Конспект НОД по обучению детей старшей группы двум государственным языкам (татарскому)
Тема: «Овощи»

Предварительная работа с воспитанниками:

1. Рассматривание признаков осени на прогулке.

2. Рассматривание иллюстраций, фотографий осени и других времен года в сравнении.

3. Рассматривание овощей, знакомство с ними

4. Д/И «Узнай на вкус»

5. Экскурсия в огород

6. Чтение стихов об овощах

Дидактическое обеспечение занятия:

1. Костюм «Осени»

2. 2 корзины

3. Кастрюля

4. Овощи

5. Осенние листочки для украшения группы

6. Муляжи-«Овощи»

Структура занятия:

Вводная часть-3 мин: эмоциональный настрой детей; сюрпризный момент-приход героя.

Основная часть-20 мин: знакомство с новым материалом, физкультминутка, загадки, дидактические игры, опрос детей.

Заключительная часть-2 мин: подведение итогов и анализ занятия.

Используемая литература:

1.«Магърифат» 2007 г, 20 октября

2. Р.Ягфаров: «Татар балалар фольклоры»Казан:Раннур нэшрияты, 1999 г.

3. К.Закиров «Кунел ачыйк бергэлэп»- Казан:Мэгариф, 2003 г.

4. Учебник «Голбакча»

5. Учебник «Раушан козге»

6. Р.Г. Борханова, К.М. Зарипова-«Татарча ойрэник»

Программное содержание: Обучающие задачи:

Формировать  представление детей о сезонных изменениях в природе.

Формировать знания детей об овощах : их название, классификация.

Познакомить детей с новыми словами обозначающие «Овощи»

Развивающие задачи:

Формировать у детей потребность в речевом общении.

Развивать долговременную память, произвольное внимание, учебно – игровые навыки, произвольное поведение, наблюдательность.

Воспитывающие задачи:

Формировать у детей навык взаимодействия друг  с другом, умение прийти на помощь.

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение правильно проявлять свои чувства и эмоции, желание выращивать овощи, ухаживать в летний период. Воспитывать интерес к татарскому языку.

Группа украшена осенними листочками. На столе лежат тарелки с овощами (муляжи), желтые листочки. Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель: Исэнмесез балалар! (Здравствуйте ребятки))! Как ваше настроение?

Дети: Исэнмесез!(Здравствуйте)! Хорошее!

Воспитатель: Дети посмотрите в окно на улицу. За окном какое время года?

Дети: На улице осень.

Воспитатель:

Да, дети, на улице сейчас осень.

Коз килде

Улэннэр саргайды, шинде,

Сап-сары яфраклар,

Жиргэ сибелделэр.

А сейчас я переведу это стихотворение.

Пришла осень

Травы пожелтели,

Желтые-при желтые листья

На землю упали (Г.Тукай)

Воспитатель: Дети, какие вы знаете признаки осени?

Дети: Дуют сильные ветры.

Дети: На улице холодно, люди одеваются тепло.

Дети: Идут дожди.

Дети: Птицы улетают в теплые края.

Воспитатель дополняет: Дни становятся короче, а ночи длинные. На полях, в огороде люди собирают урожай (овощи).

(кто то стучится за дверью)Приходит осень.

Воспитатель: Дети, слышите кто то стучится! Давайте откроем!? кто же это к нам пришел! это Осень к нам пришла в гости!

Осень: Здравствуйте ребятки (исэнмесез балалар) Я слышала за дверью что вы обо мне говорили.

Воспитатель: Да, мы только что вспомнили тебя.

Осень: А я пришла к вам не с пустыми руками, а принесла гостинце.

Воспитатель: Дети, давайте у осени спросим, что же она нам принесла?!

Осень: Я принесла вам много-много овощей

Осень, осень скажи нам,

Что у тебя есть в корзине

Катя достает из корзины морковку и показывает.

Воспитатель: Дети, что это?

Дети: Это морковь.

Воспитатель: Правильно, это морковь.

Воспитатель: Какого цвета морковь?

Дети: Оранжевого цвета.

Воспитатель: Да правильно. Морковь очень полезная. В морковке очень много витамина А. А вы любите морковь?

Дети: Любим.

Воспитатель: А сейчас я вам скажу как называется морковь на татарском языке.

«Кишер». Давайте все вместе скажем слово «Кишер» Ки-шер! А теперь Катя повторяет (кишер), Маша (кишер), Родион (кишер).

Воспитатель вместе с детьми:

Осень, осень скажи нам,

Что у тебя есть в корзине

Данил достает капусту, показывает.

Воспитатель: Дети, что это?

Дети: Эта капуста.

Воспитатель: Правильно, эта капуста.

Капуста зеленая, в капусте много витамина В.

А теперь послушайте как будет капуста на татарском языке. «Кэбестэ».

Давайте скажем слово «Кэбестэ» все вместе. Дети говорят.

Алина говорит (кэбестэ), Ильназ (кэбестэ), Марат (кэбестэ).

Воспитатель вместе с детьми:

Осень, осень скажи нам,

Что у тебя есть в корзине

Саша достает лук и показывает.

Воспитатель: Дети, что это?

Дети: Это лук.

Воспитатель: Правильно! А какого цвета лук, Дарина?

Дарина: Лук желтого цвета!

Воспитатель дополняет : Лук очень горький, но очень полезный.

Дети, послушайте как будет лук на татарском языке.

«Суган»! Давайте скажем все вместе «Суган»

Катя (суган), Петя (суган), Арина (суган).

Осень, осень скажи нам,

Что у тебя есть в корзине

Рома достает свеклу и показывает.

Воспитатель: Дети, что это?

Дети: Это свекла.

Воспитатель: Свекла красного цвета, очень красивого цвета и суп очень вкусный получается.

А сейчас я назову как будет свекла на татарском языке!

«Чогендер»! Давайте скажем все вместе, чогендер!

Марина (чогендер), Родион (чогендер), Маша (чогендер)

Аня достает огурец и показывает.

Воспитатель: Дети, что это?

Дети: Это огурец.

Воспитатель: Каким цветом огурец, Саша?

Саша: Огурец зеленым цветом.

Воспитатель: Огурец очень вкусный и сладкий.

Дети, послушайте как будет огурец на татарском языке!

«Кыяр». Давайте скажем все вместе «Кыяр!

Саша (кыяр), Паша (кыяр), Ирина (кыяр)

Галя достает картошку и показывает.

Воспитатель: Дети, что это?

Дети: Это картошка.

Воспитатель: Какого цвета картошка?

Дети: картошка коричневого цвета.

Воспитатель: Картошка очень сытная, богата крахмалом.

А сейчас я вам скажу как называется картошка на татарском языке.

«Бэрэнге». Давайте все вместе скажем бэрэнге.

Даша (бэрэнге), Женя (бэрэнге), Петя (бэрэнге)

Воспитатель: Нам осень очень много овощей принесла, которые полезны витаминами.

Осень: Дети, мне очень понравилось с вами. Но мне пора уходить, меня ждут дети в другом детском саду. До свиданья! (Сау булыгыз)

Дети: До свиданья (Сау булыгыз)

Осень ушла.

Физкультминутка: Давайте мы с вами

Немножко отдохнем.

«Козге жиллэр торле якка

Яшелчэлэрне очырта

Яле, кем тизрэк аларны

Кэрзиннэргэ тутыра.

А теперь я вам переведу физкультминутку на русский язык.

Осенние ветры в разные стороны,

Овощи раздувает,

Ну ка кто быстрее их,

Соберет в корзину!

(дети все вместе собирают овощи в корзину)

Ой, какие молодцы! Все очень старались!

Воспитатель: Садитесь на места

Воспитатель: А сейчас, дети мы будем отгадывать загадки, и вы постараетесь найти отгадки кто 1-ый назовет тому дам медаль с рисунком. Называйте отгадку на татарском языке.

Загадывание загадок с целью закрепления новых слов.

Вверх зеленый, низ красный

Растет на земле (морковь)

Артур: морковь!

Воспитатель: Правильно! А как будет морковь на татарском языке?

Булат: кишер!

Правильно, это морковь (кишер)! (даю медаль с рисунком «морковь»)

Без окон, без дверей

Полна горница людей (огурец)

Маша: кыяр!

Воспитатель: Правильно огурец, (кыяр)

Правильно, это огурец (даю медаль с рисунком «огурец»)

Сто одежек и все без застежек (капуста)

Даша: капуста

Воспитатель: Правильно! Но только надо сказать на татарском языке!

Игнат: кэбестэ.

Ой, какие вы молодцы!(даю медаль с рисунком «капуста)

На земле красный «петух» (свекла)

Дарина: чогендер.

Совершенно верно (даю медаль)

Когда растет едим листочек,

А когда вырастет себя (лук)

Саша: Лук

Воспитатель: А как лук на татарском языке назовем?

Маша: Суган

Правильно (вручаю медаль)

Воспитатель: Молодцы, очень хорошо отгадывали загадки.

Воспитатель: Мы сегодня с вами вспомнили много разных овощей. А сейчас мы с вами поиграем в игру.

Игра называется «Определи на вкус»

Воспитатель: Дети, у меня в корзине много овощей.

Сейчас я у Лиды закрою глаза она на вкус должна будет определить что за овощ.

Лида: Это морковь (правильно)А по татарски (кишер)

Игнат: Это огурец (верно)(кыяр)

Артур: Это картошка (правильно)

Воспитатель: А как на татарском языке будет картошка?

Маша: бэрэнге.

Хорошо! Молодцы!

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Готовим овощной суп» с целью закрепления новых слов.

Я называю овощ на татарском языке, а вы находите его в корзине и кладете в кастрюлю!

Воспитатель: Кишер!

Дети: Морковь! (кишер)Правильно, это морковь (кишер) Воспитатель: Кэбестэ!

Дети: капуста (кэбестэ) Правильно, это капуста (кэбестэ)

Воспитатель: Суган!

Дети: лук!( а как по татарски будет?!) (суган) Правильно!

Воспитатель: Чогендер!

Дети: Свекла (чогендер) Верно!

А сейчас я вас разделю на 3 подгруппы.

1 подгруппа будет резать капусту и свеклу. С помощью имитации рук.

2 подгруппа тереть морковку через терку.

А 3 подгруппа резать лук и плакать. А почему плакать?

Дети: потому что лук горький.

Приступили к работе.

А сейчас все эти овощи положим в суп.

Как вкусно пахнет! А как называется наш суп?

Дети: Свекольник                                           Дети: Борщ, Щи

Воспитатель: Правильно,                              Воспитатель: нет ребята,

дети это суп называется                               в щи и в борщ мы кладем

свекольник.                                                      картошку. А здесь картошки

                                                                          не было.

 

Воспитатель: А теперь скажите мне, что резали дети 1 подгруппы, отвечает 3 подгруппа.

Дети: капусту и свеклу.

Воспитатель: правильно.

А дети 2 подгруппы что делали, отвечает 1 подгруппа?

Дети: терли морковь через терку.

Воспитатель: совершенно верно.

И дети 3 подгруппы, отвечает 2 подгруппа.

Дети: резали и лук и плакали.

Воспитатель: какие же вы молодцы!

Мы с вами когда поедим овощной, витаминный суп, вырастим и будем крепкими и здоровыми.

Ешь ты капусту, капусту

Набирай витамин С

 

Ешь ты картошку,

Картошка вкусна и полезна.

 

Ешь ты свеклу, свеклу

Очень вкусна она.

 

Ешь ты морковку, морковку

Не болея будешь жить до конца.

 

Если ешь ты чеснок и лук

Они спасут от всех болезней.

 

Ешь ты огурец и огурец

Надо набрать аппетит.

На сегодняшнем занятии что мы нового узнали?

Дети: На занятии мы говорили об овощах!

Воспитатель: А как будет овощи на татарском языке?

Булат: Яшелчэлэр

А каких именно овощах говорили?

Марина: морковь, огурец.

Даша: капуста, свекла.

Петя: картошка, лук.

А теперь давайте скажем все это на татарском языке!

Воспитатель вместе с детьми: кишер, кыяр, кэбестэ, чогендер, бэрэнге, суган. Правильно!

Воспитатель: Молодцы. Мне очень понравилось как сегодня на занятии Марина, Даша, Артур отвечали . На этом занятии заканчивается. До свиданья. Сау булыгыз!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Новогодний переполох!

Новогодний переполох! Ну, вот и пролетели наши Новогодние праздники в ГБДОУ Детский сад № 236. Где только мы не успели побывать...

Проект «Через игру в профессию»

Проект «Через игру в профессию» Активизация речемыслительной деятельности старших дошкольников посредством использования интеллект – карт и наглядного моделирования в условиях ранней...

Мастер - класс. Ручной труд из природного материала «На морском…

Мастер - класс. Ручной труд из природного материала «На морском дне» Цель: познакомить детей с нетрадиционными формами ручного труда – пластилинографией...

Читайте также

Творческий проект «Развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного посредством…

Творческий проект «Развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного посредством танцевальной деятельности «Танцевальное конфетти» Паспорт педагогического проекта Тема проекта Развитие творческого потенциала у...

Конспект занятия по лепке для детей старшей группы «Такие разные…

Конспект занятия по лепке для детей старшей группы «Такие разные жуки» Задачи: познакомить детей со строением жука и его характерными особенностями; учить лепить...

Презентация проекта «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Презентация проекта «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»