Конспект открытого занятия по изодеятельности в подготовительной группе
«Тройка» - знакомство с картиной художника В. Г. Перова
Задачи:
- Познакомить детей с творчеством В. Г. Перова.
- Дать представление о том, что сюжет картины может быть связан с изложением трагического, заставляя людей задуматься о пережитых событиях героев произведения искусства.
- Учить воспринимать трагический сюжет в литературе.
- Учить в игре подбирать слова – антонимы, которые можно употреблять во время беседы о данной картине.
- Развивать чувство сострадания, сопереживания главным героям.
Материалы: Репродукция картины В. Г. Перова «Тройка», портрет В. Г. Перова, стихотворение Н. Некрасова «Плач детей»; музыкальный репертуар: Р. Шуман «Первая утрата», мяч для игры.
Активизировать в речи детей слова: картина, рисует, пишет, мастеровые, вьюга, грустный, печальный, несчастный, прохожий.
Ход занятия:
Педагог приглашает детей в «мини-музей», где на мольберте установлена репродукция картины В. Г. Перова «Тройка».
- Ребята, сегодня я вас хочу познакомить с великим русским художником Василием Григорьевичем Перовым и с одной из его знаменитых картин «Тройка». (Демонстрация портрета художника.)
У Василия Перова была трудная жизнь. Родители его были бедными людьми. Учил его грамоте церковный дьячок и за то, что Василий умел хорошо писать пером, прозвали его перовым. И так это прозвище стало его фамилией. Трудно приходилось Василию Григорьевичу Перову, когда он учился на художника. Он даже чуть не бросил учебу из – за того, что нечего было есть и негде было жить. Но ему помог один учитель.
Василий Григорьевич начал писать картины о жизни бедняков, особенно сельских.
- Перед вами одна из таких картин о трудном детстве. (Обратить внимание детей на репродукцию картины В. Г. Перова «Тройка».) Художник назвал это произведение «Тройка».
Предложить детям рассмотреть картину. В качестве сопровождения включить (очень тихо) музыкальное произведение тревожного характера.
Беседа по картине:
- Ребята, не всегда картины рассказывают нам о счастливых, радостных событиях. Иногда сюжет картины выражает совсем другие чувства: грусть, горе, печаль, трагедию. Именно об этом нам и рассказывает картина Василия Григорьевича Перова «Тройка».
- Как вы думаете, богатые или бедные люди здесь нарисованы? Почему вы так решили? Давайте рассмотрим их одежду. Что можно сказать о ней? (Одежда изорванная, убогая, с чужого плеча.)
- В какое время происходит действие? Как вы догадались? Что можно сказать о погоде?
- Что делают дети? (Везут бочку с водой.) Какая это для них работа тяжелая или легкая? Почему вы так думаете? (Детям очень тяжело. Они втроем впряглись, будто тройка лошадей, и тянут, держась за веревку, свою тяжелую ношу.)
- На чем стоит эта бочка? (Сани едут по дороге, но всем очень тяжело: груз им не по силам.)
Игра «Слова – антонимы»:
Дети становятся полукругом.
- Я буду называть слова, а вы должны подобрать слова, которые можно использовать, рассказывая о картине.
Солнечная – хмурая,
Веселый – грустный,
Толстый – худой,
Утро – вечер,
Богатые – бедные,
Одежда новая – старая, поношенная,
Лето – зима,
Жарко – холодно,
Легко – тяжело,
Быстро – медленно,
Добрый – злой.
Дети садятся на свои места.
Дополнения воспитателя:
«В. Г. Перов изобразил холодный зимний вечер. Метет. Редкие прохожие бегут скорей домой. И только трое оборванных, обездоленных ребятишек тянут салазки с огромной бочкой, наполненной водой. Это дети – мастеровые, так называли детей, отданных в ученье. Родители отдали их какому – то мастеру, чтобы он научил их ремеслу: обувь шить, материю ткать и красить, делать булавки и иголки и др. Мастера обычно заставляли детей делать тяжелую работу. Вот и этот хозяин – мастер послал в такой холодный и ветреный вечер привезти бочку воды. Как треплет безжалостный ветер детские лохмотья. А дети ничего не замечают. Им так тяжело! Прохожий сжалился и помог, подтолкнув бочку, но и он сейчас уйдет. Длинный рукав порванного пиджака путается под ногами. Девочка решительно идет вперед. Ей хочется скорее дойти куда–нибудь и согреться.
