Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию фонетической стороны речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

Цели:

Коррекционно - образовательные:

  • закрепление понятия «гласные» звуки, умение четко их артикулировать;
  • совершенствование навыка фонематического анализа и синтеза;
  • закрепление умения определять гласный звук в начале слова, подбирать слова на заданный звук и определение позиции гласного звука в слове;
  • закрепление умения производить слухо-произносительную дифференциацию гласных звуков;
  • закрепление графического образа букв А, У, И, О, Э, Ы

Коррекционно-развивающие:

  • развитие фонематического восприятия и слуха на материале гласных звуков;
  • развитие ориентировки в пространстве;
  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно - воспитательные:

  • воспитание умения работать в течение всего занятия;
  • воспитание умения взаимодействовать друг с другом;

Оборудование: звуковички, карта, осенние листья, корзинка, грибы-картинки, разнообразный природный материал, тропинка из поролона, карточки мнемодорожки для составления предложений, портретики звуковичков (для поощрения).

Содержание:

I. Оргмомент.

Психогимнастика

Логопед: Ребята, у нас сегодня гости. Вы удивились? Покажите, как вы удивились. Вы рады их видеть? Покажите, как вы обрадуетесь приходу гостей. (Дети изображают удивление и радость). Молодцы!

Они маленькие и очень любят играть. И сейчас они решили поиграть с вами в прятки. Предлагаю их поискать: А, О – в конструкторе, У, И – на телевизоре, Э. Ы – под креслом.

(ориентировка в пространстве).

Как вы думаете, кто это? (Это Звуковички, символы гласных звуков).

Вы, наверное, уже догадались, как их зовут?

(по артикуляции дети угадывают имена Звуковичков – а, о, у, ы, и, э)

Предлагаю вспомнить, почему эти звуки называются гласными? (Их можно петь. Когда мы произносим эти звуки, воздух свободно выходит изо рта. Ему не мешают ни губы, ни зубы, ни язык).

Звукодвигательная игра (логопед совместно с детьми пропевают гласные звуки с движениями рук)

{а} – и.п. – руки впереди, вытянуты, ладони вверх. произнося длительно звук а-а-а, руки развести в стороны (движение по интенсивности слабое).

{о} – и.п. – руки внизу, округло соединены, произнося о-о-о, руки через стороны поднять вверх и округло соединить над головой (движение по интенсивности слабое).

{у} – и. п. – руки перед грудью, сжаты в кулаки, произнося у-у-у, руки вытяни вперед (движение по интенсивности – с незначительным мышечным напряжением).

{и} – и.п. – движения такие же , как в упражнении на звук{у}, произнося и-и-и - , сначала руки в стороны, затем завести их слегка назад с одновременным приподниманием на носки (движение по интенсивности – с незначительным мышечным напряжением).

{э} – и.п. – руки вытянуты вперед, ладони вверх, произнося э-э-э – руки разведи, кисти рук слегка подними вверх и опусти на плечи, локти тоже чуть опусти (движение по интенсивности – без мышечного напряжения)

{ы} – и.п. - руки перед грудью, сжаты в кулаки, произнося ы – ы –ы – рывок согнутыми руками в стороны (движение по интенсивности - с незначительным мышечным напряжением).

Дыхательное упражнение:

Ребята, Звуковичкам очень понравилось и они решили пригласить нас к себе в гости, в замок гласных звуков. Но дорога непростая, с заданиями. Идем? А не заблудиться нам поможет карта.

Вспомните, какое сейчас время года? (Осень.) А какие признаки осени вы знаете? (Желтеют и опадают листья). Так вот ребята, опавшие листья закрыли карту. Какие это листья? (березовые, рябиновые, кленовые, липовые)

Давайте представим, что мы легкий осенний "ветерок" и подуем на листочки. Вот наша карта.(выставить на мольберт) Предлагаю посмотреть, что мы встретим на пути. Сначала мы пойдем по тропинке, а затем попадем в лес, лес пройдем и подойдем к реке, затем реку перейдем и окажемся в замке гласных звуков.

Ну, что, ребята, в путь! Путь нам предстоит долгий и сложный с заданиями. Скажите, а осенние тропинки, чем покрыты? А наша тропинка скучная, на ней нет листьев. Украсим ее листочками? Но мы их непросто положим на тропинку, а выполним сложное задание.

На подносах у вас разноцветные листья. Цвет листьев мне что-то напоминает? А вам напоминает? Такого же цвета кепочки у звуковичков. Звук А полюбил желтую кепку, и.т.д.

А сейчас задание: я называю слово, вы в этом слове выделяете 1-й звук , берете соответствующий листик и кладете его на тропинку.

Какая замечательная тропинка получилась!!! (осенняя, разноцветная, пестрая…)

Логопед произносит слова: осень, апельсин, укроп, этаж, овощи, улица, ирис, ананас. Дети внимательно слушают, выделяют первый звук в слове и выкладывают на поле соответствующий листик.

Какого цвета остался листик? (бордового). Бордовая кепочка у звука Ы. Что мы знаем про этот звук? (он не может стоять первый в слове) Придумаем слово со звуком Ы. и определяем позицию его в слове (птичка-помощница)

Замечательно. А теперь продолжим наш путь по украшенной тропинке.

Физкультминутка.

Осенью в лесу.

Заходи в осенний лес! Дети выполняют ходьбу на месте или по кругу.

Много здесь вокруг чудес! Разводят руки в стороны и оглядываются вокруг.

Вот березки золотые стоят, Поднимают руки вверх.

Под березками грибочки на нас глядят - Приседают и выполняют упражнение

"Грибок". На вертикально поставленный кулачок одной руки опустить округленную ладонь другой. Затем поменять руки.

В корзинку прыгнуть хотят. Встают и выполняют упражнение "Корзинка" - пальцы переплести "замочком". Ладони повернуть вверх и слегка округлить, соединив над ними большие пальцы (ручка корзинки).

Вот мы и в лесу. Кто это у нас под деревом? Ежик. Он согласен пропустить нас через лес, если мы поможем ему собрать грибы в корзинку. Вы согласны? Предлагаю взять по грибочку. Внимательно посмотрите на шляпку гриба и догадайтесь, с каким звуком придумаем слово. Словечко называем - гриб в корзинку отправляем.

Ребята, ежик благодарят нас за помощь. Предлагаю ежику на память выложить из природного материала буквы – домики , в которых живут наши гласные звуки А, У, И….

Со всеми заданиями в лесу мы справились и наш путь сейчас куда идет? (к реке) Вот мы и подошли к реке, а как же перебраться через нее?! (по мосту) А где же его взять?

(появляется рыбка в реке и подсказывает «надо прочитать предложения)

Ну, что, ребята, попробуем прочитать?

(дети по таблице читают предложения, на карте появляется мост)

Самомассаж лица.

Вот мы и пришли к замку гласных звуков.

Наш путь был такой долгий, сложный, мы справились со всеми заданиями.

Надо немного отдохнуть.

Ручки растираем (потирание ладоней)

И разогреваем (хлопки),

И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз).

Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).

Их вперёд сгибаем, тянем за мочки (нагибание ушных раковин спереди и потягивание вниз за мочки),

А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки).

Щёчки разминаем, чтобы надувались (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями).

Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).

- Улыбнитесь друг другу и нашим гостям.

III. Итог занятия.

Звуковички очень рады, что вы смогли добраться до их замка и поэтому дарят вам на память свои портретики, чтобы вы их не забывали и всегда правильно произносили и красиво писали в школе их домики – буквы.

Используемая литература:

  1. Новиковская О.А. «Логоритмика» С-П изд. «Корона»
  2. Гоголева М.Ю. «Логоритмика в детском саду старшая и подготовительная группа». М.: Айрис
  3. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. - М.: Айрис - пресс, 2004.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия-путешествия «Идем на Почту» в средней группе

Конспект занятия-путешествия «Идем на Почту» в средней группе Цель: ознакомление детей с работой почтового отделения связи. Программные задачи: Развивающие: - развивать мыслительные операции: сравнение...

Воспитание маленького гражданина

Воспитание маленького гражданина Дошкольный возраст — доступны ли в этот период жизни первые чувства патриотизма? Самые распространённые патриотические чувства в дошкольном...

Конспект НОД в области «Художественно-эстетическое развитие» для детей с (ЗПР)…

Конспект НОД в области «Художественно-эстетическое развитие» для детей с (ЗПР) старшей группы по теме «Дружные зайчата» (лепка из пластилина) Цель: создать...

Читайте также

Конструкт логопедического занятия по автоматизации [Р-Р'] с детьми 6 –…

Конструкт логопедического занятия по автоматизации [Р-Р'] с детьми 6 – 7 лет «За грибами»

1 сентября в детском саду. Праздник для всех групп детского…

1 сентября в детском саду Праздник для всех групп детского сада Дети собираются на площадке детского сада. Звучат весёлые фанфары. Ведущий -...

Мастер-класс по работе над песенным репертуаром в фольклорном ансамбле. Работа…

Мастер-класс по работе над песенным репертуаром в фольклорном ансамбле. Работа с солистами Общее пение, исполнение песен в ансамбле, хоре, всегда доставляет...