? (ответы детей)

Воспитатель: А кто знает, что нужно делать если вода попадет в ухо?

(Прыжки то на правой, то на левой ногах, с наклоном головы).

Воспитатель: а теперь запомните правила:

  1. Защищать уши от холода сильного ветра.
  2. Защищать уши от шума.
  3. Не ковырять в ушах.
  4. Не допускать попадания воды в ушах.
  5. Каждое утро разминать ушные раковины.
  6. Не сморкаться сильно и не втягивать в себя слизь из носа.
  7. Если уши заболели обращаться к врачу.
  8. Береги уши от ударов.
  9. Не простужать уши.

Воспитатель: кто знает, как часто надо мыть уши? (Каждый день).

Воспитатель: а теперь, чтобы слух был хорошим, надо правильно чистить уши.

У меня на столе лежат предметы, а вы выберете те, которыми можно чистить уши (спичка, спица, скрепка, карандаш, ватная палочка, стакан с водой).

Воспитатель: молодцы ребята. Чтобы слух был хорошим, надо делать массаж ушей.

Воспитатель: я научу вас его делать.

Я здоровье сберегу, сам себе я помогу,

Подойди ко мне дружок, и садись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди, и скорее покажи

Ловко с ними мы играем, вот так хлопаем ушами.

А сейчас все тянем вниз, ушко, ты не отвались!

А потом, потом покрутили козелкам.

Ушко, кажется, замерзло, отогреть его так можно.

Раз, два, раз, два. Вот и кончилась игра.

Воспитатель: молодцы, ребята. Не забывайте соблюдать правила и тогда вы реже будем встречаться с врачами.

Итог:

  • Как вы думаете, уши — важный орган? (Ответы.)
  • Зачем они нам нужны? (Ответы: уши позволяют слышать, определять направление звуков и расстояние до предметов, разговаривать друг с другом, петь песни, танцевать, слушать радио и телеви­зор, избегать несчастных случаев и др.)
  • Нужно ли их беречь? (Да.)
  • А как? (Ответы: мыть уши, не кричать громко, не заталкивать в уши посторонние предметы.)

 

Литература:

  1. Формирование представлений о себе у старших дошкольников: игры-занятия / авт.-сост. М. Н. Сигимова.- Волгоград: Учитель, 2009.- 166с.
  2. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5-8 лет - Ярославль: Академия развития, 2003.-144с.
  3. Иванова А. И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-224с.
  4. Сизова Н. О. Валеология. Конспекты комплексных занятий в детском саду. - СПб.: Паритет, 2008.- 96с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Занятие по психологии для среднего дошкольного возраста «Сказка про…

Занятие по психологии для среднего дошкольного возраста «Сказка про ёжика Прошу»

Проект «Золушка» по театрализованной деятельности в подготовительной группе комбинированной…

Проект «Золушка» по театрализованной деятельности в подготовительной группе комбинированной направленности

Сценарий осеннего утренника в детском саду для средней группы –…

Сценарий осеннего утренника в детском саду для средней группы – «Здравствуй осень золотая» Цель: Закрепить знания детей об осени. Задачи: доставить радостное...

Читайте также

Флипбук «Как появляется хлеб»

Флипбук «Как появляется хлеб»Для детей 3-4 лет Аннотация: Флипбук «Как появляется хлеб» предназначен для детей 3-4 лет. Это пособие направлена на развитие...

Квест-игра по ПДД «Загадки дяди Стёпы»

Квест-игра по ПДД «Загадки дяди Стёпы» Задачи: - закрепить полученные знания детей о правилах дорожного движения; - развивать умение ориентироваться в пространстве, мышление и...

Дидактическая игра для детей 6-7 лет по обучению чтению

Дидактическая игра для детей 6-7 лет по обучению чтению Процесс обучения чтению детей дошкольного возраста, является достаточно монотонным и однообразным занятием. Используя...