А вот о том, кто посередине, я вам расскажу подробнее. Изо всех сил тянет он проклятую бочку… Какие страдальческие у него глаза, открыт рот! Этого мальчика Васеньку художник Перов встретил на дороге. Он вместе с мамой шел в церковь. У них все умерли, они остались вдвоем. Художник попросил, чтобы мама разрешила написать сына на картине. Мама разрешила. Василий Григорьевич Перов написал картину. Через четыре года Васенькина мама снова пришла к Перову. Она заплакала и сказала, что сын ее заболел и умер, а она хочет забрать себе картину, где есть Васенька. Василий Григорьевич Перов написал для бедной женщины отдельный портрет Васеньки на память. Ведь тогда не было еще фотографий.
- Но не только художники обращались к трагическому в жизни. Раньше детям очень часто приходилось работать, чтобы выжить. А работа для детей была тяжелая, изнуряющая. Послушайте фрагмент стихотворения Н. Некрасова «Плач детей» (читают дети):
«Где уж нам, измученным в неволе,
Ликовать, резвиться и скакать!
Если б нас теперь пусти в поле,
Мы в траву попадали бы спать.
Нам домой скорей бы воротиться,
Но зачем идем мы и туда?
Сладко нам и дома не забыться.
Встретит нас забота и нужда!
Там, припав усталой головою,
К груди бледной матери своей,
Зарыдав над ней и над собою,
Разорвем на части сердце ей».
- Чем стихотворение похоже на картину?
- О чем вы думали, когда слушали стихотворения и рассматривали картину?
Обобщение ответов детей, подведение итога.
Художник Василий Григорьевич Перов нарисовал очень грустную картину. Она рассказывает о трагической жизни детей. Всем, кто когда–нибудь видел это художественное произведение, становится жалко детей – подмастерьев, возникает желание помочь подтолкнуть огромную бочку, поделиться одеждой и едой, обогреть и приласкать их. Очень хорошо, то в ваши дни детям живется очень хорошо. У детей есть замечательные игрушки, красивая и теплая одежда, заботливые родители. Но мы должны уметь быть более заботливыми и добрыми кА к своим близким, так и к незнакомым людям, которые нуждаются в нашей помощи. Я думаю, что картина «Тройка» учит нас быть внимательными и отзывчивыми.
- Раньше фотоаппаратов не существовало, поэтому о жизни рассказывали художник в своих картинах. Но в жизни существуют не только трагические истории, но и счастливые мгновенья, мгновенья радости, удивления, веселья…
Игра «Остановись мгновенье»
Дети становятся в свободном порядке. Воспитатель предлагать изобразить при помощи мимики, позы определенное настроение.
Предлагаемые варианты: радость; кто – то сердится; удивление; очень добрый человек; испуг; самый счастливый человек.
- Ребята, я предлагаю вам запомнить вот это последнее остановившееся мгновенье. И мне очень хочется, чтобы у всех нас в жизни таких мгновений было как можно больше.
Читайте также |
---|
Формирование дивергентного мышления детей дошкольного возраста средствами дополнительного образования технической…
Формирование дивергентного мышления детей дошкольного возраста средствами дополнительного образования технической направленности Дивергентное мышление – нестандартное, творческое, креативное – это тот тип...
Консультация для родителей «Красавица весна»
Консультация для родителей «Красавица весна» Закончилась зима и наступила долгожданная весна! Весна - это самое полезное и приятное время года для...
Эссе на тему «Мы растим таланты»
Эссе на тему «Мы растим таланты» На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать...