Итоговое занятие по мотивам народных росписей
Цель. Развитие творческих способностей через ознакомление с мотивами народного орнамента.
Задачи:
1. Образовательная
1. Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве.
2. Различать виды народного декоративно-прикладного искусства.
3. Знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.
4. Различать и называть знакомые народные игрушки (Дымка), их характерные особенности, предметы разных промыслов с растительным узором (Городец, Хохлома, Жостово, Гжель).
1. Закреплять умение рисовать геометрические (круги, овалы, полосы, точки) и растительные узоры: травку, цветок, ягоду и т.д.
2. Видеть разнообразие материалов (дерево, глина, жесть, фарфор и т.д.).
3. Выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, сочетания, колорит, чередование.
2. Развивающая.
1. Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.
2. Развивать воображение, фантазию творческое восприятие через самостоятельную деятельность.
3. Развивать творческие способности.
3. Воспитательная.
1. Воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству.
2. Учить работать самостоятельно.
3. Получить эмоциональный отклик на сделанную работу.
Выставка.
Дымковской игрушки, народных промыслов: Гжель-посуда, Хохлома-посуда, Жостовские подносы, Городец – доски, матрешки.
Предварительная работа.
- Кружковые занятия по мотивам народных росписей в течение 4-х лет.
- Самостоятельная работа.
- Занятия по изо-деятельности (лепка, аппликация, рисования).
Материалы.
- гуашь разных цветов
- кисть № 3
- палитра, ложечки
- силуэт дымковских игрушек, жостовских подносов, городецких досок, гжельских тарелок, хохломской посуды
Ход занятия.
Дети стоят вокруг воспитателя.
Воспитатель. |
Ребята, сегодня мы проводим необычное занятие. Мы с вами идём на экскурсию в выставочный зал, где мы посмотрим работы народных мастеров – умельцев. Посмотрите, здесь собраны игрушки и посуда. Они не простые, их сделали русские мастера из Дымково, Городца, Гжели, Хохломы и Жостово. Посмотрите! Это вещи нынче В гости к нам пришли, Чтоб поведать нам секреты Древней, чудной красоты. Чтоб ввести нас в мир России Мир преданий и добра Чтоб сказать, что есть в России Чудо – люди – мастера! А вот какие это мастера, вы догадайтесь сами. Отгадайте-ка загадку.
|
|
♫ Загадывает загадку. Веселая красная глина Кружочки, полоски на ней, Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней, Кормилицы и водоноски, И всадники, и ребетня Собачки, гусары и рыбы А ну, назовите меня. (Дымковская игрушка)
|
||
Воспитатель. |
Что такое Дымка?
|
|
Дети. |
Игрушка глиняная, ее делают мастера, затем обжигают в печи. Все фигурки покрывают белой краской и начинают расписывать геометрическим орнаментом (волнистые линии, широкие и тонкие полосы, круги овалы, горошины, сочетание мелких и крупных элементов). Эта игрушка вятская.
|
|
Воспитатель. |
Много сказочных мест в России Городов у России не счесть. Может, где-то бывает красивей, Но не будет роднее, чем здесь. Возле Вятки самой Дымково-поселок Окоймлен лесами уголок веселый. Вечера зимою длинны, И лепили там из глины Все игрушки не простые, А волшебно-расписные Белоснежны, как березки, Кружочки, клеточки, полоски – Простой казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор.
|
|
♫ Загадывает загадку Гжель. Сине-белая посуда, Расскажи-ка, ты откуда? Видно издали пришла И цветами расцвела: Голубыми, синими, Нежными, красивыми. (Гжель)
|
||
Воспитатель. |
Что такое Гжель?
|
|
Дети. |
Гжель – это посуда, сделанная из тонкого белого фарфора, которую расписывают растительным орнаментом синего, голубого цвета. После росписи изделия покрывают глазурью и обжигают в печи. Посуда становиться блестящей.
|
|
Воспитатель. |
Синие птицы по белому небу, Море цветов голубых, Кувшины и кружки – Быль или небыль? Изделие рук золотых. Синяя сказка – глазам загляденье; Словно весною капель. Ласка, забота, тепло и терпенье, Русская звонкая Гжель.
|
|
♫ Загадывает загадку Городец. Из липы доски сделаны, И прялки, и лошадки Цветами разрисованы. Как будто полушалки. Там лихо скачут всадники, Жар-птицы ввысь летят. И точки черно-белые. На солнышке блестят. Здесь ромашки и купавки, Словно капельки росы, Расцветают здесь розаны Удивительной красы. (Городец)
|
||
Воспитатель. |
Скажите, что же такое Городецкая роспись?
|
|
Дети. |
Роспись по дереву. Основной мотив – цветок (розы, розаны, ромашки, купавки), мерцающие «оживкой». Фон не окрашен, имеет цвет дерева. Готовые изделия покрывают лаком.
|
|
Воспитатель. |
Есть на Волге город древний По названью – Городец Славится по всей России Своей росписью творец. Распускаются букеты, Ярко красками горя. Чудо – птицы там порхают, Будто в сказку нас зовя. Если взглянешь на дощечки, Ты увидишь чудеса! Городецкие узоры Тонко вывела рука!
|
|
♫ Загадывает загадку Хохлома. Разные ложки и ковши Ты разгляди-ка не спеши. Там трава вьется и цветы Удивительной красы. Блестят они, как золотые, Как будто солнцем залитые. Все листочки, как листочки Здесь же каждый – золотой. Красоту такую люди Называют… (Хохломой)
|
||
Воспитатель |
Что такое Хохлома?
|
|
Дети. |
Хохломские изделия изготовляют из липы, березы, ольхи, осины: ложки, горшки, миски, мебель и т.д. Сначала их просушивают, покрывают алюминиевым порошком и расписывают яркими красками растительным узором (завитки – стебли, травка, цветы, ягоды, листики). После росписи покрывают лаком и ставят в печь, где серебряные предметы от жара превращаются в золотые. Отсюда хохлома называется золотой.
|
|
Воспитатель |
Хохломская роспись – Алых ягод россыпь. Отголоски лета в золоте траве. Рощи-перелески, шелковые всплески Солнечно-медовой золотой листвы. Роспись хохломская словно колдовская, В сказочную песню просится сама. И нигде на свете нет таких соцветий Всех чудесней наша Хохлома.
Какую роспись я еще не назвала?
|
|
Дети. |
Жостовская роспись. Это роспись по железу. Знамениты жостовские подносы. Железные подносы покрываются черной краской, а затем расписывают различными цветами. В центре цветы крупные, а по краям – поменьше. Каждый поднос разный. Фон может быть синий, зеленый.
|
|
Воспитатель. |
Молодцы. Все росписи вспомнили. При выставочном зале работает мастерская, где вы можете на некоторое время стать мастером по росписи. На столах всё необходимое для работы. Мастера, вы можете приступать к работе. ♫ Дети работают. Воспитатель проходит, смотрит, подбадривает, советует.Под тихую русскую музыку дети работают. В конце занятия изделия мастеров выставляются на выставочный стенд. Дети вместе с воспитателем рассматривают их и любуются ими. |
Читайте также |
---|
Конспект ООД по дополнительному образованию «Музыка тела»
Конспект ООД по дополнительному образованию «Музыка тела»
Экологический проект «Моя Югра – моя планета!»
Экологический проект «Моя Югра – моя планета!» Средний дошкольный возраст
Мастер-класс для педагогов «Эвристическая беседа как метод обучения дошкольников»
Мастер-класс для педагогов «Эвристическая беседа как метод обучения дошкольников» Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения о методе...